Конституционные социально-экономические права и свободы граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и обобщение ос-новных теоретических позиций, существующих в современной науке конституционного права Российской Федерации. Достижение данной цели опосредовано решением следующих задач:
1) определение понятия прав и свобод и места, которое социально-экономические права и свободы занимают в системе прав и свобод человека и гражданина;
2) анализ понятия социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина, а также их последующая классификация в соответствии со статьями Конституции РФ.

Содержание

Введение…...…….............................................................………………………...3
Глава I. Понятие и виды конституционных прав и свобод граждан……......7
Глава II. Конституционные экономические права и свободы граждан РФ..19
§1. Свобода экономической деятельности………………………………20
§2. Право на частную собственность………………………………..…..22
§3. Трудовые права и свободы граждан…………………………………25
Глава III. Конституционные социальные права и свободы граждан РФ…….27
§1. Правовая защита семьи, материнства и детства………………...…..27
§2. Право граждан на социальное обеспечение……………………..…..30
§3. Конституционные жилищные права граждан РФ………….….……32
§4. Конституционно-правовые основы охраны здоровья граждан…....34
§5. Экологические права граждан……………………………………..…35
§6. Право граждан на образование………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………........................................…...42
Список сокращений……………………………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

КПР - курсовая по социально-экономическим правам и свободам.docx

— 94.20 Кб (Скачать файл)

Всеобщая декларация прав человека также констатирует:

"Семья является  естественной и основной ячейкой  общества и имеет право на  защиту со стороны общества  и государства" (ч. 3 ст. 16).57

Безусловно, семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.58

Существует немало гарантий, которые предлагает государство  в защиту этих институтов. Это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией РФ, и т.д. (см. следующие параграфы данной главы). Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно.

Семейный кодекс РФ регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права - так, трудовое законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.59

Государство всемерно содействует  укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" (ч. 2 ст. 38). Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Все вопросы воспитания ребенка, как в браке, так и при его расторжении, решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения родителей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд.60

Российское государство  уделяет внимание обеспечению прав ребенка в РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"61 органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.62

Забота о детях является не только правом, но и обязанностью родителей. Закон также обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их.

В целом, Конституция 1993 года обеспечивает достаточно надежную охрану семьи, материнства и детства. Однако законодателю еще есть куда стремиться: некоторые ученые предлагают выработать концепцию об охране материнства, детства и семьи, на основе которой принять комплексный нормативно-правовой акт - Федеральный закон "О защите материнства, детства и семьи".63

 

§2. Право граждан  на социальное обеспечение

Основы данного конституционного права также закреплены в статье 7 Конституции РФ, а конкретизировано оно в статье 39 и ином законодательстве. Пенсионное законодательство России состоит в основном из двух законов - Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".64

Содержание данной статьи конкретизирует конституционное положение о том, что Россия - социальное государство. Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других, не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Дело здесь в том, что непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии это делать.65

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная  государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).66

Трудовая пенсия - это  ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

11 августа 1995 г. был  принят также и Федеральный закон N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Одной из целей благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.67

 

§3. Конституционные  жилищные права граждан РФ

Данные права составляют содержание статьи 40, а также Общей  части Жилищного кодекса РФ.68

Право на жилище - это право пользоваться жилищем  на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством

Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от" кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.69

Согласно этой статье, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.70

Конституционное право граждан  на жилище, как и в советских  Конституциях, является одним из основных социально-экономических прав.

Государство и муниципальные  органы обладают жилищным фондом, из которого предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в  порядке очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать жилую площадь, участвовать в  кооперативном строительстве и приобретать квартиры в свою полную собственность без ограничения размеров жилой площади.71

В юридической литературе сложились крайние оценки сути ст. 40 Конституции РФ. Так, у Ю.К. Толстого субъективный характер права на жилище "вызывает большие сомнения, поскольку многие граждане до сих пор не имеют не только благоустроенного жилища, но и жилища вообще. Л.М. Пчелинцева относит конституционное право на жилище к числу субъективных прав граждан, которое "реализуется в различных по юридической природе правоотношениях: общих конституционных правоотношениях, организационных (административных, имущественных (гражданских)) правоотношениях и др. По мнению А.А. Титова, неопределенна роль государственных органов и органов местного самоуправления в реализации права на жилище (ч. 2 ст. 40).72

В завершение данного параграфа  хотелось бы добавить, что данная статья Конституции РФ частично основывается на норме ст. 12 Всеобщей декларации прав человека:

«Никто не может  подвергаться произвольному вмешательству  в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища…»73

 

§4. Конституционно-правовые основы охраны здоровья граждан

Норма о должном уровне медицинского ухода также содержится в вышеупомянутой Всеобщей декларации прав человека, статья 25.74

Данная сорок первая статья Конституции перекликается со многими рассмотренными здесь ранее - об охране труда, охране материнства и детства. Она закрепляет право на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Право это предоставляется людям независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий.

Конституция указывает в  части 2 статьи 41 на обязанность государства  финансировать федеральные программы  охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.75

Утратившие ныне силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. заменены новым нормативным правовым актом - Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".76

Охрана здоровья - комплексный  институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.77

Другое дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских  учреждениях. Медицинская помощь в  государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь ранее регулировалась Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан78 (а ныне - Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - К. Р.).

 

§5. Экологические  права граждан

Конституция РФ в ст. 42 закрепляет право каждого на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данные права, будучи тесно  связанными с системой социально-экономических  прав граждан, фактических входят в  их систему – это подтверждается, в том числе, и структурой общеправового классификатора отраслей законодательства.79 При этом, речь идет только об экологических правах, закрепленных статьей 42 Конституции, а также о тесно связанной с ними обязанности, закрепленной в статье 58. 80

Из содержания статьи 42 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод о конституционном закреплении следующих самостоятельных экологических прав:

- права на благоприятную  окружающую среду;

- права на достоверную  информацию о состоянии окружающей  среды;

- права на возмещение  ущерба, причиненного здоровью или  имуществу экологическим правонарушением  (права на возмещение экологического  вреда).81

В совокупности они составляют конституционно-правовое содержание права  на благоприятную окружающую среду, которое конкретизируется в отраслевом законодательстве. В этой связи в  литературе часто употребляется  еще и термин "экологические  права" как родовое наименование данной группы прав.

Следует отметить, что в  научной литературе часто употребляются  термины "конституционные экологические права", "экологические права", "другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами".82

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.83

 

§6. Право граждан  на образование

Данное право, примыкая к  правам культурным, является самым что ни на есть настоящим социальным правом: правом на социализацию. Оно также базируется на международно-правовой норме части 1 татьи 26 Всеобщей декларации прав человека:

«Каждый человек  имеет право на образование. Образование  должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.»84

Информация о работе Конституционные социально-экономические права и свободы граждан Российской Федерации