Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:47, лекция
Личные правоотношения супругов в отличие от имущественных не имеют экономического содержания, не могут быть предметом каких бы то ни было сделок и не носят материального характера. Указанный признак означает, что личные неимущественные права не могут быть предметом брачного договора, что позволяет обеспечить принцип равенства супругов в семье и исключает возможность заключения соглашения, умаляющего в той или иной мере права и достоинство одного из супругов. В то же время они являются определяющими, что обусловлено сущностью брака как добровольного союза мужчины и женщины с целью создания семьи. Взаимоотношения супругов основаны на любви, взаимном уважении и ответственности друг за друга. Правовое регулирование личных прав и обязанностей супругов сведено к минимуму и направлено на обеспечение равенства супругов в семье, создание нормальных условий для развития каждого из них и укрепления семьи в целом. Поэтому в законе названы лишь те личные отношения супругов, на которые можно воздействовать нормами семейного права. Большая же часть личных отношений между супругами находится вне сферы правового регулирования.
Заключение брака ведет к возникновению у супругов определенных прав и обязанностей или другими словами правовых отношений. Эти отношения могут быть как имущественными, так и личными неимущественными.
Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и играют значительную роль в жизни супругов по сравнению с имущественными. Однако, далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Поэтому среди отношений супругов, регулируемых правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.
Личные правоотношения супругов в отличие от имущественных не имеют экономического содержания, не могут быть предметом каких бы то ни было сделок и не носят материального характера. Указанный признак означает, что личные неимущественные права не могут быть предметом брачного договора, что позволяет обеспечить принцип равенства супругов в семье и исключает возможность заключения соглашения, умаляющего в той или иной мере права и достоинство одного из супругов. В то же время они являются определяющими, что обусловлено сущностью брака как добровольного союза мужчины и женщины с целью создания семьи. Взаимоотношения супругов основаны на любви, взаимном уважении и ответственности друг за друга. Правовое регулирование личных прав и обязанностей супругов сведено к минимуму и направлено на обеспечение равенства супругов в семье, создание нормальных условий для развития каждого из них и укрепления семьи в целом. Поэтому в законе названы лишь те личные отношения супругов, на которые можно воздействовать нормами семейного права. Большая же часть личных отношений между супругами находится вне сферы правового регулирования.
Глава 6 Семейного кодекса, посвященная личным неимущественным правам и обязанностям супругов, состоит всего из двух статей, тогда как имущественные отношения супругов регулируются 17 статьями, но дело не только в количестве статей. Даже в тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами семейного права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав невозможно.
Личные права и обязанности супругов тесно связаны с личностью супругов, неотделимы от нее и не могут отчуждаться. На них не влияет факт совместного или раздельного проживания супругов. Каждый из супругов может пользоваться личными правами по своему собственному усмотрению.
Личные права и обязанности супругов не могут быть прекращены или изменены соглашением между супругами. Не могут они быть и предметом брачного договора, а также каких-либо иных сделок. Это обеспечивает соблюдение основополагающего принципа равенства супругов в семье и исключает возможность принятия соглашения, умаляющего в той или иной мере права и достоинство одного из супругов.
Характерно, что ряд закрепленных в СК РФ личных прав супругов принадлежит им как гражданам РФ и до вступления в брак (право свободно выбирать род занятий и профессию, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства и др.). Вступление в брак не ограничивает супруга в его правах как гражданина РФ. В то же время с момента государственной регистрации заключения брака личные права подобного рода начинают выступать также и в качестве субъективных семейных прав каждого из супругов, а потому обеспечиваются защитой семейного законодательства. При необходимости защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ, государственными органами или органами опеки и попечительства (ст. 8 СК РФ).
Общеизвестным и не нуждающимся в особой аргументации является разнообразие и количество личных отношений между членами семьи, в том числе и между супругами. Дружба, любовь, взаимовыручка (готовность «стоять горой» за интересы семейного сообщества, забота о благе ближнего составляют содержание и сущность повседневной жизни супругов. Именно эти отношения принимаются в расчет при оценке брака как счастливого, удачного либо напротив, нестабильного, неудачного.
