Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Содержание

Введение…..………………………………………………….……………………2
Глава 1. Понятие охраны памятников культуры.
История охраны памятников истории и культуры в России………………………………………………………………….……….5
Классификация памятников истории и культуры в РФ….……………………………………………………………………….….12
1.3. Оценка современного состояния памятников культуры и истории…………………………………………………………………..15
Глава 2 . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры.
2.1. Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры. ………………………………………………….………………….21
2.2. Зарубежный опыт охраны памятников культуры…………………25
2.3. Основные современные методы сохранения памятников…….….31

Заключение.……………………………………………………...…………34
Литература. ……………………………………………………….……...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Эльвира новая.docx

— 74.06 Кб (Скачать файл)

Представляет интерес схема осуществления налоговых льгот для тех, кто участвует в восстановлении исторической недвижимости. Данная недвижимость входит в государственный реестр исторических мест, работа по восстановлению сертифицирована. Возможны налоговые рассрочки, когда, например, группа компаний, которые поддерживают проекты по возрождению исторических мест, в обмен получает право на рассрочки по выплате налогов (налоговые кредиты). Налоговые льготы касаются не только инвесторов, но и тех, кто восстанавливает исторические дома для собственного проживания. Так, если восстанавливается старый дом, то его стоимость после восстановления значительно возрастает, а вместе с ней и налог на имущество. Но, учитывая затраты на  восстановление дома, практикуется система замораживания долгов – то есть за восстановленный объект платится такой же налог, как до восстановления.

Также следует отметить опыт создания трастовых управлений по сохранению историко-культурного и природного наследия в некоторых странах. Система траста 1, созданная в Великобритании, получила дальнейшее развитие в некоторых странах. На основе трастового управления создаются эффективные правовые и экономические механизмы сохранения исторических объектов.

Проблемы в сфере охраны культурно-исторического наследия существуют во всех странах, но они постоянно находятся в поле зрения государства и общества. Работа по сохранению памятников ведётся комплексно и целенаправленно при партнёрстве государства, бизнеса и структур гражданского общества. Более того, как правило, общество жёстко требует от государства эффективной политики по сохранению наследия, государство создаёт наиболее благоприятные для этого условия, в первую очередь, для бизнеса. Бизнес же активно использует эти условия, получая реальную экономическую выгоду, приобретая социальные дивиденды.

Особое место в мировом опыте сохранения историко-культурного наследия занимают государства из европейской группы, которые имеют схожую модель управления сохранением наследия. Наиболее преуспевающими государствами в сохранении наследия, где присутствуют все основные элементы, необходимые для успешной деятельности, являются Великобритания, Франция и Германия. Основная законодательная база в этих странах сформировалась к началу XX века и на современном этапе функционирует при помощи дополнительно внесённых нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения между собственниками исторического наследия и государством в соответствии с современной экономической и политической ситуацией нового времени.

Государственная система исполнительной власти в европейских странах имеет схожие черты, которые заключаются в разветвлении вертикали органов исполнительной власти на местном уровне, и в делегировании основных полномочий не только муниципальным властям, но и общественным некоммерческим организациям.9

1 Траст – институт  доверительной собственности, связанный  с передачей имущества учредителем (бенефициаром) траста и своих  имущественных прав, принадлежащих  ему в силу права собственности, на определенный срок доверительному собственнику. Доверительный собственник осуществляет право собственности на доверенное ему имущество в интересах бенефициара. Понятие '84y«траст» можно разделить на две смысловые категории: доверенность, юридический документ или юридическое действие, предоставляющее функции управления доверительной собственностью одному лицу со стороны другого; процесс доверительного управления собственностью.

Несмотря на схожие модели структур исполнительной власти, в представленных странах активно внедряются разные государственные программы по стимулированию деятельности в области сохранения наследия для физических лиц и общественных организаций. Программы имеют многоплановый  характер и охватывают практически все сферы деятельности, связанные с наследием, их можно выделить в следующие направления: образовательные, просветительские, реабилитационные и экономические. Финансовую базу для  внедрения таких программ обеспечивают сами государства, финансовые фонды, национальные трасты и благотворительные взносы.10

 

Наиболее популярными являются программы по экономическому стимулированию, имеющие принципиальные отличия в каждой стране. Все виды стимулирования можно выделить в три основные группы: налоговые льготы, субсидии и гранты. При этом в разных странах стимулы используются по-разному. Например, во Франции акцент делается на снижение общего подоходного налога для владельца исторической собственности взамен на издержки, понесённые на ремонт, эксплуатацию и реабилитацию объекта наследия. Кроме налоговых льгот, во  Франции существует система грантов, направленных на поощрение проектов реставрации и реконструкции. Данный вид финансирования осуществляется, как правило, региональными и муниципальными властями, при этом величина суммы зависит от того, насколько проект имеет выгодную коммерческую цель.

