Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь — разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Конституционные права граждан  на охрану здоровья и медицинскую  помощь.

 

Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь — разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная  законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Принципы и порядок осуществления  права на охрану здоровья и медицинскую  помощь определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г. Под охраной здоровья понимается комплекс мер (социально-политического, правового, экономического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера), направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Соответственно право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. В соответствии с Конституцией в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено два вида такого страхования — обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 (с изм. и доп.). Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.Реализация конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь обеспечивается рядом нормативных актов. Прежде всего, к ним следует отнести: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1. В развитие этого акта было принято 19 постановлений Правительства Российской Федерации. Кроме того, были приняты: Федеральный закон от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года У& 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N° 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефици та человека (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другие.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в ст. 17 закреплено право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. В данной статье определено, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических осмотров работников в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» сформулированы обязанности индивидуальных предпринимателей в этой сфере социальной деятельности. Согласно ст. 11 названного Закона, индивидуальные предприниматели обязаны: -

выполнять требования санитарного  законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; -

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; -

производить работы по обоснованию  безопасности для человека новых  видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды  обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор об аварийных  ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; -

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; -

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Реализация конституционного права  индивидуального предпринимателя  на охрану здоровья и медицинскую  помощь обеспечивается также системой лицензирования.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ (в ред. от 02.07.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат следующие виды деятельности: а) фармацевтическая деятельность; б) производство лекарственных средств; в) производство медицинской техники; г) техническое обслуживание медицинской техники; д) изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан; е) культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; ж) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; з) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; и) медицинская деятельность.

Некоторые законодательные акты определяют требования к продуктам труда  индивидуального предпринимателя, затрагивающим безопасность жизнедеятельности и предотвращающим заболевания. К таким актам можно отнести, например, Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 05.12.2005 № 151-ФЗ).

В настоящее время медицинская  помощь в муниципальных и государственных  медицинских учреждениях оказывается  бесплатно. Наряду с этими учреждениями активно развиваются частные  поликлиники, центры здоровья и т. п. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года охрана здоровья признается неотъемлемым правом общества. Государство ответственно за сохранение и укрепление здоровья граждан. Реализация права индивидуальных предпринимателей на охрану здоровья, как и всех граждан России, зависи т от благоприятной окружающей среды. Понятие «окружающая среда» имеет комплексный характер. В ст. 42 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Проблема обеспечения благоприятной окружающей среды касается не только государства, общества, но и каждого индивидуального предпринимателя, поскольку их деятельность может оказывать отрицательное влияние на эту среду. Законодатель предусмотрел ответственность за экологическое правонарушение, под которым понимаются «... виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека...» . Экологическое правонарушение связано с таким причинением вреда окружающей среде, которое наносит вред здоровью человека или его имуществу. За совершение этого правонарушения предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

 

Понятие «фармацевтическая деонтология».На что направлены деонтологические нормы  поведения фармацевтических работников?

 

Фармацевтическая этика как  часть общей этики является наукой о моральной ценности поступков  фармацевтических работников, их поведения  в сфере своей деятельности. Фармацевтическая этика призвана изучать и обосновывать социальную значимость профессиональной деятельности, требования к личности провизора (фармацевта), определять с позиции добра и зла характер поступков и отношений фармацевтических работников. Фармацевтическая деонтология - относительно самостоятельный раздел фармацевтической этики и изучает правила поведения фармацевтического работника. Фармацевтическая деонтология рассматривается как наука о долге работников, об отношении их к своим профессиональным обязанностям и поведению в системе взаимоотношений врач - провизор (фармацевт) - посетитель аптечного объекта, имеющая два уровня - объективный и субъективный. Понятие фармацевтической этики и деонтологии неоднозначно. Этика охватывает более широкий круг вопросов, касающихся не только выполнения долга перед пациентами и обществом, но и поведения во внеслужебных условиях. Деонтология же призвана изучать нравственное содержание действий и поступков фармацевтических работников в конкретной деятельности.

 Этический кодекс фармацевтического  работника России (далее Этический  кодекс) является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами.

Этический кодекс имеет целью обеспечить переход России к правовому государству  и рынку потребителя в сфере фармацевтической помощи. Он определяет отношения между фармацевтическим работником и обществом, - пациентом, - медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий.

Основная задача профессиональной деятельности фармацевтического работника  – сохранение здоровья человека.

Фармацевтический работник должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса пациента.

Специальное фармацевтическое образование  даёт фармацевтическому работнику  право отвечать за рациональное использование лекарственных средств, проявляя исключительную бдительность при отпуске лекарственных средств для престарелых и детей.

Фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных препаратов.

Основное условие деятельности фармацевтического работника –  высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения.

Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках хорошего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды подобно огню и мечу».

Профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу.

Фармацевтический работник должен владеть точной информацией о  лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.

Фармацевтический работник должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и отпуске лекарственных средств.

Фармацевтический работник должен способствовать внедрению последних  достижений фармацевтической науки  в практику.

Фармацевтический работник не вправе использовать свои знания и возможности  в негуманных целях.

Фармацевтический работник не имеет  права:

- использовать свои знания и  навыки при незаконном производстве  и отпуске лекарственных средств,  особенно тех, которые могут  привести к ущербу здоровья, физической  или психической целостности  человека;

- отпускать лекарственные средства, не разрешённые к медицинскому применению и в качестве которых он сомневается;

- соображениями собственной выгоды  оказывать влияние на свободу  и независимость профессионального  решения, которое должно приниматься  исключительно в интересах пациента.

Право и долг фармацевтический работника  – хранить свою профессиональную независимость и осознавать меру ответственности за свои поступки.

Фармацевтический работник должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области лекарственных средств.

Вступая в сотрудничество с производителями  фармацевтической продукции, посредниками, фармацевтический работник должен быть беспристрастен, самостоятелен, свободен от экономического влияния со стороны  нефармацевтов.

Фармацевтический работник не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды.

Информация о работе Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь