Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:47, контрольная работа
Объектами определенной группы личных неимущественных прав выступают неотделимые от личности блага, не связанные с имущественными. Такие субъективные права принято называть личными неимущественными правами, не связанными с имущественными.
Статья 151 ГК содержит не исчерпывающий, но довольно обстоятельный перечень важнейших нематериальных благ и прав, не связанных с имущественными. Одни из них принадлежат лицу от рождения (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, честь, доброе имя и т.п.), другие — в силу акта законодательства (право свободного передвижения, выбора пребывания и жительства, право на имя и т.п.).
Защиту личной свободы граждан гражданское право обеспечивает нормами, оберегающими гражданина от постороннего вмешательства в эту сферу. Например, ст. 939 ГК предусматривает меру защиты в виде возмещения вреда, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Вред возмещается гражданину и тогда, когда он претерпел его от незаконного поведения государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст. 938 ГК).
Возможно использование мер защиты иными отраслями права.
Право на неприкосновенность частной жизни личности, его внутреннего мира охватывает ряд прав, объединенных одной направленностью. В числе таких прав - право на неприкосновенность жилища. Предусмотренное ст. 38 Конституции Республики Беларусь право граждан на жилище при его реализации может привести к появлению субъективного права в гражданском правоотношении. Сущность права на неприкосновенность жилища состоит в том, что его субъект независимо от юридического основания приобретения права на жилище вправе претендовать на то, чтобы без его разрешения другие лица при отсутствии законных оснований не могли войти и находиться в его жилище, т.е. не имели доступа в него. Такой доступ возможен только по обстоятельствам, предусмотренным законодательством, в частности, при наличии чрезвычайных ситуаций (например, пожар, повреждение тепло-, газо-, электросистем), для совершения ряда процессуальных действий (например, обыск, наложение ареста на имущество, задержание правонарушителя). Но при таких ситуациях необходимо соблюдение всех предписанных соответствующим законодательством правил.
Способы защиты рассматриваемого права зависят от характера нарушения (выселение лиц, незаконно вселившихся в жилище, возмещение вреда, причиненного противоправным вторжением в него, и т.п.).
Неприкосновенность частной жизни личности включает его право на неразглашение сведений о его личной жизни во всех его проявлениях. Например, свойства характера, в том числе привычки, интимные стороны жизни, сведения, доверенные врачу, адвокату, информация о совершаемых нотариальных действиях, состоянии финансов, вкладах в кредитные учреждения, операции по ним, об усыновлении и т.п. То есть речь идет об информации, конфиденциальность которой желает сохранить гражданин. Это – тайна его личной жизни. Получение такого рода сведений другими лицами возможна с разрешения самого гражданина. Без его согласия это может иметь место в случаях, предусмотренных законодательством, с соблюдением установленных требований.
Граждане имеют право па неприкосновенность документов личного характера, в частности дневников, писем, записных книжек, иных записей, заметок.
Конкретный способ защиты рассматриваемых прав избирается с учетом характера их нарушения. В виде общего положения отметим, что неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов обеспечивается предусмотрением в гражданском праве принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, согласно которому такое вмешательство запрещается, кроме случаев, когда оно имеет место на основании правовых норм в установленных целях (ст. 2 ГК).
Заключение
Право на честь, достоинство и деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического и юридического лица, его нарушение может причинить существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном положении.
Наделяя то или иное физическое или юридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимую систему гарантий осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждое физическое и юридическое лицо имеет право на восстановление нарушенных прав.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает защиту чести, достоинства и деловой репутации в гражданско-правовом и уголовно–правовом порядке. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации может иметь место лишь в рамках тех способов, которые установлены в ст.11 ГК Республики Беларусь, с учетом сущности нарушенных неимущественных прав и последствий этого нарушения.
Сущность гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации состоит в реабилитации, восстановлении доброго имени лица и реализуется в правоотношениях, относящихся по своему характеру к охранительным, а санкция за нарушение указанных прав является правовосстановительной.
