Корпоративное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, лекция

Краткое описание

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Вложенные файлы: 1 файл

21412_Kurs_lekcii.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

В узком смысле корпорация - хозяйственное общество, являющееся объединением лиц и капиталов  для предпринимательских целей, участники которого организованы на принципах членства и несут ограниченную ответственность своим имуществом по обязательствам всего объединения.

Корпорации - это объединения лиц и капиталов со сложной, прежде всего организационной структурой. В настоящее время правовые конструкции юридических лиц, которые могут быть признаны корпорациями, ушли далеко вперед от первоначальных правовых форм организации предпринимательской деятельности. Структура органов корпорации, их правовой статус, взаимодействие внутри корпорации, а также во внешних отношениях заставляют учитывать эти особенности.

Отграничительным признаком  от корпораций обладает государственная корпорация как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица. В соответствии с законом о некоммерческих организациях государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Предлагаемые современной  правовой доктриной признаки корпорации во многом определяют организационный подход в построении юридической конструкции корпоративной организации.

Юридическое лицо, претендуя  на статус корпорации, образует в своем  составе ее участников (членов), что, в свою очередь, и определяет корпорацию как коллективное образование.

Вместе с тем, юридическое  лицо как "коллективное образование" представляет собой не только (и  даже в некоторых случаях не столько) объединение лиц, сколько концентрацию капиталов. Поэтому отдельной особенностью в формировании корпорации выступает также и имущественный аспект. Организация, признаваемая в качестве отдельного (самостоятельного) субъекта права и экономических отношений, характеризуется наличием обособленного от участников (т.е. собственного) имущества. При этом формулируемый принцип наглядно показывает необходимость "отделения собственности от управления", что достигается через "сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

Особая роль в стремлении государства развить корпоративные  начала в публичной сфере связывается  со статусом учреждений как организаций, по преимуществу содержащих целевую "нагрузку" своей деятельности, определение  которой построено на государственных установках, имеющих унитарный характер.

Поэтому в ряду существенных критериев отграничения корпораций, в том числе от учреждений, обращается внимание на "противопоставление ее коллективных начал принципам унитаризма в парной противоположности".

Между тем общие цели создания юридического лица, характерные также и для корпорации, могут быть определены как централизация и обособление имущества для участия в гражданском обороте; уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам; обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

Исходя из законодательного подхода в закреплении основных признаков корпораций в отношении учреждений, следует признать в качестве целей деятельности учреждений социально полезную деятельность в отношении неопределенного круга лиц, которые не могут являться членами учреждения, поскольку, как метко в свое время отмечал Г.Ф. Шершеневич: "Учреждение служит интересам многих лиц, но эти лица не члены его и не субъекты прав, составляющих имущество учреждения". В свою очередь, участники корпоративного образования четко определены, как и их интересы.

Однако, несмотря на такое  доктринальное представление о корпорациях как юридических лицах с заранее определенными признаками, особая роль в решении вопроса о признании организации корпоративным объединением должна отводиться общему смыслу и направлению деятельности отдельных юридических лиц, но в сочетании с сопутствующими признаками, характерными для подобных форм.

При этом закрепление  подобных признаков целесообразно  связывать с деятельностью юридического лица в связи с чем интересными  являются последние тенденции в  законодательстве, регулирующем деятельность учреждений. Причем "деформация" общественных отношений в социальной сфере, направленная на совершенствование государственных функций, повлекла необходимость создание новых институциональных инструментов публичных услуг - автономных учреждений, организация деятельности которых построена на децентрализации управления и принципах имущественной автономии.

Количественный критерий участников, как и имущественная  обособленность, не является определяющим в отношении характеристики юридических  лиц социальной сферы как корпораций. При этом стремление "размыть" унитарный характер государственных организаций четко прослеживается в современном законодательстве о юридических лицах.

Итак корпорация - это  организация, которая признана юридическим  лицом, в которой собственность отделена от управления и которая основана на объединенных капиталах (добровольных взносах) для осуществления какой-либо социально полезной деятельности.

5.2. Современные  виды корпоративных субъектов

 

Центральными субъектами корпоративного права являются разнообразные юридические лица. Понятие юридического лица несколько разнится с широким термином "корпорация", дополняя его рядом отличительных признаков. Юридические лица - это организации, основанные на объединении лиц и капиталов, обладающие имущественной обособленностью, организационным единством и самостоятельной гражданско-правовой ответственностью, выступающие в гражданском обороте от своего имени, образуемые и прекращающиеся в порядке, установленном законом. Любое юридическое лицо создается для достижения конкретных целей, путем осуществления законных действий, заявленных в учредительных документах и имеющих значение для участников.

Конкретно к юридическим  лицам, субъектам корпоративного права, ГК РФ относит:

1) товарищества:

- полное товарищество;

- товарищество на вере;

2) общества:

- общество с ограниченной  ответственностью;

- общество с дополнительной  ответственностью;

- акционерное общество;

- производственные кооперативы;

- объединения корпораций.

Гражданский кодекс содержит перечень основных видов корпораций, иные организационно-правовые формы юридических лиц и их объединений могут быть представлены в федеральных законах, например, "О некоммерческих организациях", "О финансово-промышленных группах" и т.д.