В Германии существуют подобные налоговые льготы, но они имеют чётко зафиксированный процент от общего дохода, предоставляемый на первые десять лет. В системе сохранения наследия Германии принципиально различают статьи расходов между содержанием объектов наследия и их реабилитацией. Разница между этими расходами регулируется при помощи проектных предложений, которые контролируются исполнительными властями, а также установленной предельной отметкой запланированных затрат, ниже которой проект не будет считаться как реабилитация и в дальнейшем будет иметь характер  издержек на обслуживание.

В экономической системе поощрений для физических лиц в стране предусмотрены субсидии, гранты и налоговые льготы для проектов сохранения и воссоздания историко-культурной среды. В дополнение к налоговым льготам по проекту владельцы памятников могут получить 60 % налоговых субсидий, если объекты по проекту будут открыты для исследований учёных. Однако для того, чтобы проект сохранения наследия существовал, он должен быть одобрен отделом культурных дел, и при этом владельцы не могут рассчитывать на получение льгот для одного и того же проекта.

В Великобритании огромные суммы субсидий для исторических памятников наследия сгенерированы в благоприятные налоговые полисы, но в отличие от многих других стран эти субсидии не фокусируются в налоговые кредиты и отчисления от дохода. Взамен этого наиболее эффективно используются налоговые стимулы через облегчение налога на добавленную стоимость и основные налоги. Налоговые льготы в общей массе существуют под покровительством общественных и трастовых организаций, которые освобождены от корпоративного налога, налога на доход и от страховых добавочных нагрузок.

В целом деятельность европейских стран в области сохранения наследия можно считать наиболее успешной и уникальной, так как общая организационная модель управления сохранением наследия является на сегодня эталоном для других государств в мировой практике.11

Отличительной чертой государственной системы исполнительной власти в области охраны памятников в США является высокая степень децентрализации. На федеральном уровне вопросы управления охраной памятников истории и культуры возложены на министра внутренних дел. Федеральное правительство и штаты осуществляют лишь моральное и материальное поощрение сохранения памятников, но не контролируют состояние памятников непосредственно (за исключением объектов, находящихся в их собственности). Они же распоряжаются федеральными грантами, передавая значительную часть этих средств муниципальным властям, частным лицам и общественным организациям, а также добавляя к ним собственные субсидии. 12

Анализируя опыт зарубежных стран и современные социально-экономические условия, мы видим прямую зависимость между культурным наследием и экономикой государства. Если объект истории и культуры используется и приносит доход, то он будет существовать. Совершенно очевидно, что для единой модели сохранения наследия и формирования её экономической подосновы в России необходима развитая нормативно-правовая база, которая позволит создавать программы устойчивого развития объектов истории и культуры. Это даст возможность включить в работу по сохранению наследия физические лица, а также привлечь частный и коммерческий инвестиционный сектор. Необходимы изменения в системе распределения полномочий между ветвями исполнительной власти, общественными организациями и научно-исследовательскими институтами.

 

2.3. Основные  современные  методы  сохранения  памятников.

 

Приватизация памятников архитектуры и истории частными лицами - практически решенный вопрос, за который ратуют деятели культуры. По их мнению, только это может спасти культурное наследие России.

Надо отметить, что за рубежом передача памятников истории и культуры в частную собственность - вполне обычное явление. Например, в Чехии тот, кто владел собственностью (предположим, замком) до 1945 года, может получить его обратно, а затем продать или отдать в ренту. Те же, что остаются у государства, выставляются на специальные аукционы. Во Франции владельцы памятников должны содержать их в соответствии с исторической эпохой и платят довольно большие налоги, если не используют его для проведения экскурсий. Соответственно, и в России идея продажи памятников культуры будоражит умы наших чиновников уже не первый год. Главным ее двигателем долгое время был прежний министр культуры Михаил Швыдкой, который подчеркивал необходимость таких перемен на прошлогоднем Госсовете по культуре. Тогда же, кстати, его поддержал и Юрий Лужков, заявивший, что памятники надо отдавать тем, кто может их восстановить. Однако только сейчас их идея стала реальностью. Деятели культуры считают, что приватизация памятников культуры была бы вполне своевременной: пока еще есть, что продавать.

