Конституция
Российской Федерации провозгласила,
что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные
выборы (ст. 3 Конституции).
Деятельность
субъектов защиты прав и свобод человека
и гражданина осуществляется в закрепленных
конституционных формах — в форме государственной,
судебной, международной, коллективной
защиты и в форме самозащиты — методами
политическими, социально-экономическими,
конституционно-правовыми, уголовно-правовыми,
административно-правовыми, гражданско-правовыми.
Распределение
компетенции в федеральном государстве
связано с государственно-правовым разделением
властей по вертикали, что призвано совершенствовать
защиту прав граждан. Если права, обеспечивающие
свободу, защищают плюралистическое многообразие
общества, то федерализм открывает путь
региональному его многообразию.
Основные
права, закрепленные в Конституции Российской
Федерации[1], являются в равной мере обязательными
как для федерации в целом, так и для ее
субъектов. Конституции, уставы субъектов
Российской Федерации могут расширить
в сфере своего действия защиту этих прав,
но ограничить их, понизить меру свободы
по сравнению с той, которую определяет
Конституция Российской Федерации, не
могут в большей степени, чем Основной
закон. Они не должны устанавливать ограничения
для определенной группы носителей основных
прав [1] (ч. 3 ст. 56).
Защищать
права и свободы человека и гражданина
означает достичь состояния гармонии
в отношениях между человеком, обществом
и государством. Это возможно в случае
сбалансированности всех интересов, приведения
их к состоянию достаточного совпадения.
У человека, общества и государства есть
один общий интерес — права и свободы
человека и гражданина и их защита.
Преодоление
противоречий между личностью, обществом
и государством — задача, далеко выходящая
за рамки юридического способа регулирования
этой несогласованности. Она предполагает
применение различных средств влияния
на общественную жизнь. Но конституционной
защите, реально обеспеченной принудительной
силой государства, принадлежит главная
организующая роль в процессе защиты прав
и свобод человека и гражданина.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ОСНОВАНИЙ ОГРАНИЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ И ДРУГИХ
ОСНОВНЫХПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Как пишет А.В. Малько в зависимости
от прав и свобод, которые ограничиваются,
различают: ограничения гражданских и
политических прав и ограничения экономических,
социальных и культурных прав. Примером
первых является, в частности, ограничение
свободы; примером вторых - ограничение
в использование права собственности[31].
Следует, однако, помнить, что
среди всех видов прав есть права, которые
вообще не должны ограничиваться. Это
так называемые абсолютные, или основные
права. «Основные права не создаются государством,
не нуждаются в его признании, не могут
быть ограничены или вовсе ликвидированы
им. Они присущи индивидууму как таковому.
Они охраняют свободу не только от незаконного,
но и законного государственного принуждения»[31].
Обычно, говоря о правах, не подлежащих
ограничению, комментируют ст. 4 Международного
пакта о гражданских и политических правах[21],
где предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах
не могут быть ограничены такие права,
как право на жизнь, право не подвергаться
жесткому, бесчеловечному обращению, право
не подвергаться без свободного согласия
медицинским или научным опытам, право
не содержаться в рабстве или подневольном
состоянии, право не подвергаться лишению
свободы за невыполнение какого-либо договорного
обязательства, право не привлекаться
к ответственности за деяние, которое
в момент его совершения не являлось уголовным
преступлением, право на признание право
субъектности, свобода мысли, совести
и религии.
Если говорить о Конституции
РФ 1993 г., то она в ч. 3 ст. 56 идет дальше в
развитии абсолютных прав, чем Международный
пакт о гражданских и политических правах,
устанавливая более широкий круг прав,
не подлежащих ограничению даже в условиях
чрезвычайного положения.«Не подлежат
ограничению, права и свободы, предусмотренные
статьями 20, 21, 23(часть 1), 24, 28, 34(часть 1),
40 (часть 1), 46—54 Конституции Российской
Федерации»[1]. Речь, в частности, идет о
таких правах, как право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени, на
ознакомление с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими права
и свободы гражданина, и др.
Согласно статье 19 Конституции
РФ, «запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности».
Во Всеобщей Декларации прав
человека (ст.2) указано, что «каждый
человек должен обладать всеми правами
и всеми свободами, провозглашенными настоящей
Декларацией, без какого бы то ни было
различия, как-то в отношении расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального или
социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения. Кроме
того, не должно проводиться никакого
различия на основе политического, правового
или международного статуса страны или
территории, к которой человек принадлежит,
независимо от того, является ли эта территория
независимой, подопечной, несамоуправляющейся
или как-либо иначе ограниченной в своем
суверенитете»[20].
«Достоинство личности охраняется
государством. Ничто не может быть основанием
для его умаления»[1] (ст. 21).
Охрана государством достоинства
личности выражается в том, что оно четко
определяет основания и формы ограничения
неприкосновенности личной жизни граждан.
Так, справедливое и законное требование
следователя о представлении доказательств,
осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным
законом случаях и порядке, не может рассматриваться
как ущемление достоинства личности, как
оскорбление.
Статья 55 Конституции Российской
Федерации содержит ряд принципов, направленных
на защиту прав человека и гражданина,
и перечень оснований, согласно которым
возможны ограничения прав и свобод.
Часть 1 статьи в соответствии
со ст. 30 Всеобщей декларации прав человека,
ст. 25 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах[25] и ст.
5 Международного пакта о гражданских
и политических правах[21] утверждает открытость
перечня прав и свобод человека и гражданина,
возможность присоединения новых прав
к уже провозглашенным. Ссылка на отсутствие
в Конституции Российской Федерации того
или иного права, утвержденного законодательством
или указанного в международных договорах,
ратифицированных Государственной Думой,
юридически недействительна.
Часть 2 исключает возможность
использовать законодательство для изъятий
из перечня прав и свобод, провозглашенных
Конституцией и актами международного
права, которые Россия обязалась соблюдать.
Часть 3 статьи определяет границы
пользования правами и свободами, игнорирование
которых ведет к нарушению прав и свобод
других лиц. При реализации прав и свобод
недопустимы посягательства на конституционный
строй, оборону страны и безопасность
государства. Разрушение этих сторон государственности
разрушает условия свободы самого человека
и гражданина.
Использование прав и свобод
отдельной личностью ограничивается также
требованиями защиты нравственности и
здоровья общества. Вместе с тем идеалы
нравственности и параметры определения
здоровья исторически подвижны. Общая
направленность демократического общества
тяготеет к максимальной терпимости, к
признанию прав меньшинств. Вместе с тем
религиозные идеалы, а также национальные
обычаи и традиции, не унижающие человеческого
достоинства, могут учитываться в республиках
и регионах Российской Федерации. Федеральное
законодательство, устанавливая данные
ограничения, не может выходить за их конституционный
перечень.
Часть 3 ст. 55 включает принцип,
закрепленный в ч. 3 ст. 17. Соблюдение прав
других лиц входит в общую систему оснований,
ограничивающих злоупотребление правами
и свободами. Перечисленные в ч. 3 рассматриваемой
статьи основания по смыслу совпадают
с содержанием ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации
прав человека: «При осуществлении своих
прав и свобод каждый человек должен подвергаться
только таким ограничениям, какие установлены
законом исключительно с целью обеспечения
должного признания и уважения прав и
свобод других и удовлетворения справедливых
требований морали, общественного порядка
и общего благосостояния в демократическом
обществе»[20].
Международный Пакт о гражданских
и политических правах признает относительными
небольшую часть защищаемых им прав и
потому оговаривает возможность их ограничения[21].
Сюда относится право на свободное передвижение
и свободу выбора места жительства, если
ограничения данного права предусмотрены
законом, необходимы для охраны государственной
безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения
или прав и свобод других (ст. 12).
Ограничения допускаются при
реализации свободы мысли, совести и религии,
если они установлены законом и необходимы
для охраны общественной безопасности,
порядка, здоровья и морали, равно как
основных прав и свобод других лиц (ст.
18).
Право беспрепятственно придерживаться
своего мнения может быть ограничено также
только законом и является необходимым
во-первых, для уважения прав и репутации
других лиц, во-вторых, для охраны государственной
безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения
(ст. 19).
Наконец, право на свободу ассоциаций,
включая создание профсоюзов, не подлежит
никаким ограничениям, кроме оговоренных
в предыдущих статьях (ст. 22).
Итак, всего четыре из всего
массива прав в исключительных случаях
и на законном основании могут быть ограничены
в строго оговоренных целях.
Европейская Конвенция о защите
прав человека и основных свобод также
признает относительность только четырех
прав: неприкосновенность частной и семейной
жизни, жилища и корреспонденции (ст. 8);
свободу мысли, совести и религии, свободу
выражения своего мнения (ст. 10);свободу
мирных собраний и ассоциаций (ст. 11)[9].