Личные неимущественные права в
Главной особенностью личных неимущественных прав является то, что в их структуре отсутствует одно из правомочий, характерное для других абсолютных прав. Если право собственности предполагает возможность управомоченного лица осуществлять наиболее всеобъемлющим способом правомочие владения, пользование и распоряжение имуществом, то для личных неимущественных прав это не характерно. Здесь управомоченное лицо осуществляет принадлежащие ему личные неимущественные прав своими действиями вне рамок права.
Закрепляя личные неимущественные права в Конституции, государство обеспечивает их правовое урегулировании комплексно, то есть с помощью норм ряда отрасли права, среди которых важное место занимает уголовно-правовой способ защиты личных неимущественных прав.
Таким образом, защита личных неимущественных прав является формой правового регулирования, действующей на основе законодательства Республики Беларусь, и представляет собой установление санкций по отношению к правонарушителю и восстановление нарушенных отношений.
2.Понятие института безвестного отсутствия в гражданском праве.
Длительное отсутствие гражданина
в месте жительства, если неизвестно место
его пребывания, небезразлично для организаций
и граждан, с которыми он находился в правовых
отношениях. Отсутствие сведений не только
о месте нахождения пропавшего гражданина,
но даже о том, находится ли он в живых,
порождает целый ряд вопросов, настоятельно
требующих своего разрешения: о правовом
режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему
гражданину; о порядке осуществления его
имущественных и личных неимущественных
прав; об исполнении его гражданских обязательств
перед третьими лицами; о содержании его
несовершеннолетних детей, нетрудоспособных
нуждающихся родителей, супруга или других
лиц, имеющих право на получение содержания
(ст.ст. 89, 93-97 Семейного кодекса Российской
Федерации (далее – СК РФ)), и др. Складывающаяся
в таких случаях сложная юридическая ситуация
может быть относительно разрешена при
помощи одного из двух гражданско-правовых
институтов: признания гражданина безвестно
отсутствующим (ст. 38 ГК РБ) и объявления
его умершим (ст. 41 ГК РБ).
Термин "безвестное отсутствие" применяется
в двух смыслах. Во-первых, им обозначается
явление действительности, когда бесследно
исчезает какой-то человек. Во-вторых,
так называется правовой институт, созданный
для разрешения неопределенности, возникшей
из-за исчезновения субъекта каких-то
правоотношений. Как явление объективного
мира сущность первого не зависит ни от
места, ни от времени, а правовой институт
в качестве элемента надстройки различен
и исторически, и в зависимости от государства,
в котором он существует .
Роль и значение института безвестного
отсутствия резко возрастают в экстремальных
ситуациях. Так обстояло дело в годы Великой
Отечественной войны, когда произошло
разъединение миллионов семей, многие
из которых так и не смогли воссоединиться.
После распада Союза ССР и возникновения
целого ряда конфликтов на межнациональной
и этнической почве как на территории
Белоруссии, так и в ставших независимыми
государствах, входивших ранее в состав
Союза, вновь участились случаи, когда
для устранения неопределенности в гражданских
правоотношениях приходится обращаться
к институту безвестного отсутствия.
В чем же сущность факта безвестного отсутствия?
С момента рождения каждый человек становится
субъектом права и вступает в многочисленные
связи с другими людьми. В детстве это
в основном связи с родными, но с возрастом
круг связей расширяется. Не все эти связи
правовые. Они могут сильно различаться
по степени своего значения для человека.
Некоторые из них со временем утрачиваются,
вместо них возникают новые. Связи правового
характера являются правоотношениями
. Если один из субъектов таких связей
исчезнет, то положение становится неопределенным:
правоотношения не закончились, как в
случае смерти их субъекта, но и не осуществляются.
При безвестном отсутствии утрачиваются
все связи субъекта. Если же утрачена лишь
часть связей, то безвестного отсутствия
нет .
Хотя безвестное отсутствие - институт
гражданского права, сам факт безвестного
отсутствия имеет более широкое значение,
ибо прерывает не только гражданско-правовые
связи, но и связи человека, регулируемые
другими отраслями права. Так, для государственного
права исчезает один из избирателей, для
административного - житель какой-то территориальной
единицы, для финансового - налогоплательщик
и т.д. Однако все эти отрасли права обходились
без института безвестного отсутствия,
и лишь для гражданского права и близких
к нему гражданского процесса, семейного
права, трудового права этот институт
оказался необходимым, чтобы на основании
такого юридического факта, как безвестное
отсутствие лица, принять определенные
меры.
