Конституционные принципы организации и осуществления правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение права граждан на судебную защиту.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомится с литературой по данной теме;
Раскрыть систему конституционных принципов организации и осу
ществления правосудия;
Раскрыть основные положения принципа права граждан на судебную
защиту и доступность судебной защиты в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционные принципы организации и осуществления
правосудия 4
1.1. Понятие и значение принципов организации и осуществления
правосудия 4
1.2. Система принципов правосудия 6
Глава 2. Основные положения принципа права граждан на судебную защиту 17
Закон РФ о праве граждан на судебную защиту 17
Доступность судебной защиты 21
Заключение 26
Литература 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПО.doc

— 513.30 Кб (Скачать файл)

К федеральным судам относятся:

S      Конституционный Суд РФ;

S Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

•S Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Перечисленные суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются кон-

 

19

ституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Гарантии независимости судебной власти обеспечиваются:

■S предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; •S запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было

вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; S установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

S неприкосновенностью судьи; S для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов - также

системой органов судейского сообщества;

S предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.

Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.

 

20

Большую роль в законодательном решении проблемы судебной защиты прав человека сыграла принятая 5 сентября 1991 года Съездом народных депутатов СССР Декларация прав и свобод человека. В ст. 22 Декларации говорится: "Каждый имеет право на судебное обжалование незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций". До этого право на судебную защиту было существенно ограничено. Например, большое количество граждан не могли защищать в суде свои трудовые права от незаконных увольнений, поскольку этому мешали известные списки Ши2.

Положение кардинально изменилось с принятием новой Конституции. Настоящая конституционная норма носит универсальный характер и является непосредственно действующей. В соответствии со ст. 56 Конституции право на судебную защиту не подлежит ограничению и в условиях чрезвычайного положения. Под каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя.

Первая часть статьи 46 Конституции, устанавливающая право граждан на судебную защиту, полностью соответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".

В соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод "каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в ра-

 

21 зумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основа-

нии закона".

2.2. Доступность судебной защиты

Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, многие считают одним из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций и установление системы так называемых сдержек и противовесов.

Общечеловеческий опыт уже давно подсказал широко известную в наши дни мысль: никто не может быть судьей в своем собственном деле. Признание людьми собственных ошибок или допущенных злоупотреблений недостижимо или почти недостижимо в подавляющем большинстве случаев и в полном объеме. Вероятность того, что должностное лицо какого-то исполнительного органа, причинившее заведомо неправильными действиями вред гражданину или организации, охотно и полностью признает свои злоупотребления, примет меры к ликвидации их последствий, крайне мала. Не очень высока и вероятность того, что злоупотребления или ошибки могут быть добровольно исправлены вышестоящими должностными лицами исполнительной власти. Во всяком случае, нет стопроцентной уверенности в том, что так называемый ведомственный механизм борьбы со злоупотреблениями и ошибками сработает безотказно и надежно. Нужна какая-то сила, которая пришла бы на помощь тому, кому причинен вред. В качестве такой силы и призван выступать независимый, объективный и компетентный суд.

Примерно такова логика признания эффективности и важности судебной защиты прав и свобод. И это признание получило весьма широкое распространение не только у нас в стране, но и во многих других странах, на международном уровне. В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, к примеру, сказано следующее: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголов-

 

22

ного обвинения, имеет право, на основании полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом". Эта идея получила дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах. В-соответствии с его предписаниями государства принимают на себя обязательство "развивать возможности судебной защиты".

Конституцией РФ в России каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно данному положению любой человек, будь он гражданин России или другого государства, либо вообще не имеющий гражданства вправе рассчитывать на судебную защиту его прав, свобод и законных интересов, даже в том случае, если находится на территории Российской Федерации незаконно.

Проводимая в стране судебная реформа уже дала заметные результаты. Не так давно вступил в действие Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, содержащие много качественно новых перспективных положений. Вообще, анализ нового, развивающегося законодательства показывает, что законотворчество идет по пути расширения сферы деятельности судебной власти, наделяя ее все большими полномочиями в различных областях права. Параллельно расширению сферы судебной деятельности усиливаются гарантии независимости судей, что также необходимо в демократическом государстве.

Вместе с этим должна возрастать и ответственность судов за правильное и своевременно выполнение возложенных на них функций. Только профессиональный, независимый, подчиненный исключительно Конституции и закону суд, не связанный корпоративными интересами и интересами каких-либо социальных групп или ведомств, осуществляющий свою деятельность публично, гибко, но в строго регламентированном законом порядке может справиться с поставленной перед ним задачей, то есть успешно выполнять те функции, которые обычно возлагаются на суды и выполняются этими судами в действительно демократическом государстве.

 

23

И, наконец, только в суде, соответствующем вышеперечисленным требованиям, человек и гражданин может уверенно рассчитывать на выяснение всех необходимых обстоятельств по делу, объективное рассмотрение дела и вынесение законного, обоснованного, а главное, справедливого решения.

Особенно это необходимо применительно к гражданскому судопроизводству в тех случаях, когда противоположной стороной является не отдельный гражданин, а корпоративный орган - государственная, общественная, коммерческая или иная организация, предприятие.

Более того, в таких случаях, приоритет должен отдаваться все-таки защите интересов именно простого человека, а не защите интересов организации и это один из показателей объективности и гибкости судебной власти, поскольку силы и возможности одного человека несравнимы с возможностями организации, а в нашей стране не каждый человек может позволить себе даже простого юриста в качестве представителя.

Данный демократический принцип судопроизводства соответствует и Конституции РФ, в которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Однако предстоит еще многое сделать в целях реформирования и совершенствования деятельности судов, чтобы суд действительно стал защитником прав человека, гарантом правопорядка в обществе.

На практике в реализации права граждан на судебную защиту можно обозначить следующие сложности:

Проблема несоблюдения судами сроков рассмотрения дел, особенно гражданских. Нарушение сроков в основном связано с объективными причинами: неявкой сторон и их представителей, в том числе по уважительным причинам, таким, как болезнь, нахождение в отпуске, командировке, занятость в других судебных процессах. Кроме того, причинами длительного рассмотрения гражданских дел являются назначение и проведение экспертиз, направление отдельных судебных поручений в иностранные государства или другие города России и пр. Нарушение сроков рассмотрения отдельных дел

 

24

возможно также из-за неукомплектованности штатной численности судов, увеличения нагрузки судей в связи с расширением судебного контроля на стадиях досудебного производства, недостаточного материально-технического обеспечения судов.

К примеру, по сообщению председателя областного суда калининградской области В. Фалеева, федеральный судья в течение месяца должен рассматривать более 20, а мировой - свыше 60 уголовных и гражданских дел. Если прибавить к этому еще неизбежные административные материалы, то получится примерно 109 дел за месяц. Подобные нагрузки по плечу далеко не всем: на 1 января некомплект судейского корпуса составил в районах и городах области 20 человек, вакантными являются 5 должностей мировых судей, даже в областном суде остаются вакантными 3 должности. В результате - к осуществлению правосудия приходится привлекать судей, находящихся в отставке.

Нарушению права граждан на осуществление правосудия зачастую способствуют материальные причины. Обеспеченность судов служебными помещениями в настоящее время не везде и не всегда достаточно. Это связано и с тем, что многие судебные участки мировых судей расположены в зданиях федеральных районных (городских) судов. Остается недостаточной обеспеченность судов материально-техническими средствами.

Есть проблемы в деятельности служебных приставов, работа которых зачастую не приводит к положительным результатам, особенно в случаях возмещения причиненного ущерба. Таким образом, можно констатировать факт, что проблема неисполнения вступивших в законную силу судебных решений остается актуальной. Невозможно говорить о реализации гражданами прав на правосудие в случае неисполнения судебных решений.

Бывают случаи, когда граждане, добившись положительного решения суда и не дождавшись его исполнения, вынуждены вновь обращаться в суд с жалобой уже на действия службы судебных приставов в порядке ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве".

 

25

По всей видимости, для создания действенного механизма исполнения судебных решений в существенном совершенствовании нуждается законодательство, регулирующее порядок их исполнения.

Для повышения эффективности судебной защиты нарушенных прав и свобод человека, для более эффективной реализации прав граждан на судебную защиту, необходимо сформировать единообразную судебную практику, что особенно актуально в условиях постоянно меняющегося законодательства. Кроме того, одним из направлений совершенствования судебной защиты прав человека следует назвать повышение уровня гласности судопроизводства и исключение случаев необоснованного отказа средствам массовой информации в освещении судебного разбирательства.

 

26

Заключение

Итак, подведём итоги работы.

Под принципами правосудия понимают исходные положения, определяющие основные, наиболее существенные вопросы осуществления правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осуществлении правосудия и органах, этим занимающихся.

Конституционные принципы правосудия играют важную роль в развитии законодательства о суде, в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека, т.к. содержат в себе идейно-политические начала права, являются еще и правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда, их нарушение влечет вынесение неправосудных судебных актов, которые подлежат отмене вышестоящим судом.

Информация о работе Конституционные принципы организации и осуществления правосудия