Занимая значительное место в супружеском союзе, оказывая решающее значение на природу и правовую регламентацию семейно-имущественных отношений, сами акты правовому воздействию не поддаются. Это обстоятельство единодушно отличают теоретики семейно-правовой доктрины как современные, так и дореволюционного периода, как отечественные, так и зарубежные.
Что касается личных отношений в русском государстве, то они прошли несколько этапов в своем историческом развитии.
В эпоху московского государства власть мужа над замужней женщиной была безгранична. Освобождению женщины много способствовал Петр I. Весь XVIII век отмечен развитием личных прав женщины. Однако вплоть до революции 1917 года занимала в семье неравные с мужем положение.
Главной личной обязанностью супругов, вытекающей из брака является их совместное проживание. При любой перемене места жительства мужа жена была обязана следовать за ним. Обязанность жены жить вместе с мужем, будучи основанной на личной власти мужа, давала последнему право требовать ее возвращения в семью. Более того, паспортная система дореволюционной России не предусматривала отдельного паспорта для замужней женщины. Отдельный паспорт она могла получить только с согласия мужа.
Закон возлагал на мужа обязанность «любить свою жену как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки, облегчать ее немощи» (ст. 106 Свода Законов). В свою очередь жена была обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома».
Жена не могла заключать сделки о личном найме (т.е. устройства на работу) без согласия мужа, поскольку считалось, что работа жены вне дома может «стеснять» права мужа.
Еще одна личная обязанность супругов закреплялась в законе - соблюдение супружеской верности. Если она не исполнялась, то закон расценивал прелюбодеяние как правонарушение. Санкции за него устанавливались 2-х видов: оскорбленный супруг мог возбудить против прелюбодеяния уголовное дело (об уголовном преследовании виновного либо обратиться в церковный суд (духовную консисторию). В первом случае в качестве наказания предусматривалось заключение либо в тюрьме либо в монастыре на срок от 4-х до 8-ми месяцев. Во втором можно было требовать развода.
С неравенством женщины в семейной жизни советская власть покончила в первые же месяцы после ее установления; в первых декретах и первом семейном кодексе 1918 года.
История регулирования и развития личных неимущественных отношений в семейном праве РФ. Палькина Т.Н.
В регулировании личных неимущественных отношений в семейном праве прослеживается определенная эволюция.
Россия в отличие от ряда европейских стран имеет сравнительно небольшую историю института личных неимущественных прав, однако каждый этап развития семейного законодательства представляет интерес, так как отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, служит примером того, как менялось правовое воздействие на семью и ее членов.
История развития личных неимущественных прав в семейном праве имеет одновременное развитие с историей развития семейного права.
Начало развития древнерусского семейного права - это разнообразные обычаи, неписаные, но неизменно применявшиеся <1>. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 13 - 14.
Летописец на данном этапе различал две разновидности семейных обычаев. Первый существовал у полян, у которых брак был невозможен без согласия родителей невесты, кроме того, она получала приданое. Второй существовал у большинства прочих восточнославянских племен - у древлян практиковалось похищение невесты у воды; у радимичей, вятичей и северян - похищение на игрищах и разнообразных религиозных празднествах. Однако указанные действия совершались с согласия девушек.
Повсеместно существовало многоженство, некоторые мужчины имели по две и даже по три жены.
Обычаи были весьма устойчивыми даже тогда, когда появились новые формы права, и свое значение сохраняли в наибольшей полноте на окраинах государства. Обычаи не были склонны к возвышению роли женщины и фиксировали ее несомненно зависимое положение <2>.
Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием, с принятием христианства в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. В отличие от личных неимущественных прав в гражданском праве правовое регулирование брачно-семейных дел в России осуществлялось, как и в Византии, церковью.
Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху, но и распространение византийского законодательства, и утверждение в обществе христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье. Учредив в 1589 г. патриаршество, Россия юридически освобождается от подчинения Византии, которое и раньше во многом к тому времени носило номинальный характер, но не освобождается от норм канонического права: издавая в XVII в. печатный вариант Кормчей книги, Русская церковь документально подтверждает приверженность византийскому законодательству.
