Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

На основе анализа федерального законодательства определите, какие вопросы в области социального обеспечения и социальной защиты населения могут быть урегулированы на уровне субъектов Российской Федерации. Укажите нормы, которые по вашему мнению предусматривают соответствующие полномочия.

Вложенные файлы: 1 файл

_Pravo_sots-go_obespechenia_1 (1).doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Задание 1

На основе анализа федерального законодательства определите, какие вопросы в области социального обеспечения и социальной защиты населения могут быть урегулированы на уровне субъектов Российской Федерации. Укажите нормы, которые по вашему мнению предусматривают соответствующие полномочия.

Ответ:

Проблемной «зоной» российского законодательства о социальном обеспечении остается реализация в нем принципа федерализма. Наделение органов государственной власти законодательной компетенцией в области социального обеспечения и социальной защиты позволяет им проводить активную политику в этой сфере и даже принимать собственные кодексы1. С одной стороны, при отсутствии федерального кодекса социального обеспечения, кодификация законодательства в субъектах Федерации, в принципе, допустима. С другой стороны, учитывая, что основная часть отношений по социальному обеспечению урегулирована на уровне РФ, а также учитывая неравномерное и не вполне благополучное социально-экономическое и правовое положение большинства субъектов РФ, развитие данной тенденции трудно признать целесообразным.

Конституция РФ относит социальное обеспечение к совместному ведению РФ и ее субъектов (подп. «ж» п. 1 ст. 72). Указанные конституционные положения развиты и конкретизированы главным образом Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В нем в ст. 26.3 закреплены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые ими за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Имеются в виду полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, малоимущих граждан. Помимо данного статутного федерального закона, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области социального обеспечения могут устанавливаться и иными федеральными законами

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

обеспечение реализации настоящего Федерального закона;

разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;

определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

установление порядка координации деятельности социальных служб;

создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

иные полномочия.

Муниципалитеты создали разветвленную систему социальной поддержки населения, элементами которой стали соответствующие органы управления, социальные учреждения и другие структуры предоставления первичной и специализированной социальной помощи. Роль региональных органов социальной защиты существенно отличается в различных субъектах Федерации.

Обобщая разнообразие практики на местном уровне, можно выделить две модели. Первая предусматривает следование федеральной политике, то есть сохранение масштабного дотирования отраслей социальной сферы, а также дополнение списка и повышение размера категориальных льгот и выплат. Вторая основана на определении собственных приоритетов, важных для конкретной территории, но не находящихся в фокусе внимания федерального правительства или субъекта Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации федеральным законодательством предоставлен достаточно широкий круг полномочий в сфере социального обеспечения.

Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации субъекты Российской Федерации устанавливают категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (часть 2 статьи 98).

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

определяют порядок установления государственных стандартов социального обслуживания (пункт 2 статьи 6);

устанавливают порядок и условия социального обслуживания граждан в государственной системе социальных служб (пункт 1 статьи 7);

устанавливают основания и порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (пункт 2 статьи 8);

определяют порядок предоставления бесплатного социального обслуживания (пункт 2 статьи 15);

устанавливают порядок оказания платных социальных услуг в государственной системе социальных служб (пункт 3 статьи 15);

определяют структуру органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; устанавливают порядок координации деятельности социальных служб; создают, управляют и обеспечивают деятельность учреждений социального обслуживания (статья 21);

определяют меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб (пункт 2 статьи 25).

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов:

определяют порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г. (статья 17);

определяют порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели (статья 18);

устанавливают организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, квоты для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (статья 21);

устанавливают для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (статья 22);

определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания  инвалидов с участием общественных объединений инвалидов, а также создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание (статья 28);

определяют форму предоставления мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (статья 28.2).

Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют:

меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. (статья 22);

форму предоставления мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем (пункт 6 статьи 23.2);

порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (пункт 11 статьи 23.2);

порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 настоящего Федерального закона гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г. (пункт 11 статьи 23.2).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации определяют условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров (статья 4);

устанавливают размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 статьи 6);

устанавливают размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 6);

устанавливают размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях (пункт 5 статьи 6) устанавливают порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, - детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования (пункт 8 статьи 6);

определяют порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы (пункт 10 статьи 6).

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

определяют размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (часть 1 статьи 5);

устанавливают порядок определения величины прожиточного минимума семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (статья 7);

устанавливают порядок назначения и размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8, статья 11);

определяют денежные эквиваленты по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (часть 9 статьи 12.1);

определяют порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии (часть 11 статьи 12.1).

Согласно Федеральному закону от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации устанавливают:

потребительскую корзину с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения (пункт 4 статьи 3);

порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (пункт 2 статьи 4);

величину прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги (пункт 4 статьи 4);

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"