Конституционные характеристики исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

В то же время ни ст. 11, ни ст. 80 Конституции не относят Президента РФ ни к одной из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе о правовом статусе, полномочиях Президента и прежде всего его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти. Особенно остро стоит вопрос среди теоретиков конституционного права о слиянии функций Президента РФ и Правительства РФ.

Содержание

1. Конституционные характеристики
исполнительной власти РФ……………………………………………….3 стр.
2. Правительство РФ………………………………………………………7 стр.
3. Органы исполнительной власти субъектов РФ и их взаимодействие с правительством РФ………………………………………………………..12 стр.
Список использованной литературы…………………………………….14 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнительная власть в РФ.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

1. Конституционные характеристики 

исполнительной власти РФ……………………………………………….3 стр.

2. Правительство РФ………………………………………………………7 стр.

3. Органы  исполнительной  власти субъектов РФ и их  взаимодействие с правительством  РФ………………………………………………………..12 стр.

Список использованной литературы…………………………………….14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ.

 

Концепция исполнительной власти, воспринятая  Конституцией РФ 1993 года, принципиально  отличается от положений, содержавшихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, имеющими силу до принятия новой Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 года. Суть новизны состоит прежде всего в том, что отныне Президент не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом.

Идея отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла своё выражение в выделении  в Конституции РФ отдельной главы 6 – «Правительство Российской Федерации». Согласно ст. 110 этой главы исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Наряду с этим в ст. 11 Конституции РФ указывается, что Правительство РФ наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами РФ осуществляют государственную власть.

В то же время ни ст. 11, ни ст. 80 Конституции не относят Президента РФ ни к одной из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе о правовом статусе, полномочиях Президента и прежде всего его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти. Особенно остро стоит вопрос среди теоретиков конституционного права о слиянии функций Президента РФ и Правительства РФ.

Однако Президент РФ юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в  её систему. Все его управленческие полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечивать единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские. Таким образом, нормы Конституции не позволяют говорить о слиянии института Президента и Правительства.

Однако представления о сущности, правовом статусе и системе органов  исполнительной власти в целом выходят за рамки главы 6 Конституции РФ. Более того, её ст. 110 сводит по существу всю исполнительную власть в деятельности Правительства РФ. Поэтому субъектная характеристика исполнительной власти, основанная только на указанной статье Конституции РФ, была бы неполной, неправильной.

Из содержания ст. 11 и 110 Конституции  РФ вытекает, что Правительство РФ – высший орган исполнительной власти, хотя термин «высший» к нему в Конституции  не применяется. В ч.1 ст.112 Конституции  РФ указывается, что Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. А это имеет непосредственное отношение к формированию системы органов исполнительной власти в РФ.

Поэтому в организационную основу исполнительной власти следует включать всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать её фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ. Речь идёт о единой системе исполнительной власти, о которой говорится в ч.2 ст. 77 Конституции РФ. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их ведения, а также в рамках полномочий по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. В систему органов исполнительной власти подлежат включению и органы исполнительной власти, формируемые субъектами Федерации самостоятельно (вне пределов ведения Федерации и предметов её совместного ведения с субъектами). Нормативной базой построения конкретной системы органов  исполнительной власти являются федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», указ Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». 

Нормы Конституции РФ значительно  усиливают организационную самостоятельность  исполнительной власти. С учётом ст. 10 Конституции РФ из сферы ведения  законодательной власти исключены организационно-распорядительные функции в отношении органов исполнительной власти. В своём большинстве они формируются и функционируют при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти и не подотчётны органам законодательной власти. Существенно ограничены и контрольные функции законодательной власти. На федеральном уровне они исчерпываются контролем за исполнением бюджета (ст. 101 Конституции РФ) и правом Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству (п. «б» ст.103 Конституции РФ). Основное средство руководящего и формирующего воздействия законодательной власти на деятельность органов исполнительной власти – принятие обязательных для них законов и других правовых актов.    

Вместе с тем, определённое воздействие законодательной власти на исполнительную обеспечивается и некоторыми другими способами. Так, например, в Совете Федерации специально отводится время, когда её члены могут задавать вопросы членам Правительства, и особенно Председателю Правительства. Таким образом, контролируется деятельность всей исполнительной власти. Комитеты Государственной Думы стараются держать под контролем деятельность органов исполнительной власти и работающих в них государственных служащих, стремятся не допустить ими нарушений и злоупотреблений властью.

Итак, приведённые конституционные  характеристики исполнительной власти иллюстрируют её «конституционную модель». Как и всякая модель, она далеко не полностью совпадает с практическим воплощением и реальным состоянием организации и деятельности её органов. Противоречия действительности находят отражение в «отклонениях» от конституционных схем реальной практики управления, а именно:

Во-первых, не реализуются в полной мере нормы Конституции об объёме полномочий ряда государственных органов. Избыточный объём полномочий Президента РФ в какой-то степени сужает сферу деятельности Правительства.

Во-вторых, ещё более отчётливо  выявились недостатки в самой  системе исполнительной власти, когда  не учитываются объективные критерии построения ряда федеральных министерств, их территориальных органов в регионах.