«Петербургская стратегия сохранения культурного наследия» разработана Комитетом по государственному использованию и охране памятников. Стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой «сохранение через развитие, развитие через сохранение».

«Стратегия сохранения наследия» носит универсальный характер. Она раскрывает проблемы охраны реставрации и использования памятников, ансамблей, городской среды, а также реконструкцию и новое строительство в исторических районах города. Она строится на основе сбалансированных интересов между требованиями общественности по охране исторической среды и необходимостью экономической деятельности в центре города. Сегодня в Санкт-Петербурге под государственной охраной находятся около восьми тысяч памятников. Более семи тысяч из них нуждаются в срочных ремонтно-реставрационных работах. В границах объединенных охранных зон действуют особые режимы градостроительной и хозяйственной деятельности. Особенно строгие ограничения, включая полный запрет нового строительства, действуют на территории исторического центра. «Считаю, что охранные режимы должны войти в «Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга, обеспечивая сохранение исторической застройки и меру допустимых преобразований», - подчеркивает губернатор.

«Петербургская стратегия сохранения культурного наследия» также включает в себя Угрозы и риски физической утраты (разрушения) архитектурного наследия Санкт-Петербурга, меры и методы противодействия разрушительным явлениям, меры по реставрации, консервации и воссозданию памятников архитектуры, практические меры по сохранению объектов культурного наследия и Основные положения городской реставрационной программы «Фасады Петербурга» (2005-2006 гг.). В ходе обсуждения документа В.И. Матвиенко также останавливалась на противоречиях с федеральным центром по вопросу сохранения памятников. Многие из них находятся в федеральной собственности. Однако федеральное Правительство не всегда на должном уровне решает вопросы их реставрации и сохранения. В то же время по существующему законодательству из бюджета Санкт-Петербурга нельзя финансировать их реставрацию. Губернатор заявляет, что на федеральном уровне нужно решить этот вопрос. Многие государственные деятели одобряют подобную инициативу. Так как многие памятники истории и культуры находятся в плачевном состоянии, поэтому желающим хоть как-то продлить их существование нужно идти навстречу. Однако специалисты говорят о том, что необходим жесткий контроль над процедурой приватизации. Выходом из этой ситуации могут также стать торги, на которые можно выставлять здания. Это поможет соблюсти и коммерческие интересы, и государственные. 13

Остается, правда, один «небольшой» вопрос. Дело в том, что сама по себе приватизация памятников разрешена еще в 1994 году. И сейчас все упирается в давнишнее противостояние федеральных властей с регионами, которые никак не могут разделить памятники. Между тем, если в столице и Петербурге найти желающих будет довольно легко, с поиском покупателей на культурное наследие регионов будет тяжелее. «Сегодня значительная часть памятников в малых городах, на периферии может вообще не привлечь внимания собственников, - сказал директор Государственного исторического музея Александр Шкурко. - И окончательная выгода этой инициативы будет ограничена коммерчески привлекательными зданиями». И чем дольше будет длиться этот "раздел", тем меньше будет желающих купить приходящий в полную негодность особняк, находящийся к тому же в глуши. Тем временем, 22 апреля администрация Санкт-Петербурга и НК «ЛУКОЙЛ» подписали соглашение, в рамках которого нефтяная компания вложит 30 миллионов долларов в реконструкцию дворца на Английской набережной и получит его в аренду сроком на 49 лет. При этом само здание будет передано на «общественные нужды». Правда, реставрацию начнут только после внесения соответствующих поправок, которые, несомненно, заинтересуют крупные компании и российских олигархов. Например, предполагается, что приватизация будет проходить на льготных для потенциальных покупателей условиях - вполцены. За это владелец должен будет за счет собственных средств провести ремонт здания и поддерживать его состояние, а также регулярно открывать его для посетителей. Сфера охраны памятников испытала на себе все «плюсы» и «минусы» рыночной экономики последних десятилетий. В связи с отсутствием у государства денег на финансирование сохранения памятников истории и культуры, весьма актуальным становится вопрос о приватизации объектов культурного наследия, наиболее активно эту проблему пытаются решить в Санкт-Петербурге.

Информация о работе Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры