Корпоративное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, лекция

Краткое описание

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Вложенные файлы: 1 файл

21412_Kurs_lekcii.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной вести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

Комитет по аудиту должен оценивать кандидатов в аудиторские  организации (аудиторы) общества и предоставлять  оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров обосновывать свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

Вопросы для  самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие  и назовите принципы корпоративного  управления.

2. Сформулируйте понятие  корпоративных органов.

3. Назовите признаки и виды корпоративных органов.

4. Определите основные  полномочия совета директоров  корпорации.

5. Сформулируйте понятие  и назовите формы корпоративного  контроля.

6. Назовите субъектов  финансового контроля и их  функции в корпорации.

9. Корпоративная информация

9.1. Понятие и  правовой статус корпоративной  информации

 

В самых первых значениях  слова "информация" проявлялись  моменты активности: термин происходит от латинского слова "informatio" - ознакомление, разъяснение, изложение.

Информация - это любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация признается в качестве одного из объектов гражданских  прав (ст. 128 ГК РФ). В законодательстве информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Основной объем прав на информацию содержится в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой  каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым законным способом.

Можно выделить случаи предоставления информации конкретным лицам и случаи предоставления безадресной информации, рассчитанной на широкий круг лиц (широкую  публику).

Статус корпоративной  информации определяет ее содержание, правовую охрану и порядок ее предоставления.

Корпоративная информация имеет определенный круг субъектов, которые заинтересованы в ней. В  первую очередь это акционеры  корпорации.

Значение права акционера  на информацию действительно важно, поскольку оно служит гарантией надлежащего осуществления иных прав акционера. В результате нарушения права на информацию акционер может быть лишен возможности реализовать иные свои права, например право акционера на участие в общем собрании. Поэтому в ряде случаев, помимо требований о принуждении к совершению действий по предоставлению информации, акционер может предъявить требования иного характера, в частности о признании решения общего собрания акционеров недействительным.

Кроме того, акционерные  общества, осуществляющие публичное размещение акций, обязаны раскрывать информацию о деятельности акционерных обществ в публичном порядке (путем публикаций в СМИ). Так, обязательными для публикации, согласно ст. 92 Закона "Об акционерных обществах" являются: годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, а также иные сведения, определяемые ФКЦБ России.

Информация, предоставляемая  акционерам, может касаться как самого акционерного общества (п. 4 ст. 11 Закона "Об акционерных обществах"), так и иных лиц, когда акционер, владеющий более чем 1% голосующих акций акционерного общества, на основании п. 3 ст. 8 Закона "О рынке ценных бумаг" требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

Наряду с этим, согласно Постановлению ФКЦБ России от 8 мая 1996 г. N 9 "О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации" открытые акционерные общества в дополнение к сведениям, указанным в п. 1 ст. 92 Законе "Об акционерных обществах", обязаны публиковать: во-первых, соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала; во-вторых, количество акционеров; в-третьих, наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России специализированного регистратора по каждому виду именных ценных бумаг, если в соответствии с законодательством РФ ведение реестра именных ценных бумаг акционерного общества должно осуществляться специализированным регистратором; в-четвертых, наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, если акционерное общество осуществляет самостоятельное ведение реестра именных ценных бумаг.

Категория "информация" нуждается в дальнейшем осмыслении в системе гражданско-правовых координат, в выявлении тех содержательных аспектов, которые представляют интерес для права и гражданско-правового регулирования. В целом необходимо отметить, что информация является сложным, но вместе с тем весьма научно-привлекательным явлением современной действительности, подлежащим дальнейшему изучению.

Итак, корпоративная информация - общедоступная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах  общества и сделках с ними, раскрытие  которой направленно на обеспечение интересов всех участников корпорации.

9.2. Коммерческая  тайна и инсайдерская информация

 

Тайна - определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, тайной считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае тайна есть нечто непознанное. Но такая (абсолютная) тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая (относительная) тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Если информация имеет  коммерческую ценность, она именуется  коммерческой тайной. При этом определение "коммерческий" не относится к  содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду. Кроме технической и технологической информации к коммерческой можно отнести экономическую, организационную, политическую, научную информацию. Информация о состоянии здоровья, о материальном положении, даже о привычках отдельных лиц также может составлять коммерческую тайну.

Коммерческая  тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Понятие коммерческой тайны  можно условно разделить на отдельные  виды тайн.

Предпринимательская тайна - изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые в интересах фирмы в тайне от конкурентов.