В-третьих, нельзя исключить возможность  внесения поправок в Конституцию  страны, которые повлекут изменения  в системе исполнительной власти. В Государственной Думе, в печати, на научных конференциях высказываются предложения о целесообразности усиления контроля парламента за Правительством и процессом назначения им руководителей ряда федеральных органов, об ограничении в этом план полномочий президента. Вполне допустимы и иные виды взаимоотношений государственных органов.

В-четвёртых, предстоит существенным образом изменить положение исполнительной власти в гражданском обществе. Сейчас наблюдается некоторый отрыв  исполнительных органов и должностных  лиц от населения. Не всегда адекватно отражаются интересы граждан и различных слоёв общества. Процветающая коррупция и безответственность государственных служащих вопреки законодательным требованиям, разрушают доверие общества. Проблема «участия» решается слабо и до сих пор реальный уровень вовлечения граждан, специалистов, учёных в решение задач управления не отвечает целям демократизации государства. Нет отлаженности и чёткости в деловых взаимоотношениях исполнительных органов с общественными организациями и движениями. 

 

 

2. Правительство Российской Федерации

 

Анализируя федеральный  конституционный закон «О правительстве  РФ» Правительство – коллегиальный  орган, возглавляющий единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации. Согласно указу Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральное агентство  – орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной  сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральная служба –  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Правительство РФ в своей  деятельности постоянно выполняет  ряд функций. 1. Сбор, обработка, анализ информации, передача информации другим органам – одна из основных управленческих функций министерств. Федеральные  министерства, чтобы правильно организовать управление, должны обладать полной, своевременной, достоверной информацией обо всех процессах, происходящих в той сфере управления, в которой работает данное министерство. Федеральное министерство может само добывать необходимую информацию, а может воспользоваться услугами иных федеральных органов исполнительной власти. Практика показывает, что почти всем федеральным министерствам устанавливается такая функция. Так Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ проводит анализ экономических, социальных, технических, правовых проблем и выработку предложений по их решению, включая подготовку проектов соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а также осуществляет разработку прогнозов, планов и программ развития деятельности в отраслях, относящихся к компетенции министерства.

2. Прогнозирование необходимо  для предвидения каких-либо событий  или процессов на основе полноценного и всеобъемлющего сбора, обработки и анализа полученной информации. В период децентрализации управления эта функция почти утратила своё предназначение и не закреплялась за федеральными министерствами. И только в последнее время снова возвратились к ней, поскольку без прогнозирования невозможно решать ряд практических задач, и в частности определить тенденции технического развития той или иной отрасли управления. Без выполнения такой важной функции, как прогнозирование ни одно федеральное министерство не может научно обосновать прогноз развития той сферы, в которой оно осуществляет свою деятельность и отвечает за её развитие, верно определить задачи на будущее, заранее наметить пути и средства их достижения.

Прогнозирование же само по себе является основой для технического развития сфер управления, для более точного изучения общественных потребностей в том или ином государственном управлении, для составления научного прогноза экономических возможностей нашего государства, для всестороннего анализа и оценки различных вариантов решений периодически возникающих проблем в государственном управлении. Поэтому очень важно, чтобы федеральные министерства с отраслевой компетенцией в обязательном порядке выполняли функцию прогнозирования.

3. Для формирования системы управления в министерстве и управляющей федеральным министром системы необходима функция организации. Данная функция является тем краеугольным камнем, который лежит в основе эффективной и успешной деятельности любого федерального министерства.

Как верно писал В.П. Боголепов, «организовать – значит сообщить чему-то стройный вид, упорядочить  что-либо, определить строение, взаимное расположение частей, их взаимосвязи  и функции»1.

Практически вся исполнительная власть пронизана организационным  содержанием. Без такой функции, как организация, невозможно создать, упразднить, реорганизовать структуру федерального министерства, установить порядок взаимоотношений между структурными подразделениями министерства.

Реализация задач, стоящих  перед федеральными министерствами, требует чёткой организации управленческой деятельности, проявления оперативности при проведении принятых руководством страны решений.

4. Функция регулирования  имеет своим основным назначением  создать режим какой-либо деятельности  для удержания управляемых процессов в заданных параметрах.

В связи с децентрализацией управления, проводимой в последнее  десятилетие, существенно сократилось  количество государственных предприятий, учреждений организаций. В последнее  время предпринимаются попытки создания иных мер воздействия на подведомственные федеральным органам исполнительной власти предприятия, учреждения, организации. Это пытаются делать путём административно-правовых режимов для деятельности объектов управления: лицензирования, аккредитации, выдачи различных разрешений, паспортизации, аттестации и т.д.

5. Функция руководства  в последнее время почти утратила  своё предназначение. Причиной этому  послужило резкое сокращение  подведомственных федеральным министерствам  структур.

Данная функция сохранилась лишь у тех министерств, система управления которых не была разрушена в период децентрализации управления. Это Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и др. Министерство юстиции, например, осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов, деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России.

Информация о работе Конституционные характеристики исполнительной власти РФ