Корпоративное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, лекция

Краткое описание

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Вложенные файлы: 1 файл

21412_Kurs_lekcii.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Потребность пересмотра нормативной базы СССР была продиктована созданием экономики рыночного  типа, определяющей развитие частного сектора через реформу собственности.

Первый период развития корпоративного законодательства - период зарождения. Он начался с конца 80-х  гг. и характеризуется отказом  от государственной монополии на средства производства.

Второй период развития корпоративного законодательства - этап становления (конец 1990 г.-конец 1994 г.). Он характеризовался тем, что постепенно основную роль начинали играть не трудовые коллективы, а собственники предприятия.

Третий период развития корпоративного законодательства - с  конца 1994 г. (принятие нового ГК РФ) до начала 2005 г. (в ходе которого сложилась современная система корпоративного законодательства). В ГК РФ было произведено упорядочение видов организационно-правовых форм юридических лиц, одновременно были установлены отношения собственности - юридическое лицо являлось единым и единственным собственником своего имущества (за исключением госпредприятий и учреждений, которые не являются корпоративными образованиями). Предприятие по общему правилу было объявлено не субъектом, а объектом гражданских прав.

При этом основным "рычагом", способствующим соответствующим изменениям, явилась переориентация имущественной  основы деятельности предприятий и  переход их в новые организационно-правовые формы. В этой связи интересным представляется аналитическая работа А.Д. Рыдыгина "Реформа собственности в России", где автором показываются причины и этапы смены экономической формации Российского государства.

В рамках реформирования отношений собственности в переходный период основным звеном явилось создание юридических лиц - частных компаний, представляющих основу всех преобразований. Многообразие организационно-правовых форм, представленных в новом гражданском законодательстве, повлекло формирование правовой базы, необходимости детального их регулирования.

В итоге, в середине 90-х  гг. были приняты основные акты - федеральные  законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах".

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее  время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

1.3. Современные  тенденции корпоративного права  и корпораций

 

В одних государствах преобладает корпоративное саморегулирование деятельности организаций-корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного корпоративного законодательства, государственное регулирование носит фрагментарный характер. В других государствах корпоративное саморегулирование дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права.

В Российской Федерации  сложившееся соотношение государственного и корпоративного правового регулирования  можно охарактеризовать как соотношение  основного и вспомогательного регуляторов.

Во многом объем государственного вмешательства в сферу деятельности корпораций определяется стремлением  обеспечить публичные интересы (экология, ограничение монополизма, развитие конкуренции и т.п.), что обусловливает  и методы регулирования экономических отношений. Достижение экономического результата как универсальная цель деятельности любой корпорации не может быть противопоставлено общественным интересам. В России, наряду с увеличением частноправового массива, наметилась тенденция к повышению роли корпоративного (локального) регулирования.

Современная фаза реформ и тенденции развития корпоративного законодательства переживают период необходимости  преобразований. Стало очевидно, что  заложенная в ГК РФ система корпоративного законодательства несовершенна: между ГК РФ и специальными законами, а также между самими специальными законами существует множество противоречий, дублирующих положений, пробелов. Наличие отдельных законов позволяло и позволяет создавать совершенно новые организационно-правовые формы в интересах узких групп лиц (например, некоммерческое партнерство и др.), что привело к нарушению имущественных прав участников как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Произошло осознание  того, что корпоративное законодательство надо совершенствовать. К числу соответствующих мер отнесена разработанная Министерством экономического развития и торговли РФ Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. (с учетом вносившихся в нее изменений одобрена Правительством РФ - раздел II Протокола от 18 мая 2006 г. N 16).

Современное стремление законодателя приблизить режим деятельности отдельных организаций к нормативной  базе юридических лиц, признаваемых корпорациями, отражает государственную  политику в корпоративном секторе.

Правовое регулирование  организации и деятельности корпораций, и прежде всего корпораций с участием государственного капитала, наряду с  законодательными актами, осуществляется также указами Президента РФ и  постановлениями Правительства РФ.

Нельзя оставлять без  внимания тот факт, что регулирование  гражданско-правовой сферой многих публичных  институтов получает в настоящее  время вектор децентрализации социальных отраслей управления.

Например, государство  утрачивает публичный интерес в  бюджетной сфере, что означает также и смену инструментов ее правового регулирования. Объясняет этот процесс то, что стимулирование эффективности экономики напрямую зависит от хозяйственной активности участников рыночных отношений, которая в полной мере может быть основана на частной инициативе и частно-публичной основе. В полной мере это относится к процессу приватизации государственных (муниципальных) предприятий. В свою очередь акционирование предприятий, основанных на публичной форме собственности, ведет к расширению корпоративного сектора, усилению роли частного элемента в экономике.

Интересно в этом смысле провести параллель с корпоратизацией  в форме акционирования. Участие  государства как собственника активно  проявляется в компаниях акционерного типа, в уставном капитале которых, наряду с частными имущественными вкладами, заметное, а иногда и преобладающее влияние имеет доля публичного имущества. В результате такого участия в деятельности юридических лиц, имеющих вполне конкретные цели, государство выступает не только регулятором экономических процессов, но и активным их участником.

Примером в этой ситуации может служить период приватизации государственного имущества, когда  акционирование государственных предприятий  проходило с участием представителей публичного собственника, что обеспечивалось на начальном этапе специальным правом Российской Федерации (имеется в виду "золотая акция"), а сейчас наличием контрольного пакета акций крупнейших компаний в руках государства.

