Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:23, курсовая работа
В качестве исторических источников были использованы различные указы, постановления КПСС и Советского Правительства за исследуемый период.
Среди них хотелось бы выделить особо «Декрет о расторжении брака» от 16 (29) декабря 1917 года, в котором впервые за многовековую историю России бракоразводные процессы были отделены от культовых (религиозных) организаций.
Введение. 3
Глава 1. История создания и нормативно- правовое регулирование органов регистрации гражданского состояния в России и Свердловской области. 8
1.1. История и современное состояние органов регистрации гражданского состоянии в России. 8
1.2. История и современное состояние отделов ЗАГС в Свердловской области. 20
Глава 2. История отделов записи актов гражданского состояния города Артемовского. 24
Глава 2. История отделов ЗАГС в сельской местности. 28
Заключение 33
Список источников и литературы: 35
Неисчислимые потери в Великой Отечественной войне предопределили принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений и увеличение числа населения страны.
8 сентября 1943 года в
дополнение к Кодексу был
8 июля 1944 года был принят Указ, которым всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения с 1926 по 1944 год, предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату фактического вступления в фактические брачные отношения и общих детей. Этим Указом была ужесточена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения.
14 марта 1945 года принят
Указ, установивший, что родители, вступившие
в брак после рождения ребенка,
После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу отделов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД, и 8 января 1946 года вышло Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния»30. Намечались меры как по улучшению основной деятельности отделов ЗАГС, так и по строительно-хозяйственным проблемам. В 1945-1950 годах в связи с обменом паспортов в отделах ЗАГС резко увеличилось количество дел по восстановлению актовых записей и о перемене.
В 1950-1954 гг. органы ЗАГС подчинялись Комитету Государственной безопасности СССР, в 1954-1956 гг. вновь – МВД.
В 1956 г. состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов. Отделы ЗАГС вошли в структуру исполнительных комитетов районных и городских советов. В сельских и поселковых советах также производится регистрация актов гражданского состояния. По истечении месяца сельские советы передавали составленные акты гражданского состояния в городские и районные отделы ЗАГС.
В настоящее время в Свердловской области функции по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляют 69 территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области – отделов ЗАГС в городах и районах Свердловской области31.
Проанализировав источники и литературу по теме, можно сделать следующие выводы:
На территории Егоршинского района до 1918 года действовало 8 церквей. Декрет от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния», заложил основу брачно-семейного законодательства и сыграл огромную роль в деле преобразования старых брачно-семейных отношений. С этого времени все духовные и административные учреждения, которые ранее регистрировали браки, рождение и смерть, предписали передать все регистрационные книги в волостные сельские советы, эти книги представляли собой книги записей актов рождения и крещения, бракосочетания и смерти. Каждая такая запись делалась тем священником, который венчал, крестил и отпевал прихожан своего прихода. Именно священником удостоверялось в метрической книге имена и фамилии вступающих в брак, время совершения таинства брака, год, месяц и день рождения жениха и невесты, их вероисповедание, их семейное состояние до того времени, их сословие, место жительства жениха, его занятие (а также занятие невесты," если перед браком она самостоятельно приобретала средства пропитания"). Помимо этого он выяснял грамотны ли жених и невеста и могут ли собственноручно расписаться в метрике.
В январе 1918
года Декретом «О свободе
В 1925 году, 30 октября, отдел Загс стал подчиняться Народному комиссариату Внутренних дел, назвался он бюро (стол) записей гражданского состояния при Паршинском сельском совете Егоршинского района Уральской области33.
27 июня 1925 года бюро перешло в ведение Егоршинского сельского Совета Свердловского округа Уральской области.
С 1926 года Загс Егоршинского сельского совета Егоршинского района Свердловского округа Уральской области.
На основании заявлений, поданных в отдел ЗАГС, ежегодно регистрируется около 3 тысяч актов гражданского состояния, а именно о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене имени, о смерти.
Кроме этого, на основании запросов от организаций и заявлений от граждан выдаются: архивные справки о наличии актовых записей, копии актовых записей, повторные документы.
В Артемовском районе регистрацией записей актов гражданского состояния занимается отдел ЗАГС.
За время существования органов ЗАГС менялось наименование отдела: Егоршинский рай.ЗАГС, Артемовский бюро ЗАГС, Артемовский отдел ЗАГС
Согласно описи архивного фонда на хранении в отделе ЗАГС находится более 190 тысяч актовых записей по всем видам актов гражданского состояния (а именно: о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об установлении отцовства, о перемене имени, об усыновлении, о смерти), решений городского суда об усыновлении 440, дел об исправлении актовых записей 1500, дел о перемене фамилии, имени, отчества 960, заявлений по обоюдному согласию об установлении отцовства 3250, заявлений об установлении отцовства на основании решения суда 270, и другое34.
В начале 1990-х годов начинает реализовываться идея о внедрении компьютеров в органы ЗАГС. Внедрение компьютеров подняло на новую ступень организацию труда, частично исчезло заполнение документов вручную, что позволило сократить время по заполнению документов. Различные списки и формы отчетов и заявлений печатаются сейчас на компьютере.
В настоящее время
отдел ЗАГС оснащен
Во главе коллектива в разные периоды находились следующие работники: Упорова В.И., Казакова Г.С., Вострикова Л.А., Рукомойкина Т.А., Пушкарева О.А.