Таким образом, нормы русского семейного права вводились в жизнь церковью. Форма заключения была строго определена - это чин обручения и венчания. В первые века русской церкви христианские проповедники прилагали усилия, чтобы браки заключались церковным благословением, а брак по народным обычаям славянских народов считался "богомерзким делом" <3>, то есть языческим. Но даже в конце XIII в., как отмечал исследователь истории русского права В.И. Сергеевич, церковную форму заключения брака соблюдали князья и бояре, а "простой же народ считал церковное венчание ненужным и продолжал совершать браки по языческим обычаям" <4>. Проповедники христианства на Руси, а именно "высшие церковные иерархи, монашествующие лица и грамотеи" <5> из Византии, привнесли аскетический взгляд на брак, принижая его и возвышая безбрачие как средство спасения. Супругам вменялось в обязанность жить "в целомудрии и страхе Божьем", муж имел власть над женой, отец - над детьми, а жена и дети должны были подчиняться главе семьи.
В процессе развития общества церковь, обладавшая значительной политической и идейно-религиозной властью, теряла свои привилегии и постепенно превращалась в орган государственного аппарата, подчиненный императорской власти. Нравственно-религиозное влияние церкви на православных христиан было велико: религиозные праздники, церковные службы, причастия, крещения, венчания составляли общественную жизнь России. Священник прихода являлся одним из самых доверенных лиц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей.
В XVIII столетии государство взяло на себя регулирование части вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги. Однако церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи.
Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали столкновения между правом и традицией, которая формируется десятилетиями и не способна быстро меняться в зависимости от указаний новых норм права: патриархальный уклад семейных отношений складывался веками и передавался из поколения в поколение. Право существовало в некоторой стороне от народных обычаев, оно формировалось и совершенствовалось, исходя из экономических, политических, идеологических направлений государственной деятельности.
Если говорить об общих чертах, свойственных семейному законодательству Российской империи, то оно отличается связью с церковными канонами и правилами, сословным характером, когда каждое из существующих сословий имело свои привилегии или, наоборот, ими не располагало.
В конце XIX - начале XX в. в объединенных книгах I тома Свода законов Российской империи (Свод законов гражданских) в главе IV Свода законов гражданских подробно говорится о правах и обязанностях, возникающих из супружества. В числе личных прав названы права сословного характера, ибо "муж сообщает жене своей, если она по роду принадлежит к состоянию низшему, все права и преимущества, сопряженные с его состоянием, чином или званием" (ст. 100). По российскому законодательству сословное уравнивание супругов происходит только в случаях, когда жена принадлежит к "низшему состоянию", чем муж. Дворянка, вышедшая замуж за мещанина, свое дворянство сохраняла. Жена не только именуется по званию мужа, но и не теряет этого права, если муж за совершенное им преступление будет лишен прав своего состояния. Личным правом жены также являлось право носить фамилию мужа, которую она сохраняет в случае прекращения брака и даже его расторжения по ее вине <6>.
Российское законодательство прошлого провозглашало: "Супруги обязаны жить вместе" (ст. 103). Воспрещались всякие акты, склоняющие к самовольному разлучению супругов, при переселении, поступлении на службу или перемене постоянного места жительства мужа жена должна была следовать за ним <7>. Однако в начале XX в. считалось, что существует лишь обязанность супругов не оставлять супруга против его воли и без основательной на то причины. Это предполагало согласованность поведения, направленного на достижение общих целей, взаимную поддержку, совместное воспитание детей и достижение прочих целей. Института "мужней власти" в сравнительно позднем российском праве уже не существовало. Требование супруга о восстановлении совместной жизни могло быть отклонено другим супругом, если совместная жизнь для него представлялась невыносимой. Так могло быть в случае: жестокого с супругом или с детьми обращения со стороны другого супруга; нанесения тяжких оскорблений супругу и вообще "явного нарушения другим супругом основанных на браке обязанностей"; явного злоупотребления принадлежащими другому супругу правами либо "бесчестного и порочащего его поведения", наличия у одного из супругов тяжкой душевной болезни либо "прилипчивой и отравительной болезни", представляющей опасность для жизни и здоровья другого супруга или их потомства. Продолжение совместной жизни супругов могло быть невыносимым для жены, если она "одержима" такой болезнью, при которой продолжение супружеского "сожития" представляется опасным для ее жизни или здоровья.