Вопрос о правовой природе указанной категории
дел остается дискуссионным.
Одни авторы полагают, что нормы института
безвестного отсутствия регулируют последствия,
возникающие в связи с длительной неизвестностью
местопребывания лиц, состоящих в определенных
правовых отношениях с гражданами и организациями,
а также порядок признания таких лиц безвестно
отсутствующими или умершими . Это мнение
вызывает возражения, поскольку в задачу
норм данного института входит не регулирование
последствий длительной неизвестности
местопребывания лиц, а устранение неопределенности
в отношении этих лиц. Только в силу установленного
судебным решением безвестного отсутствия
могут наступить определенные правовые
последствия для безвестно отсутствующего
и других заинтересованных лиц и организации.
Другие же авторы считают, что безвестное
отсутствие - это такое отсутствие гражданина,
при котором невозможно устранить неизвестность
его местопребывания и нет оснований для
предположения о нахождении его в живых
. С приведенным высказыванием тоже нельзя
согласиться, так как для признания лица
безвестно отсутствующим достаточно доказать,
что установить местонахождение лица
всеми законными средствами не представилось
возможным.
Имеется мнение, что безвестное
отсутствие есть юридическое состояние
. Представляется, что этот институт
не может определять правовое состояние,
поскольку длящиеся состояние не порождает
правоотношений. Точно так же длительная
неизвестность местопребывания лица не
может порождать правоотношения. Напротив,
неизвестность местопребывания гражданина
служит препятствием для осуществления
прав другими лицами и организациями,
которые состояли с ним в правоотношениях
(брачно-семейных, трудовых и др.).
Высказано суждение о том, что признание
граждан безвестно отсутствующими служит
изменению, правового статуса граждан
. Данная точка зрения, как представляется,
точнее отражает сущность изучаемого
института, однако требует определенного
уточнения. Правовой статус-это совокупность
прав и обязанностей лица. И если гражданин
признан безвестно отсутствующим, то его
правовой статус относителен, поскольку
практика и закон не исключают, что этот
гражданин может фактически находиться
в живых и иметь полный правовой статус,
однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно.
Наступает определенность в правовом
статусе тех лиц, которые состояли с безвестно
отсутствующим в различных правоотношениях.
Наиболее истинным, надо полагать, является
суждение, согласно которому признание
граждан безвестно отсутствующими - это
не что иное, как установление определенных
обстоятельств, позволяющих сделать вывод
о том, что местонахождение гражданина
неизвестно .Представляется, что такое
определение сущности института признания
гражданина безвестно отсутствующим является
наиболее полным, правильно раскрывающим
его правовое содержание.
Какие же правовые отношения и связи делают
необходимым гражданско-правовой институт
безвестного отсутствия? Прежде всего,
личные неимущественные права, которые
не утрачиваются при безвестном отсутствии
и могут только нуждаться в защите другими
лицами, поскольку самого человека, обладающего
ими, нет и неизвестно, где он находится.
"Ушел из дома и не вернулся..." - такими
словами начинаются обычно объявления
о розыске пропавших людей. Помимо горя
утраты пропажа человека влечет и проблемы
юридического характера - как быть с имуществом
пропавшего лица, каким образом содержать
его иждивенцев и т.д. В этой связи гражданское
законодательство Белоруссии предусматривает
специальные правовые процедуры охраны
имущества безвестно отсутствующих лиц
и погашения их обязательств .
Если суд признал гражданина безвестно
отсутствующим, то предполагается, что
он жив. Его имущество не наследуется и
находится под охраной.
Задачей рассматриваемого института
является защита интереса заинтересованного
лица, если это невозможно осуществить
во внесудебном порядке, путем вынесения
законного и обоснованного
Институт признания гражданина безвестно
отсутствующим направлен на защиту прав
других участников гражданских правоотношений.