Хозяйственные товарищества делятся на следующие виды:

- полное товарищество;

- товарищество на вере (коммандитное товарищество); Хозяйственные  общества делятся на следующие  виды:

- общество с ограниченной  ответственностью (ООО);

- общество с дополнительной  ответственностью (ОДО);

- акционерное общество (АО) - закрытое или открытое.

Конструкция ООО является изобретением германских цивилистов и  одновременно ответом на настоятельные  требования практики о создании юридических  лиц, более простых, в отличие  от акционерных обществ, организационных характеристик.

Общим правовым регулятором  для корпораций лиц хозяйственной  сферы служит ГК РФ, определивший организационно-правовые формы юридических лиц хозяйственной  сферы.

Между тем для регулирования  ряда основных корпораций - АО и ООО  приняты и действуют специальные законы "Об акционерных обществах" (1995 г.) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (1998 г.).

К числу субъектов  корпоративного права можно отнести  и различные государственные  структуры в той степени, в  которой они вступают во взаимоотношения с корпорациями. Индивидуальных предпринимателей также следует рассматривать как лиц, выступающих субъектами корпоративного права, поскольку они наделяются соответствующими права и обязанностями, к ним применимы нормы о статусе организаций.

Из всех юридических лиц, существующих в России, корпорациями не являются только государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также государственные казенные предприятия. По ходу своей деятельности юридические лица вне зависимости от формы собственности и рода деятельности вступают во взаимоотношения друг с другом, с органами государственной и муниципальной власти и иными организациями. Урегулирование таких контактов также входит в предмет корпоративных правоотношений.

В иностранных правопорядках  существуют свои особенности форм корпоративных субъектов, их объединений.

Следует отметить такой  вид корпорации, как Европейское  объединение по экономическим интересам (ЕОЭИ). Это не слишком популярная форма ведения предпринимательской  деятельности в Европейском союзе в секторе реального бизнеса, она больше распространена в сфере услуг (например, среди юридических фирм).

Вопрос о предоставлении ЕОЭИ правосубъектности отнесен  на усмотрение национального законодательства. Например, Германия и Италия не признают ЕОЭИ юридическим лицом, следовательно, не представляется возможным утверждать, что такое объединение имеет широкие полномочия в данных странах, а следовательно, может быть притягательной формой для европейских компаний.

Европейская компания - это дополнительная организационно-правовая форма к существующим в национальных правовых системах государств-членов. Прежде всего она выгодна крупным компаниям с трансграничными операциями, так как значительно снижает расходы на создание и поддержание деятельности дочерних компаний в государствах-членах; облегчает осуществление трансграничных операций по слиянию, созданию совместных предприятий, перенесению места нахождения и иных трансграничных операций. Это существенно снижает расходы и позволяет оптимизировать деятельность ввиду отсутствия юридических барьеров, вызванных различиями в национальных правовых системах.

5.3. Создание, реорганизация  и ликвидация корпораций

 

Создание юридического лица представляет совокупность юридически значимых действий, направленных на придание организации определенного законодательством статуса.

Создание корпораций определяет необходимость их государственной  регистрации. Цель регистрации - устранить  возможные нарушения законодательства при создании предприятия, определить нового налогоплательщика, придать юридическую силу деятельности организации.

Государственная регистрация  корпораций подчиняется общему порядку  регистрации юридических лиц, установленному ГК РФ и Законом "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей".

Функции по осуществлению  государственной регистрации юридических  лиц возложены на налоговые органы (Федеральную налоговую службу РФ).

Для государственной  регистрации учредители обязаны  представить в регистрирующий орган  необходимые документы (в том числе заявление, решение о создании корпорации, устав, учредительный договор, квитанцию об уплате госпошлины).

В случае если все представленные документы соответствуют закону, регистрирующий орган обязан зарегистрировать корпорацию и выдать свидетельство о государственной регистрации.

Следует учесть, что юридическое  лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации, который определяется внесением  соответствующей записи в единый государственный реестр юридических  лиц (ЕГРП).

Отказ в регистрации юридических лиц по мотивам нецелесообразности не допускается. Регистрация (отказ в регистрации) может быть обжалована заинтересованными лицами в судебном порядке.

Реорганизация юридического лица в общем смысле представляет собой процедуру изменения правовых характеристик юридического лица, смену его правового статуса.

С экономической точки  зрения, реорганизация - это преобразование, переустройство организационной структуры  и управления предприятием, компанией  при сохранении основных средств  и производственного потенциала предприятия.

Гражданское законодательство выделяет следующие виды реорганизации  корпораций: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация  в итоге приводит к изменению  правового статуса юридического лица.

Реорганизация может  быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация корпораций осуществляется по решению их учредителей. В принудительном порядке корпорация может быть реорганизована, например, по требованию антимонопольного органа либо решению суда.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться  в хозяйственные товарищества и  общества другого вида или в производственный кооператив по решению общего собрания участников.

Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров акционерное общество также вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Особым правовым результатом  реорганизационных процедур является правопреемство - переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в полном объеме (универсальное) либо частично (сингулярное).

Информация о работе Корпоративное право в России