Источники Российского Конституционного права, понятие и виды
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:37, курсовая работа
Краткое описание
Но все же, мы можем говорить, о том, что с позиции последних лет российской истории тема источников конституционного права получает все большее развитие, ее изучение продолжает стимулироваться все новыми факторами. Во-первых, на сегодняшний момент во многом изменились и были пересмотрены взгляды на само право, а от этих взглядов зависит и сам подход к определению источников и их системе.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие источника конституционного права 5
Глава 2 Федеральные источники конституционного права 12 2.1 Конституция РФ, как источник права 15 2.2. Конституционно-правовые нормы, как источники права
Глава 3 Региональные источники конституционного права 32
Так же источники конституционного
права характеризуются некоторыми специфическими
чертами. Во-первых, они связаны с организацией
и функционированием государственной
власти, от которой исходят все нормативные
акты. Например И.Е. Фарбер указывал, на
то, что «Такое соотношение власти и юридических
норм в конституционном праве, предъявляет
к его юридически источникам особое требования:
они должны не просто регламентировать
деятельность государственных органов,
предоставлять право на власть от имени
и по поручению... народа, но служить гарантиями...
народовластия, суверенитета народа».
Во-вторых источники конституционного
права определяют правотворческую деятельность
государственных органов, которые имеют
право создавать нормы права. Они формулируют
начала начала для всех остальных отраслей
и определяют систему нормотворческих
актов. Конституционным правом основы
содержания и форма источников права для
всех правовых отраслей.
Еще один признак, отличающий
источники конституционного права – это
множественность. Это означает, что нормативные
акты, регулирующие общественные отношения
издаются не одним, а как правило несколькими
органами государства. Множественность
выражена в том, что более или менее широкие
функции государства осуществляются не
одним звеном государственного механизма,
а в силу разделения властей. Чтобы при
этом не пострадало единство, государственного
руководства, нормативные акты , являющиеся
источниками конституционного права,
не должны противоречить друг другу. Это
выражено в еще одном свойстве источников
конституционного права – свойстве иерархичности.
Иерархия нормативных актов
призвана устранять возможные коллизии
между ними. Она является отражением иерархии
самих государственных органов. Потому,
как место и роль нормативных актов государства
зависят от места и роли соответствующих
органов государственной власти.
Федеральные источники
конституционного права РФ
Федеральные источники являются
одними из самых важных конституционных
источников. К их числу относятся: Конституция
РФ, а также содержащие конституционно-правовые
нормы федеральные законы, указы и другие
нормативные правовые акты Президента
РФ, нормативные постановления палат Федерального
Собрания и Правительства РФ, нормативные
акты Центральной избирательной комиссии
РФ, некоторые законы бывшего Союза ССР,
международные договоры Российской Федерации.
Особое место среди федеральных
источников занимает Конституция Российской
Федерации. Она является основным источником
конституционного права.17
Это находит свое отражение
в том, что содержатся конституционно-правовые
нормы, являющиеся основополагающими
для всех других источников конституционного
права. Конституционные нормы признают
и юридически оформляют важнейшие социально-экономические
и политические институты общества. Конституция
РФ как основной источник отрасли конституционного
права, устанавливает нормы, составляющие
ядро всей отрасли всего конституционно-правового
регулирования общественных отношений,
входящих в ее предмет.18 Конституционные нормы играют
важную роль в защите основ конституционного
строя, а также общественных и государственных
институтов. Они устанавливают объекты,
охраняемые и защищаемые ими. Такими объектами
являются: человек, его права и свободы
(ст. 2 и 18), народовластие (ст. 3), суверенитет
Российской Федерации, целостность и неприкосновенность
ее территории (ст. 4), земля и другие природные
богатства (ст. 9), идеологическое и политическое
многообразие (ст. 13) и др.
Конституционные нормы закрепляют
принцип законности, придавая
ему всеобщий, универсальный
и обязательный характер. Творческие,
стимулирующие, созидательные свойства
конституционных норм проявляются в установлении
ими целей и задач развития общества и
государства. В результате содержащая
их Конституция выступает как высший политико-правовой
ориентир такого развития, как средство
и способ социальной ориентации.19
Конституционные нормы, как
правило, имеют всеобщий, универсальный
характер и обращены ко всем, либо ко многим
видам субъектов и они не предусматривают
исчерпывающих определений прав и обязанностей
конкретных субъектов. Важной чертой,
характеризующей Конституцию как основной
источник конституционного права, является
широта содержания ее норм. Если все другие
источники конституционного права связаны
с регулированием какой-либо одной сферы
общественных отношений, то Конституция
воздействует на все сферы жизни общества:
политическую, экономическую, социальную,
духовную.