Так, в случае длительного отсутствия
гражданина - участника гражданских правоотношений
в месте его постоянного проживания и
неизвестности его места пребывания возникает
юридическая неопределенность, последствием
которой может стать ущемление прав других
участников правоотношений. Кредиторы
не имеют возможности получить с данного
гражданина причитающийся им долг; состоящие
на иждивении гражданина нетрудоспособные
лица перестают получать от него причитающееся
им содержание и в то же время не могут
обратиться за пенсией, поскольку считаются
имеющими кормильца. Не защищены и интересы
самого отсутствующего лица, т.к. может
быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся
без присмотра .
Итак, институтом безвестного отсутствия
обеспечивается устранение неопределенности
в гражданских правоотношениях. Главной
целью установления факта признания гражданина
безвестно отсутствующим является защита
его прав и имущества. Длительное отсутствие
лица и неизвестность его места пребывания
затрагивают интересы прежде всего членов
семьи, у которых при таких обстоятельствах
возникают права и соответствующие обязанности
(например, право на пенсию по случаю потери
кормильца; обязанности перед кредиторами
такого лица и т.д.).
Условия признания
гражданина безвестно отсутствующим.
гражданин может
быть признан безвестно
Решение о признании гражданина безвестно
отсутствующим может быть вынесено только
судом по заявлению заинтересован-ных
лиц. Суд может поставить вопрос перед
органом опеки и по-печительства об управлении
имуществом, принадлежащим без-вестно
отсутствующему. Доверительный управляющий
имущест-вом определяется органом опеки
и попечительства. Доверительный управляющий
принимает на себя исполнение обязательств
отсут-ствующего гражданина, погашает
за счет его имущества долги от-сутствующего,
управляет имуществом отсутствующего
в его инте-ресах. Из принадлежащего отсутствующему
гражданину имущест-во выделяется содержание
лицам, которых отсутствующий обязан был
содержать. По заявлению супруга безвестно
отсутствующего производится расторжение
брака (ст.37 КоБС), прекращаются вы-данные
им доверенности (п.1 ст.189 ГК), нетрудоспособные
ижди-венцы отсутствующего имеют право
на получение пенсии по слу-чаю потери
кормильца.
Суд отменяет решение о признании гражданина
безвестно от-сутствующим в случае его
явки или обнаружения места пребыва-ния,
отменяется доверительное управление
имуществом, прекра-щаются выплаты пенсий
иждивенцам. В случае явки супруга, при-знанного
безвестно отсутствующим, брак может быть
восстанов-лен только на основании решения
суда, если нет нового брака (ст.44 КоБС).
Признание гражданина
безвестно отсутствующим .
Гражданин по заявлению заинтересованных
лиц может быть признан судом безвестно
отсутствующим, если в течение одного
года по месту его жительства нет сведений
о месте его
пребывания. При невозможности установить
день получения последних сведений об
отсутствующем, началом исчисления срока
для признания безвестного отсутствия
считается первое число месяца, следующего
за тем, в котором были получены последние
сведения об отсутствующем, а при невозможности
установить этот месяц — первое января
следующего года.
Последствия признания гражданина
безвестно отсутствующим.
Имущество гражданина, признанного безвестно
отсутствующим, при необходимости постоянного
управления им передается на основании
решения суда лицу, которое определяется
органом опеки и попечительства и действует
на основании договора о доверительном
управлении, заключаемого с этим органом.
Доверительный управляющий имуществом
гражданина, признанного безвестно отсутствующим,
принимает исполнение его обязательств,
погашает за счет имущества отсутствующего
его долги, управляет этим имуществом
в его интересах. По заявлению заинтересованных
лиц выдается содержание гражданам, которых
безвестно отсутствующий обязан был содержать.
Орган опеки и попечительства может и
до истечения одного года со дня получения
сведений о месте пребывания отсутствующего
гражданина назначить управляющего его
имуществом.
В случае явки или обнаружения места пребывания
гражданина, признанного безвестно отсутствующим,
суд отменяет решение о признавших его
безвестно. отсутствующим. На основании
решения суда отменяется доверительное
управление имуществом этого гражданина.
Если по истечении трех лет со дня назначения
доверительного управляющего решение
о признании гражданина безвестно отсутствующим
не было отменено и не было обращения в
суд об объявлении гражданина умершим,
орган опеки и попечительства обязан обратиться
в суд с заявлением об объявлении гражданина
умершим.