Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 19:36, курсовая работа
Актуальность исследования. Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Введение…..………………………………………………….……………………2
Глава 1. Понятие охраны памятников культуры.
История охраны памятников истории и культуры в России………………………………………………………………….……….5
Классификация памятников истории и культуры в РФ….……………………………………………………………………….….12
1.3. Оценка современного состояния памятников культуры и истории…………………………………………………………………..15
Глава 2 . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры.
2.1. Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры. ………………………………………………….………………….21
2.2. Зарубежный опыт охраны памятников культуры…………………25
2.3. Основные современные методы сохранения памятников…….….31
Заключение.……………………………………………………...…………34
Литература. ……………………………………………………….……...36
Содержание
Введение…..…………………………………………………
Глава 1. Понятие охраны памятников культуры.
1.3. Оценка современного
состояния памятников культуры
и истории……………………………………………………………
Глава 2 . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры.
2.1. Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры. ………………………………………………….………………….21
2.2. Зарубежный опыт охраны памятников культуры…………………25
2.3. Основные современные методы сохранения памятников…….….31
Заключение.…………………………………………………
Литература. ……………………………………………………….……...36
Введение
Актуальность исследования. Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.
Данная проблема - сохранение памятников истории и культуры России - разработана, в основном, узкими специалистами, поэтому получить необходимую актуальную информацию по теме удалось из отчетов организаций, специализирующихся на сохранении памятников истории и культуры и отчетов научно-практических конференций, а также из федерального закона № 73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.
Степень разработанности темы исследования.
В своей курсовой я исследовала решение проблем сохранения памятников культуры, а именно какие инновационные технологии существуют для этого. Данную тему разрабатывали такие ученые и исследователи как Литвинова О.Г., Ребекка Мак-Клири, Углева И.К., Вахитов А.К. и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения в области правовой защиты памятники истории и культуры России.
Предметом исследования являются нормативные акты в области защиты культурного наследия России, а также программы по сохранению памятников.
Цель работы - изучить законодательство и специальную литературу по вопросам правовой защиты памятников истории и культуры.
Задачи:
1.Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2.Изучение государственной политики в области охраны памятников истории и культуры.
3.Изучение инновационных методов охраны памятников истории и культуры.
Методологическая основа.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания, а также на следующие методы социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (в первой содержится три подпункта, и во второй три), заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие охраны памятников культуры.
История охраны памятников истории и культуры - это система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Специалисты именуют памятниками истории и культуры объекты, находящиеся на учете и под охраной местных или центральных органов охраны памятников и имеющих особый паспорт. Критериями для признания тех или иных зданий и объектов памятниками служат, как правило, время постройки (хронологический), авторство известных зодчих, связь с окружающей застройкой (экологический), а также с историческими событиями и различными деятелями (мемориальный).
Охране подлежат литературные (книги, рукописи и т. д.) и исторические памятники (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью исторических деятелей и т. п.), памятники градостроительства и архитектуры (архитектурные ансамбли и здания, исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов и др.), памятники археологии (остатки древних укреплений, поселений, захоронений, скульптурные изваяния, наскальные изображения и т.п., древние орудия труда и др.), произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документальные памятники (государственные документы и акты, кинофотодокументы, звукозаписи и т. д.), имеющие национальное и международное значение.
Деятельность в сфере охраны памятников истории и культуры слагается из научно-исследовательских работ (поиск, изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания государственных законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры, принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку зданий, вывоз произведений искусства за границу и т. п., разработка инструкций о порядке учета, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервации и реставрации работ, популяризации памятников как исторического и культурного достояния.
В результате пожаров, войн, социально-политических катаклизмов, естественного процесса старения построек, из-за невежества населения и "благоустроительной" деятельности властей с лица земли безвозвратно исчезло множество шедевров архитектуры и искусства.1
Начало охраны памятников истории и культуры относится к античной эпохе. В V в. император Майориан издал эдикт против разрушения гражданами существующих зданий, использования их в качестве каменоломен. Идеи охраны памятников истории и культуры, близкие современным, возникли в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и развитием коллекционирования. Интерес к истории и памятникам старины возрос в эпоху Просвещения вместе с формированием научных знаний. В период Великой французской революции 1789-94 декретами конвента памятники истории и культуры впервые были объявлены всенародным достоянием, были национализированы частные художественные собрания (декрет о создании музея Лувра, 1791). В 1795 была создана государственная служба охраны памятников. В XIX - начале XX в., в эпоху буржуазных революций и роста национального самосознания народов, во многих государствах Европы памятники национальной истории и культуры были взяты под государственную опеку (закон о запрещении вывоза памятников искусства, издан в Греции в 1834). Были созданы первые государственные инспекции (во Франции в 1830, в Пруссии в 1843), изданы положения (во Франции в 1887, дополнено в 1962; в Италии в 1902 и 1909, дополнено в 1939; в Польше в 1918 и 1928, и др.), а также законы об охране памятников истории и культуры, начаты работы по их научной систематизации, каталогизации, консервации и реставрации. После варварского разрушения фашистами в период Второй мировой войны 1939-45 многих европейских городов и ценнейших художественных памятников деятельность в сфере охраны памятников значительно активизировалась. Положения об охране памятников были изданы в Польше (1945, обновлено в 1962), Японии (1950), Египте (1951), ГДР (1952, обновлено в 1962), Чехословакии (1958), Югославии (1959) и других странах. Проведены огромные работы по восстановлению и реставрации городов и памятников, пострадавших в годы войны. Разработкой вопросов охраны памятников истории и культуры в международном плане занимается ЮНЕСКО. По его инициативе принято несколько международных конвенций: "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта" (1954), "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности" (1970), "Об охране всемирного и природного наследия" (1972). Вопросами охраны памятников истории и культуры занимаются также Международный совет музеев (с 1946), Международный исследовательский центр по охране и реставрации культурных ценностей (с 1959), Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (с 1965).
В России меры по охране отдельных памятников старины впервые были приняты Петром I (1722). Указами 1838 и 1839 была утверждена государственная опека над памятниками, начата работа по их учёту и каталогизации. Большой вклад в организацию охраны памятников истории и культуры внесли Императорская археологическая комиссия (с 1850) и Московское археологическое Общество (с 1864).2 Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. На проводившихся обществом археологических съездах (с 1869 г) неоднократно обсуждались проекты охраны ценных сооружений на всей территории России. Во многом благодаря активности членов общества различными ведомствами империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). Менее масштабный характер носила деятельность созданного в 1909 г. в Санкт-Петербурге Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Председателем общества был великий князь Николай Михайлович, членами - В.В. Верещагин, Н.К. Рерих, А.В. Щусев, Н.К. Врангель.
Постепенно к концу 19 в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли знатоков и любителей местной старины.
Хотя до революции так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины, благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Императорская семья, церковь, государственные учреждения, городские власти, дворянство и купечество принимали участие в сохранении церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей.
Революционные потрясения 1917 г., гражданская война и последующие события коренным образом изменили отношение к памятникам искусства и старины. Разрушение старой государственной системы, тотальная национализация и уничтожение частной собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники старины в тяжелейшее положение. Начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел) .
При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. К сожалению, в новой системе охраны памятников не нашлось места Московскому археологическому обществу, губернским ученым комиссиям, архивным комиссиям и епархиальным церковно-археологическим обществам - все они были упразднены вскоре после революции. Способы охраны памятников были самые разные: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация); выдача охранных грамот владельцам частных коллекций.
Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. Значительную роль в изучении местных историко-культурных реликвий на местах сыграло в 20-е гг. краеведение.
Позже в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х - первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.
Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китай-городская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др. Робкие попытки охранить памятники законодательными актами не смогли в 30-е гг. остановить волну разрушения. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон культурному наследию СССР. В результате военных действий сильно пострадали замечательные постройки в Подмосковье, окрестностях Ленинграда, в Новгороде, на Украине, в Белоруссии и Крыму.
Информация о работе Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры