Источники Российского Конституционного права, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Но все же, мы можем говорить, о том, что с позиции последних лет российской истории тема источников конституционного права получает все большее развитие, ее изучение продолжает стимулироваться все новыми факторами.
Во-первых, на сегодняшний момент во многом изменились и были пересмотрены взгляды на само право, а от этих взглядов зависит и сам подход к определению источников и их системе.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие источника конституционного права 5

Глава 2 Федеральные источники конституционного права 12
2.1 Конституция РФ, как источник права 15
2.2. Конституционно-правовые нормы, как источники права

Глава 3 Региональные источники конституционного права 32

Заключение 42

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 96.01 Кб (Скачать файл)

Закон является формой выражения государственной  воли российского многонационального народа. Этим обусловлена его главенствующая роль в праве. Законами регулируются наиболее важные отношения в обществе. В большинстве случаев нормы, содержащиеся в законе, регулируют уже сложившиеся на практике отношения. В тех же случаях, когда законом создаются новые отношения оцениваться  здесь в первую очередь будет их особая актуальность и значимость для жизни государства и общества.

Закон обладает высшей юридической силой по отношению к актам

всех других государственных органов. Она проявляется в непререкаемости закона, выражающейся в том, что никакой другой орган кроме Государственной Думы не может отменять закон, а издание нового закона в большинстве случаев влечет за собой отмену или изменение других нормативных актов.

 

 

Высшая юридическая сила закона находит выражение и в обязательном

соответствии ему всех других нормативных актов. Так, в ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указывается, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить федеральным законам. Статья 115 Конституции РФ, в частности, устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства РФ издаются на основании и во исполнение федеральных законов и в случае противоречия их федеральным законам могут быть отменены. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с компетенцией Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.28

 

Одной из разновидностей федерального закона является федеральный конституционный закон. Они были официально признаны в Российской Федерации  с принятием Конституции РФ 1993 г. Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов и в ч. 1 Ст. 108 сообщает, что  федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

В литературе проводилась типология законов, которые по своей природе являются конституционными, аргументировалась необходимость выделить их в самостоятельную группу  актов и именовать их понятием «конституционный закон». Указывалось, что предметом регулирования таких законов являются «собственно конституционные отношения», что эти конституционные законы были бы «своеобразным «обрамлением» Конституции и непосредственно связующим звеном между  ними и остальными законами, иными правовыми актами». Но в СССР и РСФСР понятие «конституционный закон» так и не сложилось.29

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы   «О Конституционном Суде Российской Федерации »; «О референдуме Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; о Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70). Кроме того, подлежат принятию в соответствии с Конституцией федеральные конституционные законы о чрезвычайном положении (ст. 56); об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); о режиме военного положения (ст. 87); о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации (ст. 137), которые также будут содержать конституционно-правовые нормы. 30

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 108) федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Это означает, что применительно к федеральным конституционным законам Президент РФ не располагает правом отлагательного вето.

«Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам» ( ч. 3 ст. 76 Конституции РФ). Это говорит о том, что Федеральные конституционные законы имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам, принимаемым государственными органами.

Все федеральные законы в Российской Федерации различаются, прежде всего по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться. По этому признаку конституционно-правовые федеральные законы делятся на те из них, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации, и те, которые принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.31

К ведению Российской Федерации относятся: законы о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, о порядке их опубликования и вступления в силу (например, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат

Федерального Собрания» ; законы о федеративном устройстве и территории Российской Федерации (например, Закон РФ от 3 июля 1992 г. «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации»); законы о регулировании

и защите прав и свобод человека и гражданина, о гражданстве в Российской Федерации (например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»); законы о регулировании и защите прав национальных меньшинств (например, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов») и т.д.32

Ко второй группе федеральных законов, принимаемых по предметам

совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относятся: законы об обеспечении законности, правопорядка и общественной безопасности (например, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»8); законы по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях

граждан») и т.д.33

Кроме этих двух видов федеральных конституционных законов к источникам конституционного права относятся и законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Об этом виде законов говорится в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ.34

Конституционный суд установил, что Конституция РФ, регламентируя порядок внесения поправок в конституцию, определяет в ст. 136, что поправки к главам с 3 по 8 Конституции Российской Федерации в порядке,

предусмотренном для принятия федерального конституционного

закона, и вступают в силу лишь после их  одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

Но  процедура принятия поправок к гл. 3—8 Конституции РФ отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона.  Во-первых, количеством субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы

(ст. 104 Конституции РФ). Во-вторых, для вступления поправок в  силу требуется их одобрение  органами законодательной власти  не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136 Конституции РФ).