Финансовая тайна - сохранение в недоступности для посторонних  лиц бухгалтерских и финансовых документов, деловой служебной информации с целью защиты юридического лица от конкурентов; не распространяется на официальных представителей налоговой службы.

В свою очередь, коммерческая информация, не обладающая свойствами товара (корпоративная информация), подразделяется на два вида:

а) корпоративная информация, содержащаяся в тайне (деловая тайна);

б) корпоративная информация открытого доступа.

К коммерческой информации можно отнести и ноу-хау, которые  условно разделяют на три большие  группы:

1) информация о сущности  незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца;

2) сведения, имеющие коммерческую  ценность, но лишенные способности  охраняться патентом;

3) добавочная информация, получаемая при использовании  запатентованных технологий, которая,  не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

Деловая тайна (корпоративная информация, содержащаяся в тайне) - это непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и иного характера. Деловая тайна, в отличие от ноу-хау, не является товаром и передается правообладателем другим субъектам гражданского права лишь в исключительных случаях: при реорганизации или по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Деловая тайна, как и корпоративная информация открытого доступа, представляет собой объект корпоративных прав.

В свою очередь, к корпоративной  информации открытого доступа относится  коммерческая информация в корпоративных  отношениях, не содержащаяся в тайне, например информация о деятельности акционерного общества, для которой установлено требование обязательного раскрытия, информация о деятельности общества с ограниченной ответственностью, подлежащая опубликованию в соответствии с требованием о публичной отчетности общества в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Сложнее дать определение  понятию "служебная тайна". Если исходить из буквального значения употребленных  в этом выражении слов, то следует  считать, что служебная тайна - это  информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, трудится такой гражданин в государственной или в негосударственной организации. Попытки ограничить понятие "служебная тайна" взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не только не основаны на законе, но и неверны по самой своей сути; подобные попытки могут нанести лишь ущерб общему правовому регулированию.

Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская тайна.

Гражданское право многократно  упоминает о коммерческой тайне  и об отдельных ее категориях.

В статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., действующих на территории России с 3 августа 1992 г., объекты коммерческой тайны именовались секретами производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства, - ноу-хау). В статье 139 действующего ГК РФ применялся термин "служебная или коммерческая тайна", а в ст. 1027 ГК РФ - "охраняемая коммерческая информация".

Все эти термины следует  считать синонимами; во всех случаях  имеется в виду неопубликованная информация, которая может представлять или представляет собой коммерческую ценность.

Как следует из норм законодательства, информация составляет служебную или  коммерческую тайну, если она:

1) имеет действительную  или потенциальную ценность в силу неизвестности информации третьим лицам;

2) к этой информации  нет свободного доступа на  законном основании;

3) обладатель информации  принимает меры к охране ее  конфиденциальности.

Очевидно, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не должна пользоваться правовой охраной. Напротив, при наличии всех перечисленных признаков такая информация получает правовую охрану, причем эта охрана предоставляется автоматически.

Право на коммерческую тайну  может быть нарушено: в рамках заключенного договора - лицом, получившим доступ к коммерческой тайне на основе договора; во внедоговорных отношениях - лицом, получившим незаконным путем доступ к коммерческой тайне.

В первом случае должны применяться  нормы об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ), а во втором - нормы об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Именно на основе этих норм Кодекса должны устанавливаться основания ответственности, ее размеры, ответственность за своих работников, а также решаться другие вопросы гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с заключенным  договором ответственность лица, получившего доступ к коммерческой тайне, может быть ограничена либо, наоборот, дополнена условием об уплате неустойки.

Трудовой кодекс РФ 2002 г. не только допускает возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) (ст. 57) но и вводит норму о возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде "разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей" (подп. "в" п. 6 ст. 81).

Кроме этого, ст. 243 ТК РФ устанавливает, что работник несет  полную материальную ответственность  за "разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами".

Кроме того, информация может  быть объектом правовых отношений только при ее документировании, т.е. она  законодательно признается в качестве объекта отношений только вместе с материальным носителем, на котором  она зафиксирована. Отношения, складывающиеся по поводу незадокументированной информации, российским законодательством не регулируются.

В России в настоящее  время в банковском законодательстве содержится понятие "инсайдер" (физическое лицо, способное воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком), но отсутствует легальное определение "инсайдерская информация". В Законе "О рынке ценных бумаг" содержится понятие "служебная информация" - любая, не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст. 31).

Информация о работе Корпоративное право в России