Конституционный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Для более точного понимания роли и места Конституционного Суда необходимо рассмотреть следующие вопросы:
историю возникновения и развития Конституционного Суда;
состав и порядок образования Конституционного Суда;
полномочия Конституционного Суда;
виды решений Конституционного Суда и их исполнение.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации 5
2. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации 12
2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 20
3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации 24
3.1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации 24
3.2. Принятие решений Конституционным Судом Российской федерации 25
3.3. Юридическая сила решений Конституционного Суда и их исполнение 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный Суд Российской Федерации.docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто из выше перечисленного не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме (ст.11)30.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов (ст.13)31.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда устанавливаются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации». 

Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе  после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.32

2.2. Полномочия Конституционного  Суда Российской Федерации

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» целями Конституционного Суда являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина и обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.33

Конституционный Суд РФ обладает полномочиями, указанными в ст. 125 Конституции  Российской Федерации и в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

К компетенции Конституционного Суда относится также проверка конституционности не утративших силу законов СССР и РСФСР, но только по содержанию норм, что вытекает из положений ч. 2 ст. 86 Закона о Конституционном Суде.

По указанным делам  осуществляется абстрактный нормоконтроль, т.е. вне связи с применением указанных актов в конкретных судебных и иных делах. Правом обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этой категории нормативных актов и договоров Конституция наделяет Президента, Совет Федерации, Государственную Думу, одну пятую членов Совета Федерации (36 членов) или депутатов Государственной Думы (90 депутатов), Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.34

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти; 

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.35

При этом Конституционный  Суд не рассматривает споры имущественного характера, споры о подведомственности дела судам и о подсудности, т.е. споры между судебными органами36.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, т.е. осуществляет конкретный нормоконтроль. С конституционной жалобой вправе обращаться российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также объединения граждан.

3.1. По запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Федерации.

5. По запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч.1 ст. 104 Конституции Российской Федерации).

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Конституционный Суд правомочен обращаться с посланиями к Федеральному Собранию (ч.3 ст.100 Конституции Российской Федерации), правом проверять по запросу Президента до назначения референдума в связи с его подготовкой соблюдение требований, предусмотренных Конституцией (ст.12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).37  

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации может  быть изменена не иначе как путем  внесения изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.  По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.38

 

3.  Решения Конституционного Суда Российской Федерации

3.1.  Виды решений Конституционного  Суда Российской Федерации

Свои полномочия Конституционный  Суд Российской Федерации реализует, принимая решения различного вида, определенные в ст. 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Выделяются следующие виды решений: постановление, заключение, определение. Данный перечень решений являются исчерпывающим.

Решения, принимаемые Конституционным Судом, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.39 Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда.

В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний.

Постановления принимаются  по вопросам о конституционности  законов, иных нормативных актов  и договоров, по спорам о компетенции, по конституционным жалобам граждан, их объединений и по запросам судов в связи с применением оспариваемого закона в конкретном деле, по толкованию Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.40

Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.  Они касаются преимущественно процессуальных вопросов, например, об отказе в принятии обращения к рассмотрению ввиду неподведомственности Конституционному Суду поставленных в обращении вопросов или несоответствия требованиям Закона о допустимости обращений; о соединении в одном производстве дел, касающихся одного и того же предмета; о приобщении документов к материалам дела; о прекращении производства по делу и т.д.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности (например, об избрании Председателя, его заместителя и судьи-секретаря Конституционного Суда, о формировании персонального состава палат, о распределении дел между палатами, о выступлении с законодательной инициативой, о направлении послания Конституционного Суда Федеральному Собранию и т.д.). Они находятся за рамками конституционного судопроизводства.41

3.2. Принятие решений Конституционным  Судом Российской федерации

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается  открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

 Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.42

Решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом. Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления  и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в  отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.43

В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости  от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

1) наименование решения,  дата и место его принятия;

2) персональный состав Конституционного Суда, принявший решение;

3) необходимые данные о  сторонах;

4) формулировка рассматриваемого  вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

5) нормы Конституции Российской  Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;

6) требования, содержащиеся в обращении;

7) фактические и иные  обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;

Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации