Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, лекция
Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.
В проекте федерального закона "Об инсайдерской информации" определяется круг потенциальных инсайдеров, т.е. лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации в силу: 1) участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица; 2) членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица; 3) заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудового или гражданско-правового договора; 4) предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления.
Инсайдер (от англ. inside - внутри) - любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям, соответственно, инсайдерская информация - информация внутренняя.
Зарубежное законодательство подразумевает под инсайдерской информацией не только сведения, зафиксированные на определенных носителях, но и не получившие такого отображения (например, сформулированные в устной форме квалифицированные суждения или коммерческие предложения), что, наверное, было бы полезно и для российского законодателя.
Главной особенностью, по которой законодатель относит такую информацию к разряду инсайдерской, является характер информации, используемой при осуществлении сделок с акциями. Данный признак прямо включен в определение инсайдерской информации, содержащееся в Директиве 2003/6/EC "Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании".
Законодательство стран с развитым финансовым рынком выделяет два признака, по которым информация признается инсайдерской: информация должна быть существенной, значимой и недоступной широкому кругу инвесторов.
Кодекс определяет инсайдерскую информацию как существенную информацию о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества.
Российское законодательство вместо термина "инсайдерская" (или внутренняя) информация использует понятие "служебная информация". В нормативных правовых актах ФСФР России понятия "служебная информация" и "инсайдерская информация" отождествляются. Институт служебной информации в России разработан слабо, однако существующие нормы находятся в русле мировых тенденций определения инсайдерской информации и запрета инсайдерской торговли.
Права акционеров на получение информации реализуются двумя способами: а) путем установления обязанности общества предоставить информацию акционерам независимо от их требований на этот счет; б) путем предоставления акционерам права на получение информации по их желанию (заявлениям).
Поэтому право акционеров на получение полной и достоверной информации о деятельности общества реализуется следующими способами.
1) в случае публичного
раскрытия информации в
2) когда общество предоставляет
информацию акционерам
3) при предоставлении
акционеру права получить
Право акционера на информацию означает, что акционер имеет право знать о том, какие документы из определенных законом имеются у общества, и получать к ним доступ.
Согласно п. 1 ст. 52 Закона "Об акционерных обществах" уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом (адресная информация). Однако сообщение акционерам о проведении общего собрания может быть сделано в форме опубликования информации в органе печати, доступном неопределенному кругу акционеров (безадресная информация).
Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Закона "Об акционерных обществах", за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа акционерного общества, право доступа к которым имеют акционеры, обладающие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
По требованию акционера
общество обязано предоставить ему
за плату копии таких документов,
как устав общества, изменения
и дополнения к нему, свидетельство
о государственной регистрации
АО, внутренние документы общества,
положения о филиале и
Предусмотренные в данной статье документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (п. 1 ст. 91 этого же Закона).
Таким образом, акционер имеет право изучить предоставленные ему по его заявлению документы и получить копии документов. При этом плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затрат на их изготовление.
Обеспечение доступа к информации, которую общество обязано хранить и предоставлять акционерам в соответствии с законодательством, обычно возлагается на корпоративного секретаря общества.
Анализ норм действующего акционерного законодательства показывает, что в целом оно закрепляет основные принципы корпоративного управления и является основополагающей базой для их реализации в акционерных обществах. Вместе с тем эти принципы не всегда последовательно отражаются в законодательстве. Именно в этом направлении оно и должно совершенствоваться.
Кроме того, акционерные общества, осуществляющие публичное размещение акций, обязаны раскрывать информацию о деятельности акционерных обществ в публичном порядке (путем публикаций в СМИ). Так, обязательными для публикации, согласно ст. 92 Закона "Об акционерных обществах", являются: годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, а также иные сведения, определяемые ФКЦБ России.
Также законодатель установил дополнительные обязанности в отношении открытых акционерных обществ в части раскрытия информации финансового характера. Бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, годовой отчет открытого акционерного общества должны быть опубликованы не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ).
Согласно п. 1.2 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утв. приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101, публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Причем бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, которое может быть определено уставом общества или решением общего собрания общества.
Своевременность и полнота предоставления такой информации из реестра владельцев ценных бумаг зависит от того, насколько правильно и эффективно осуществляется ведение данного реестра, включая вопросы внесения записей в реестр о смене владельцев ценных бумаг.
В то же время уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все больше превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.
Наряду с этим, в России в последние годы заметно возросла роль договора как важнейшего инструмента охраны прав акционеров. Так, договорный механизм охраны прав акционеров предусмотрен Постановлением ФКЦБ России от 9 января 1997 г. N 2, утвердившим Положение о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В нем предусматривается, что прием от раскрывателей и хранение информации, обеспечение доступа к информации, подлежащей раскрытию, осуществляет Технический центр в соответствии с договорами, заключенными с регулирующими органами. Техцентр разрабатывает и публикует основные условия договора о порядке предоставления доступа к раскрываемой информации, которые являются обязательными для включения их в каждый отдельный договор, заключаемый Техцентром с любым лицом, заинтересованным в доступе к информации. Техцентр в любом случае не вправе отказаться от заключения договора с лицом, изъявившим желание получить доступ к информации.
Возможно также использование и административных механизмов, предусматривающих ответственность в отношении управляющих. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" способен оказать существенную помощь в защите прав акционеров, предусматривая механизм обжалования действий управляющих в ФКЦБ России (ФСФР).
Так, например, согласно ст. 12 указанного Закона ФКЦБ России (ФСФР) и ее региональное отделение может налагать штрафы на должностных лиц (управляющих), в частности, за следующие действия: а) непредоставление инвестору определенной информации; б) нарушение порядка и сроков раскрытия (опубликования) определенной информации профессиональным участником или эмитентом; в) незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра; г) воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора.
Решение федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг (его регионального отделения)
выносится в форме
Важно отметить, что нормы,
устанавливающие
Вместе с этим законодатель предусмотрел в сфере рынка ценных бумаг и уголовную ответственность. Согласно ст. 185 УК РФ уголовное наказание предусмотрено за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а также утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба. Недавно принятая статья 185.1 УК РФ предусматривает ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах.
Как видно, обеспечение и защита прав акционеров на получение информации остаются актуальной правовой проблемой в России и за рубежом. В этой связи следует развивать законодательство, регулирующее информационную прозрачность российских акционерных обществ, в том числе с привлечением позитивного зарубежного опыта.
1. Определите понятие корпоративной информации.
2. В чем заключается суть информационной политики общества?
3. Каковы формы раскрытия информации?
4. Назовите отличия информации, составляющей "служебную тайну" от информации, составляющей "коммерческую тайну".
5. Что понимается под инсайдерской информацией?
6. Определите механизм
раскрытия корпоративной
Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований. Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества.
Экономика как система производственных отношений в основе своей - саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.
Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда.
Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).