Несмотря на то что  государство в таких случаях выступает на равных с иными субъектами права, корпоративный смысл подобных образований от этого не утрачивается.

В свою очередь новые  подходы в организации государственных  учреждений с успехом перенимают опыт регламентации юридических  лиц, конституция которых, например автономного учреждения, в большей степени ориентирована на корпоративное образование.

В аспекте развития новых  форм корпоративных образований  автономное учреждение являет собой  синтез целевой направленности с  элементами баланса интересов. Представляющее тип государственного (муниципального) учреждения автономное учреждение во многом восприняло черты организаций корпоративного типа. В основе деятельности учреждений лежит отсутствие имущественного компонента. Использование имущества допускается лишь с согласия учредителя и лишь только для достижения целей учреждения.

Имущественная автономия  предполагает обособление и наличие  собственного имущества учреждения при сохранении имущественной базы, переданной публичным собственником. Такой двойной режим имущественной сферы автономного учреждения определяет принципы структурной организации корпоративной направленности.

Исходя из современных  представлений о корпоратизации, вряд ли можно подвергнуть сомнению корпоративный "дух" акционерных  обществ, юридическая конструкция которых в полной мере отвечает признакам корпорации.

По типу акционерных  компаний, в которых государство  выступает их собственником в  части принадлежащих им на праве  собственности ценных бумаг (акций), в автономных учреждениях также формируется корпоративный элемент имущественного участия в их деятельности. Модель имущественных отношений собственника и учреждения приближает режим оперативного управления к праву собственности автономного учреждения на приобретаемое им имущество.

Во многом наличие собственной имущественной базы автономного учреждения определяет и новое построение принципов имущественной ответственности, при которой главный признак имущественных отношений учреждений - субсидиарная ответственность собственника (учредителя) утрачивается, что еще раз подтверждает корпоративный подход в решении вопроса о принципах построения ответственности при участии автономного учреждения в гражданском обороте.

Отдельной особенностью является представление организационного единства автономного учреждения в форме контрольного органа управления - наблюдательного совета, созданного по типу корпоративной организационной структуры акционерного общества.

Несмотря на представление  корпоративных образований как  субъектов, лишенных публичного начала, в части акционерных обществ, основанных в том числе и на государственной (публичной) собственности, и автономных учреждений следует признать их корпоративную сущность. Таким образом, развитие корпоративной формы связывается в первую очередь не с необходимостью расширить количество организационно-правовых форм юридических лиц, а с совершенствованием содержания деятельности уже существующих, где отдельные черты "корпоративной организации" уже имеют определенные сочетания в практике построения новых видов организационных и общественных отношений.

Становление и расширение юридических лиц во всех сферах экономической  жизни являет собой изменение  соотношения частного и публичного интереса в области регулирования  деятельности организаций. Постепенное  увеличение частноправового массива приведет к необходимости по-иному взглянуть на сферу нормативного регулирования юридических форм бизнеса. В настоящее время, на фоне процессов глобализации и концентрации капиталов отдельных кампаний, приходится вести речь о корпоратизации юридических лиц как неизбежном и очевидном правовом и экономическом явлении.

Вопросы для  самоконтроля

 

1. Проанализируйте происхождение  и развитие терминов "корпорация" и "юридическое лицо".

2. Дайте характеристику  первоначальным юридическим формам организации производства.

3. Каково соотношение  терминов "корпорация" и "юридическое  лицо"?

4. Как развивались  корпорации во Франции?

5. Каково современное  развитие корпораций и корпоративного  права (за рубежом и в России)?

2. Предмет и  метод корпоративного права

2.1. Понятие корпоративного  права

 

Корпоративное право  является комплексной правовой отраслью, регулирующей особый вид правоотношений на основании принципов и методов  гражданского права, опираясь на международные  договоры, законы и подзаконные акты, существующие в Российской Федерации, локальную нормативную базу корпораций, обычаи делового оборота и деловые обыкновения, выполняющей особые функции.

Особая роль корпоративного права - связь между государственным (публично- или частноправовым) и  корпоративным регулированием.

Особенность корпоративного права - тесная и неразрывная связь  с гражданским правом, но особые правоотношения, функции и источники  права делают его новой обособляющейся отраслью права.

Корпоративное право  можно представить как совокупность гражданско-правовых норм, а также локальных корпоративных норм, регулирующих корпоративные отношения с учетом императивных требований гражданского законодательства, специфики организационных форм корпоративных отношений, особенностей конкретного корпоративного объединения.

С позиции экономико-правового  представления о регулировании  корпораций корпоративное право - это:

1) составная часть  гражданского права; совокупность  юридических норм, регулирующих  правовой статус, порядок создания  и деятельности хозяйственных обществ и товариществ;

2) система правил, установленных  собственником или администрацией  предприятия (коммерческой организации)  и регулирующих различные внутрифирменные  отношения.

Корпоративное право - это  система правил и норм поведения, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.

Поэтому корпоративное  право можно еще назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом, определяющим возможность любой организации, построенной на принципах автономии, осуществлять, внутреннее регулирование, распространять его на своих членов для достижения целей и задач деятельности.

Более узкое понимание  корпоративного права находит отражение, например, в США и Канаде, которые традиционно используют акционерную форму ведения бизнеса и оформляют ее регулирование в акционерное право, т.е. систему правил поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества - предприятия, уставный капитал которого разделен на акции.

Информация о работе Корпоративное право в России