Так же конституция является
важнейшим политическим документом и
включает в себя ряд положений, имеющих
политическую направленность. Конституция
включает ряд положений, имеющих ярко
выраженную
политическую направленность.
В их число входят положения, закрепляющие
принципы народовластия (ст.
3) и принцип разделения властей (ст. 10),
политическое многообразие и многопартийность
(ч. 3 ст. 13), политические права и свободы
граждан (ст. 30, 31, 33) и др.
Таким образом, Конституция
представляет собой правовой акт, в котором
социально-политические и правовые характеристики
общества настолько тесно переплетены
между собой, что образуют органически
целостную политико-правовую структуру20.
Конституция дает характеристику
экономической основы государства. Это
нашло свое отражение в том, что она гарантирует
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержку конкуренции
и свободу экономической деятельности
(ст. 8). Конституционные нормы решают, какие
формы собственности государством признаются
и гарантируются (ст. 8, 9, 36).
Затрагивает она и социальную
сферу. Конституция объявляет Российскую
Федерацию – социальным (ч.1 ст. 7) и закрепляет
право каждого свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию, а также
право на защиту от безработицы (ст. 37).
Наиболее характерные черты
социального государства отражаются
в его социальной политике,
которая в соответствии с Конституцией
(ст. 7) направляется на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Конституция РФ определяет
основные направления социальной политики
государства, таких как: охрана труда и
здоровья людей (ст. 37, 41); обеспечение государственной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан
(ст. 38, 39); установление государственных
пенсий, пособий и иных гарантий социальной
защиты (ст. 39); установление гарантированного
минимального размера оплаты труда (ч.
3 ст. 37). В ней также указывается (ч. 3 ст.
39), что в стране поощряются создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.
Главенство Конституции среди
источников конституционного права определяется
и тем, что она имеет высшую юридическую
силу (ч. 1 ст. 15). Высшая юридическая сила
Конституции определяет ее место в иерархии
нормативных правовых актов, действующих
в Российской Федерации. Это обусловлено
прежде всего тем, что Конституция содержит
правовые нормы, касающихся наиболее важных
вопросов общества и государства. Придание
Конституции высшей юридической силы
означает, что она является правовым актом
высшего порядка и что ее нормы служат
основой и исходной точкой прочих норм,
составляющих систему права. Все другие
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны ей противоречить.
Акт, противоречащий Конституции, либо
отменяется, либо приводится в соответствие
с ней21.
2.1 Конституция РФ, как источник права.
Являясь основным источником
конституционного права, Конституция
служит базой текущего законодательства,
определяет его характер.
Законодательство призвано
развивать предписания конституции и
при этом, в самой конституции предусматривается
необходимость принятия нормативных актов.
Например, в ч. 2 ст. 114 указывается, что
порядок деятельности Правительства определяется
федеральным конституционным законом.
В Конституции может содержаться указание
на то, что определенные отношения регулируются
законом, хотя при этом его вид и наименование
не называются. Так, согласно ч. 1 ст. 39 каждому
гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.
Будучи базой для текущего законодательства,
Конституция вместе
с тем является актом прямого
действия. Конституция обладает всеми
качествами нормативного акта и в значительной
части вообще не нуждается в конкретизации
другими законодательными актами. Вместе
с тем в задачу Конституции не входит детальное
урегулирование общественных отношений.
Многие ее нормы носят общий характер.
Конституционные нормы участвуют в
урегулировании общественных отношений.
Все они обладают регулирующим значением
и имеют действующий характер.
Например, согласно ч. 1 ст. 1Конституции
Россия — демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления. Конкретных обязанностей
на субъектов эта норма не возлагает. Однако
именно из нее исходит конституционное
и иное правовое регулирование. Законы
и иные правовые акты, издаваемые на основе
Конституции, развивают и дополняют эти
и другие ее положения. В этом и состоит
прямое действие нормы.
Все это дает основание сделать
вывод о том, что любая конституционная
норма независимо от занимаемого ею места
в Конституции,
выполняемых функций и преследуемых
целей является действующей правовой
нормой, а сама Конституция — такой частью
законодательства,
которая оказывает регулирующее
воздействие на общественные отношения,
ограничивает государство и его органы
правом, закрепляет права и свободы человека
и гражданина в качестве субъективных
прав, возлагающих на государство вполне
определенные обязанности и подлежащих
судебной защите. Именно в этом заключается
смысл прямого действия конституционных
норм22.
Обеспечение прямого действия
Конституции является одной из
главных задач судов. В связи
с этим в ряде постановлений Пленума
Верховного Суда РФ давались
разъяснения, которые ориентировали
суды на применение Конституции
РФ как акта прямого действия при
рассмотрении гражданских и
уголовных дел23.
Одной из существенных черт
конституции, определяющей ее как основной
источник конституционного права, является
ее учредительный характер. Учредительный
характер конституции обусловлен особенностью
субъекта, принимающего конституцию –
народа Российской Федерации. Поскольку
народ в демократическом государстве
является носителем суверенитета и единственным
источником власти, только он обладает
и ее высшим проявлением— учредительной
властью. Это означает, что именно народ
имеет право принимать конституцию и посредством
ее учреждать те основы общественного
и государственного устройства, которые
он для себя выбирает24. Именно на признания ее учредительной
природы основывается особый порядок
принятия конституции Российской Федерации,
ее верховенство, роль в правовой системе
государства и ее «непререкаемость для
всех учрежденных ею же властей, в том
числе и для законадательной.»25
Обладая учредительным характером,
Конституция по сравнению с другими источниками
конституционного права является актом
наивысшего правового уровня и общественного
значения.
К источникам конституционного
права, содержащим нормы общефедерального
значения, относятся федеральные законы.
В иерархии источников конституционного
права федеральный закон занимает главное
после Конституции место . Это обусловлено
принципом верховенства закона, которое
свойственно правовому государству, ограничивающее
себя действующими в нем законами, выражающими
волю народа, которым обязаны подчиняться
все без исключения государственные органы,
должностные лица, общественные объединения
и граждане.
Верховенство закона прежде
всего означает, что главные, основополагающие
общественные отношения во всех сферах
общественной
жизни, не урегулированные Конституцией
регулируются не просто правовыми актами,
а именно законами.
Так же, верховенство закона
означает его всеобщность, т.е. стремление
к тому, чтобы не оставалось неурегулированных
законом областей жизни общества, куда
могли бы «прорваться» и разрастись другие
акты, оттесняя законы.26
Законы обладают наибольшей
юридической силой по отношению к
нормативным актам и они являются
высшей формой выражения государственной
воли народа. Поэтому, провозглашая и обеспечивая
верховенство закона, правовое государство
утверждает в обществе принципы и ценности
демократического государства.
Согласно Конституции РФ (ч.
2 ст. 4) федеральные законы имеют верховенство
на всей территории Российской Федерации,
а органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
их соблюдать (ч. 2 ст. 15). Все другие нормативные
акты, издаваемые в нашей стране, должны
приниматься на основе действующих законов
и в соответствии с ними. Именно поэтому
эти акты и получили название подзаконных.
Все они создаются с целью реализовывать
положения законов.
И только наличие целостной
системы законодательства может обеспечить
верховенство закона, охватывающего все
сферы жизни общества. «Отсюда следует
необходимость обеспечения динамичного
правового урегулирования общественных
отношений посредством научно обоснованных
правовых норм, отвечающих объективным
потребностям прогресса общества, поддерживающих
и поощряющих творческую активность людей»27.
Итак, принцип верховенства
закона означает, что подлежащие правовому
регулированию основные, важнейшие общественные
отношения
должны регулироваться в первую
очередь законом. Разногласия, возникающие
между законом и другими нормативными
правовыми актами, должны разрешаться
на основе главенствующей роли закона.
Согласно Конституции РФ федеральные
законы принимаются Государственной Думой
(ч. 1 ст. 105).
Никакой другой орган не обладает
правом издания законов. Федеральные законы
принимаются большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной
Думы, если иное не предусмотрено Конституцией
РФ (ч. 2 ст. 105).
Принятые Государственной Думой
федеральные законы в течение
пяти дней передаются на рассмотрение
Совета Федерации (ч. 3 ст. 105). Федеральный
закон считается одобренным Советом Федерации,
если за него проголосовало более половины
от общего числа членов этой палаты либо
если в течение 14 дней он не был рассмотрен
Советом Федерации.
В случае несогласия Государственной
Думы с решением Совета Федерации федеральный
закон считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не
менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной
Думы (ч. 5 ст. 105). Это означает, что такой
порядок принятия закона вносит изменения
в систему действующих правовых норм и
свидетельствует о том, что закон носит
нормативный характер в отличии от других
правовых актов, который могут быть как
нормативными так и ненормативными.