В разное время руководителями ЗАГС Артемовского были:
Упорова
Казакова Галина Семеновна
Вострикова Любовь Алексеевна
Рукомойкина Татьяна Михайловна
Пушкарева Ольга Анатольевна
Никулина Татьяна Владимировна, которая возглавляет отдел Артемовского ЗАГСа в настоящее время. Когда-то она пришла сюда юной девушкой, а сегодня для сотен артемовцев стала кому крестной мамой, кому- советчиком, опорой и поддержкой. Для Ларисы Валентиновны Неустроевой и Таисьи Петровны Сунцовой работа в отделе стала делом всей жизни. (СМ. Приложение 3). Обе нашли себя здесь, умело сочетая требования государственной должности с искренним участием в жизни каждого обратившегося гражданина и жителя Артёмовского района.
В 2000 году все функции ЗАГС сельских поселений и все документы этих отделов были переданы ЗАГС г. Артёмовского.
В связи с этим была изменена структура отдела.
Структура отдела ЗАГС представляет собой следующее:
Отдел ЗАГС возглавляет заведующий, который организует всю работу отдела и несет полную ответственность за его деятельность перед государством. В подчинении заведующего работают три специалиста 1 категории. Обязанности между специалистами отдела ЗАГС распределяются в соответствии с их должностными инструкциями.
Отдел ЗАГС в своей работе взаимодействует с Управлением ЗАГС Правительства Свердловской области, Федеральными службами: прокуратурой, судом, ФСБ, ГОВД, расположенными на территории города, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Вся работа отдела ЗАГС регламентируется положением об отделе ЗАГС. Деятельность работников Артемовского отдела ЗАГС регламентируется должностными инструкциями, которые закрепляют рациональное разделение труда, предусматривают равномерную нагрузку работников.35
Артемовский отдел ЗАГС имеет круглую печать с изображением государственного герба РФ и своим наименованием, адресные штампы, штампы специального назначения по регистрации актов о заключении брака, расторжении брака.
В сельской местности
Пожелтевшие страницы актовых книг хранят историю жизни целых поколений, картину эпохи, в которую они были составлены. Изучая старые записи, можно легко почувствовать дух того времени, когда они были сделаны. Так, например, в 1920 году в графе "Род занятий жениха" книги регистрации при Мироновском Волисполкоме записано: "красноармеец", "строгальщик", "письмоводитель", "ломовой возчик"36. Невесты же того времени по роду занятий были: "прислуга", "рабочая", "конторщица". Графа "Семейное положение" делила невест того времени на три категории: «девица, вдова, разведена». В двадцатые годы подавляющее число вступало в брак первый раз в жизни, а вторичные и последующие браки были весьма редки.
Брачующиеся заявляли о добровольном вступлении в брак и расписывались, в том случае если, конечно, были грамотны в книге регистрации, предварительно уплатив гербовый взнос в размере 20 рублей. На этом церемония заканчивалась. Никаких отметок в паспортах молодожены не получали, поскольку красные книжки с серпом и молотом еще введены не были. Развод также не сопровождался большими формальностями.
После образования Уральской области
(Декрет ЦИК СССР от 3 ноября 1923 г.) губернии,
уезды, волости как административно-
До 1 июля 2000 года на специалистов
поселковых и сельских советов были
возложены обязанности в части
регистрации записей актов граж
В Буланашском поссовете:
Савельева Валентина Павловна
Фекотистова Евгения Николаевна
Белоусова Татьяна Радионовна
В Красногваредйском поссовете:
Якушева Татьяна Петровна с 1980 по 1991
Антипина Людмила Анатольевна с 1991
В Большетрифоновском сельсовете:
Киреева Валентина Михайловна
В Лебедкинском сельсовете:
Чеснокова Нина Сергеевна с 1983
В Мостовском сельсовете:
Афанасьева Нина Рихардовна с 1990
В Мироновском сельсовете:
Миронова Ольга Григорьев
В Покровском сельсовете:
Поликарпова Любовь Михайловна с 1990
В Сосновоборском сельсовете:
Глухих Ираида Алексеевна
Вандышева Татьяна Васильевна
В Шогринском сельсовете:
Никонова Любовь Флегонтовна с 1997 г.
В период с 1917 по 2000 год специалистами поселковых и сельских советов оформлено почти 80 000 записей актов гражданского состояния о рождении, заключении брака, расторжении брака, установлении отцовства, о смерти.
До 2000 года под руководством отдела ЗАГС всю деятельность органов ЗАГС в районе выполняли два поселковых и восемь сельских советов. В настоящее время согласно Федерального Закона «Об актах гражданского состояния» все записи актов гражданского состояния ведутся только городским отделом ЗАГС.
Архив
отдела ЗАГС Артемовского район
Рассмотрим эволюцию органов записи актов гражданского состояния на примере села Мироново.
С 1921 по 1922 год в Миронов существовал отдел записи актов гражданского состояния при Мироновском Волисполкоме. С 16 апреля 1924 года при Мироновском Сельском Совете. С апреля 1925 года отдел стал бюро записей актов гражданского состояния при Мироновском Сельском Совете Уральской области. С января 1926 года Мироновский сельский Совет Егоршинского района Свердловского округа Уральской области. С января 1935 года отдел стал подчиняться Народному комиссариату внутренних дел СССР. С июня 1950 года – Министерству Государственной безопасности и стал называться Отдел Актов Гражданского Состояния Мироновского сельского Совета с. Мироново Егоршинского района Свердловской области. С ноября 1955 года отдел снова сменил ведомственную принадлежность и название « Отдел актов Гражданского Состояния Исполкома Мироновского сельсовета депутатов труда Егоршинского района Свердловской области38. С марта 1961 года отдел подчинялся Исполнительному Комитету Мироновского Сельского Совета депутатов трудящихся Артемовского района Свердловской области. (РСФСР). С января 1995 года Администрация Мироновского Сельского Совета Свердловской области Артемовского района. В 2000 году произошло слияние всех с/с в отдел ЗАГС г. Артемовского.