Так же следует указать, что федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу указания ст. 136 и 108 для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Как и федеральный, федеральный конституционный закон тоже не может быть формой для принятия поправки. В частности в ч.1 ст.108 говориться, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. 35

 

Еще одним важным видом федеральных источников конституционного права являются содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ. Согласно Конституции РФ  ( ст. 90) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Среди нормативных актов, особое место занимают указы, принимаемые Президентом РФ, Они принимаются в процессе осуществления Президентом государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий в организационно-политической области, например: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».36Для указов  Президента характерна их направленность на конкретизацию и детализацию принципов закона и издаются они в строгом соответствии с этим законом.

Указы служат дополнительным средством правового воздействия на общественные отношения, а так же могут устанавливать ряд новых правовых норм, способствующих реализации закона. В качестве примера конкретизации закона, указом президента, можно привести Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г.37

 

Среди источников конституционного права важное место занимают

акты палат Федерального Собрания, содержащие конституционно-правовые нормы.38

Согласно Конституции РФ (ч. 2 и 3 ст. 102 и ч. 2 и 3 ст. 103) Государственная Дума и Совет Федерации принимают большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации постановления по вопросам, отнесенным к их ведению. Следует сказать, что среди постановлений палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным вопросам.

Особую роль среди актов палат играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. Надо сказать, что далеко не все ученые-конституционалисты включают эти акты в число самостоятельных источников конституционного права . Значительная часть из них не делает этого.

Регламент — это нормативный акт, устанавливающий внутренний распорядок деятельности палаты Федерального Собрания, способы осуществления конституционных полномочий. Принятие регламентов палат предусмотрено Конституцией РФ (ч. 4 ст. 101), в которой указывается, что каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. 39

Регламенты палат содержат правила, устанавливающие порядок осуществления палатами своих конституционных полномочий. Однако они не исчерпывают всех предписаний относительно порядка деятельности палат. Наиболее важные для обеспечения демократической деятельности устанавливаются Конституцией РФ. В их число входят: порядок созыва первого заседания Государственной Думы и его открытия; процедура совместной деятельности палат; принцип гласности и допустимость проведения закрытых заседаний; избрание председателей палат и их заместителей и их обязанности; образование палатами комитетов и комиссий; проведение ими по вопросам их ведения парламентских слушаний; принятие палатами своих регламентов и решение вопросов внутренней жизни; порядок принятия законов, а также постановлений палат и др.40

В число источников конституционного права входят правовые акты

Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов,

нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции РФ).

Поскольку Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 114) обеспечивает проведение в Российской Федерации финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеративной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также ряд других полномочий, в его функции входит обширная правотворческая деятельность, в том числе и в конституционно-правовой сфере.

Обычно нормы конституционного права содержатся в постановлениях

Правительства РФ, касающихся конкретизации правового статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев. В число такого рода актов входят, в частности, постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»41; от 5 ноября 1997 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»42 ; от 22 февраля 1997 г. «О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»43.

Значительную группу образуют постановления, связанные с регламентацией организационно-правотворческих аспектов деятельности Правительства РФ, обеспечением его взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием и другими государственными органами. В число этих актов входят: постановления Правительства РФ от 21 декабря 1996 г. «О совершенствовании взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации»44; от 20 марта 1997 г.«О Полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации»45.

Еще одну группу источников конституционного права образуют постановления Правительства, касающиеся учреждения правительственных

наград и определения их статуса. Примером здесь может быть, постановления Правительства РФ от 31 мая 1995 г. «О Почетной грамоте Правительства Российской Федерации»46.

Многие постановления издаются с целью конкретизации и детализации законов и указов. Однако Правительство может регламентировать общественные отношения, не урегулированные в законодательных актах. Во многих его постановлениях содержатся первичные нормы, которые имеют важное значение . Это обстоятельство, разумеется, не умаляет важной роли постановлений Правительства для реализации законов, хотя и не обеспечивает им, как полагает Ю.А. Тихомиров, «ключевое положение в иерархии правовых актов», которое призваны занимать законы.47

Если подвести итог вышесказанному об актах правительства, то мы можем резюмировать, что, поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 115 Конституции). Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения  Правительства РФ должны быть официально опубликованы.

Информация о работе Источники Российского Конституционного права, понятие и виды