При этом оговорка во всех случаях
звучит почти одинаково. Права не подлежат
вмешательству со стороны властей, кроме
случаев, установленных законом, и необходимы
в демократическом обществе в интересах
общественного спокойствия, охраны общественного
порядка, здоровья и нравственности, для
защиты прав и свобод других лиц.
Говоря сегодня о политических
правах, мы не можем быть в стороне от беспрецедентной
ситуации, которая в условиях глобализации
с головокружительной скоростью распространяется
по всей планете. Речь идет о глобальном
финансово-экономическом кризисе и его
возможных негативных последствиях. Мировое
сообщество ищет пути выхода из кризиса.
Правительства всех стран вырабатывают
антикризисные меры. Возникшие проблемы
носят интернациональный характер. Они
требуют разработки и внедрения новых
«критических технологий» в политике,
экономике и в праве. Многие из технологий
борьбы с кризисом могут в общественном
мнении выглядеть непопулярными. Да и
сам кризис, несмотря на усилия властей,
в каждой стране станет поводом для политических
атак. И бесспорно также, что кризис приведет
к росту политической напряженности внутри
стран, в том числе к злоупотреблению со
стороны определенных – причем не обязательно
прогрессивных сил – политическими правами,
вплоть до антиконституционных действий
и попыток захвата власти.
В условиях кризиса практически
невозможно добиться положения, при котором
все категории населения будут удовлетворены
политико-экономическими решениями правительства.
Государство призвано гарантировать разумный
баланс и соразмерность между решениями,
принимаемыми в целях выхода из кризиса,
стабилизации финансов и экономики, и
фундаментальными правами и свободами
граждан, закрепленными во Всеобщей декларации
прав человека, а также в Конституциях
отдельных стран.
Отдельно хотелось бы также
осветить проблему ограничения прав в
области свободы массовой информации.
Солонченко И.В.[34] пишет, свобода массовой
информации является необходимым условием
жизнедеятельности демократического
общества и государства, одним из основных
элементов системы прав и свобод человека
и гражданина, которые Российское государство
согласно Конституции РФ обязано признавать,
соблюдать и защищать. Средства массовой
информации (далее - СМИ) в демократическом
обществе играют не только техническую
роль распространения всевозможной информации,
но и выполняют (в определенной степени)
социально-значимую роль «контролера»
за соблюдением государством общественных
интересов. Однако без эффективных конституционно
обоснованных правовых ограничений свободы
массовой информации, направленных на
предотвращение злоупотреблений этой
свободой, деятельность СМИ имеет тенденцию
к деструктивному воздействию на личность,
общество и государство, представляя угрозу
для демократического развития страны.
Влияние СМИ на формирование общественного
мнения граждан, общественной нравственности
и на всю систему общественных отношений
является в России настолько сильным,
что в условиях отсутствия эффективного
правового регулирования часто приводит
к нарушениям прав и законных интересов
граждан, интересов общества и государства.
Особенно заметны результаты такого влияния
СМИ во время выборов в органы государственной
власти, когда СМИ могут решающим образом
повлиять на настроения и мнения избирателей,
и, тем самым, на результаты выборов.
Существует реальная угроза формирования
устойчивой тенденции использования СМИ
в целях манипулирования общественным
мнением в частных интересах отдельных
политических и финансовых групп. Экономическая
неэффективность значительной части СМИ
делает их зависимыми от коммерческих
и политических интересов их владельцев
и спонсоров, позволяет использовать СМИ
для сведения счетов с конкурентами, а
иногда - даже превращать их в средство
массовой дезинформации, средство борьбы
с государством. Недостаточность нормативного
правового регулирования отношений в
области реализации возможностей конституционных
ограничений свободы массовой информации
в интересах защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов граждан, обеспечения
обороноспособности страны и безопасности
государства существенно затрудняют обеспечение
необходимого баланса интересов личности,
общества и государства в информационной
сфере. В Доктрине информационной безопасности
Российской Федерации[26] совершенствование
законодательства в части конституционных
ограничений прав и свобод человека и
гражданина, введение запрета на использование
электронных СМИ для распространения
программ, пропагандирующих насилие и
жестокость, антиобщественное поведение,
отнесено к числу основных направлений
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации в сфере духовной
жизни.