Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь — разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Особенностью правового положения  учреждения как финансируемой собственником  некоммерческой организации является возможность осуществления им «приносящей доходы» (т.е. предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, т.е. с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в «самостоятельное распоряжение» учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Данное правило закона обусловлено  широко встречающимися в практике недостатками финансирования собственниками, прежде всего публичными, всех необходимых потребностей созданных ими учреждений. Этим и вызвана необходимость более широкого участия учреждений-несобственников в имущественном обороте в роли, весьма близкой к роли унитарных предприятий. В связи с реализацией указанной возможности учреждение получает два вида имущества, закрепленных за ним на разном правовом режиме и даже по-разному оформленных. Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника по смете, находится у него на праве оперативного управления. Другая часть, «заработанная» самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, поступает в его «самостоятельное распоряжение», которое, по сути, является правом хозяйственного ведения.

 

Надзор за соблюдением прав потребителей.

 

В соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 июня 2004г. № 322 «Об утверждении Положения  о Федеральной службе по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие основные полномочия:

- осуществляет надзор и контроль  за исполнением обязательных  требований законодательства РФ  в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного  законодательства;

б) государственный контроль за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

в) контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных  законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

- устанавливает причины и выявляет  условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- организует в установленном  порядке ведение социально-гигиенического  мониторинга;

- осуществляет в установленном  порядке проверку деятельности  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров и другие полномочия.

Нормативными правовыми актами, регулирующими исполнение основных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

-Федеральный  закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения»;

-Федеральный  закон № 29-ФЗ «О качестве  и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральный  закон № 134-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)»;

- Закон РФ  № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Постановление  №554 «Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании,

Контролеры Роспотребнадзора вправе проверять соблюдение санитарных правил и норм, качество товаров, соблюдение правил торговли, порядок ценообразования, а также применение и использование контрольно-кассовой техники (ККТ).

Согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 44), государственный  санитарно-эпидемиологический надзор представляет собой деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Таким образом, к ведению санэпиднадзора относится все, что связано с требованиями санитарии и гигиены. Согласно пункту 5.1.1. "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства возложено на Роспотребнадзор и его территориальные управления.

Осуществляя санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в аптечной организации, контролеры Роспотребнадзора вправе просить вас предоставить для изучения учредительные документы организации, а также лицензии на осуществляемые вами виды деятельности, так как в них может встретиться информация, имеющая отношение к предмету проверки.

Естественно, что  непосредственное отношение к предмету проверки имеют санитарные правила, установленные законодательством, поэтому непременным пунктом проверки станет проверка соблюдения вами указанных правил. Эта часть проверки достаточно обширна, и здесь проверяющие могут коснуться любого пункта правил, начиная от личной гигиены сотрудников и заканчивая освещением помещений аптечной организации. Но, несмотря на обширность этой части проверки, все же существуют пункты, на которые стоит обратить особое внимание. Это, как правило, различного рода журналы, содержащие отметки о проведенных мероприятиях по соблюдению предписанных правил. К такого рода наиболее часто проверяемым при контрольных мероприятиях документам относится, в частности, журнал регистрации результатов медосмотра персонала, который должен проводиться не реже одного раза в год, а также медицинские книжки персонала с отметками о медосмотрах. Обращаем ваше внимание, что без подобных отметок книжки будут считаться недействительными.

При проверке важное значение для контролеров имеет санитарное содержание помещений, оборудования, а также прилегающей территории. Все вышеперечисленное должно содержаться в чистоте и отвечать требованиям, установленным нормами санитарных правил

Объектом интереса контролеров может стать соблюдение условий хранения ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН), а также условий труда работников на соответствие требованиям безопасности и гигиены (контролеры могут проверить работу местной механической вентиляции, провести аттестацию рабочих мест на предмет вредных веществ в воздухе, уровень шума и пр.). Проверяющие могут также просить вас представить санитарно-эпидемиологические заключения на представленную в аптечной организации продукцию, а также на виды осуществляемой деятельности.

Предметом проверки также может стать воздух в рабочей зоне (гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03), работа и расположение копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2.1332-03), организация труда на ЭВМ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) и др.

Что касается контроля качества товаров, то здесь контролеры Роспотребнадзора проверяют на соответствие стандартам качество, упаковку, комплектность товаров. И, конечно же, в организации должны иметься документы, подтверждающие качество реализуемых товаров - сертификаты или декларации соответствия, поскольку данные документы удостоверяют, что товар соответствует стандартам по качеству, комплектности и упаковке. Список товаров, на которые обязательно нужно получать сертификат соответствия, содержится в постановлении Госстандарта России N 64 от 30.07.02 (на отечественную продукцию) и письмо ФТС России N 01-06/19897 от 15.06.05 (на товары иностранного происхождения).

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.98, в подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:

- подлинник сертификата (или  его копию, заверенную держателем подлинника, нотариусом илиорганом,выдавшимсертификат);

- товарно-сопроводительные документы,  оформленные изготовителем или  поставщиком и заверенные его  подписью и печатью (с указанием  его адреса и телефона) на основании  подлинника сертификата или его заверенной копии, и содержание по каждому наименованию ЛС, ИМН и других товаров, сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.

Кроме того, важным в вопросе информации о реализуемом товаре и продавце является необходимость наличия информационного стенда, на котором содержится информация о лицензии (размешается, как правило, копия лицензии на фармацевтическую деятельность и пр.), книга отзывов и предложений, тексты нормативных документов - "О защите прав потребителей", Правила продажи отдельных видов товаров, санитарные правила, сведения о порядке обмена товаров, о правилах отпуска ЛС и ИМН, иные правила торговли, установленные в регионе, контактная информация контролирующих организаций и местной администрации, группы населения, имеющие право на льготное обеспечение в соответствии сдействующимзаконодательствомРФ.

Помимо этой информации аптечная организация  обязана предоставлять покупателям  сведения о реализуемых ЛС и ИМН (на русском языке). То есть контролеры вправе проверить наличие маркировки на товарах, которая должна включать в себя наименование, изготовителя, стандарты, основные свойства товара, правила использования товаров, гарантийный срок, срок службы или срок годности, цену и условия приобретения, сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей). Информация о товаре может содержаться также в технической документации на него. Что касается наименования и цены, то такая информация должна предоставляться также размещением реализуемых товаров на витринах.

Согласно Постановлению Правительства  РФ N 239 от 07.03.95, к товарам, цены на которые регулирует государство, относятся, в частности, ЛС, ИМН, а также продукты детского питания. Важно при реализации ЛС населению учитывать предельные торговые надбавки, установленные нормативными актами. Отметим, что в каждом регионе действуют свои торговые надбавки, поэтому при формировании отпускной цены необходимо опираться не только на федеральное законодательство, но и на нормативные акты субъектов. Также, применительно к цене реализуемых товаров, нужно отметить необходимость наличия ценников на выставленные в торговом зале товары. Согласно Постановлению Правительства N 55 от 19.01.98, в ценниках обязательно указываются наименование товара, его цена (в рублях и копейках), подпись материально ответственного лица, оформившего ценник, печать аптечной организации, а также дата оформления ценника).

Кроме того, контролеры могут обратить внимание на наличие отдельных помещений, оборудования, инвентаря, которые необходимы для соблюдения правил торговли и  обеспечения сохранности качества реализуемых товаров. В этой же связи может быть проверено наличие и состояние весовых и измерительных приборов.

И, конечно же, проверяя соблюдение правил торговли, контролеры вряд ли обойдут  стороной проверку контрольно-кассовой техники. Во-первых, проверяющими фиксируется само наличие и исправность кассового аппарата. Нужно иметь в виду, что если кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговом органе или же используется без пломбы (с иным повреждением), а также не включен в государственный реестр, такое применение расценивается, согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда N 16 от 31.07.03, как неприменение кассовой техники, что влечет соответствующие последствия для организации и ее должностных лиц. Кроме всего прочего, проверяющие могут перейти к исследованию имеющихся контрольных лент, обращая внимание на порядковые номера, даты и время совершения операций и пр. Немаловажно во время такой проверки, чтобы в организации имелись журнал кассира-операциониста по форме N КМ-4, а также журнал вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N КМ-8, надлежащим образом заполненные. Непредставление данных документов по требованию проверяющих влечет административную ответственность по ст. 19.7. КоАП РФ.

За нарушение установленных  законодательством требований санитарно-эпидемиологического законодательства, правил торговли и требований, предъявляемых к качеству товаров, предусмотрена административная ответственность статьями 6.3.-6.7., 8.2., 8.5.-8.6., 14.4.-14.5., 14.7.-14.8., 14.15. КоАП РФ (конфискация и приостановление деятельности возможны только с санкции суда), а также уголовная ответственность по статье 236 УК РФ.

 

 

Понятие административного правонарушения и административной ответственности.

 

Понятие административного проступка  законодательно было впервые введено в 1980 г. в Основах законодательства союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Ст.7 Основ, в ст.10 КоАП: "административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность", это определение существует до сих пор. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственность (ст.10 КоАП), эта норма необходима для разграничения предмета административного и уголовного права.

Сегодня понятие административного  проступка могло бы звучать так, административный проступок - это общественно  вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1. Деяние (действие или бездействие) - административное законодательство  России признает правонарушением  только конкретное поведение  человека, а не мысли и убеждения человека. Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает вывод о том, что нельзя привлекать к административной ответственность за мысли, убеждения. В этом проявляется гуманизм законодательства "никто не может быть заключен в тюрьму, либо лишен своей собственности, либо другого права на основании морального характера и т.п." Действие - это активное поведение человека направленное на достижение определенной цели (мелкая спекуляция, напр.). Действие, это фактический признак административного правонарушения, но он не всегда является признаком административного правонарушения, так как действия делятся на правомерные, неправомерные, нейтральные. Это деление действия условно, совершено одни и те же действия могут быть в одной ситуации нейтральными, а в другой ситуации уже неправомерными (напр., распитие спиртных напитков). К правомерным действиям можно отнести действия направленные на исполнение собственных обязанностей, исполнение закона (напр., применение приемов самбо милиционерами при задержании очередного правонарушителя). Бездействие - это невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности.

Информация о работе Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь