Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 13:01, аттестационная работа
Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом.
Объектом данной работы является профилактические меры борьбы с коррупцией в системе органов местного самоуправления муниципального образования.
Введение…………………………………………………………………………3
История и основное понятие коррупции………………………………………4
Виды, формы проявления и зоны распространения коррупции……………..6
Причины, порождающие коррупцию………………………………………….7
Меры противодействия коррупции …………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………
- коррупционные действия обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах государственной и муниципальной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно;
- коррупция серьезно дискредитирует аппарат власти, подрывает его авторитет;
- указанное явление быстро распространяется во властных структурах;
- по существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц.
Главным же из вышеизложенного перечня является то, что коррупция подрывает сами основы государства, поистине приобретая характер всеобъемлющего зла.
4. Меры противодействия коррупции
Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить реформы законодательства, которые включают в себя как ужесточение наказаний, так и меры для уменьшения количества ситуаций, предполагающих возникновение коррупции. Безусловно, одни государственные реформы без поддержки общества не будут эффективны. Следовательно, чтобы достичь реальных успехов в борьбе с коррупцией, необходимо добиться увеличения большей ответственности государства перед гражданами. Для этого требуется создавать независимые институты для исследования проявлений коррупции, а также повышать саму этическую культуру муниципальных служащих. Кроме того, одним из эффективных методов борьбы с коррупцией является полное или частичное снижение выгоды от не выполнения своих прямых должностных обязанностей, а так же повышение оплаты или вознаграждения за их успешное выполнение. Эксперты отмечают так же необходимость общественного контроля за выявлением случаев взяточничества в институтах власти, освещение случаев раскрытия дел, связанных с коррупцией должностных лиц, а так же принятие общегосударственных программ, направленных на борьбу с этим явлением. Кроме того, очень важно поддерживать общую атмосферу нетерпимости к коррупции среди населения.
Способов много, однако, эксперты склоняются к мысли. Что на сегодняшний день нет стопроцентных методов борьбы с коррупцией.
Новое направление борьбы с коррупцией - стремление не только к эффективности, но и к прозрачности в работе органов местного самоуправления.
Там, где процесс властеотношения стал непрозрачным даже для его собственных управленческих органов, борьба с коррупцией обречена на провал. Нередко это зависит от самих условий доступа к информации и определяет поведение как чиновников, так и тех, кто с ними взаимодействует.
Тем не менее, коррупция - это система. Следовательно, для борьбы с ней также необходимо применять систему. Меры по борьбе с коррупцией в органах власти должны быть взаимосвязаны и должны проводиться в рамках системной концепции предотвращения коррупции.
Применение всех технологий борьбы с коррупцией предусматривает включение в себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических мер.
К комплексу политико-идеологических мер можно отнести меры, направленные на обеспечение прозрачности принятия решений органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов; правовое воспитание для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.
Среди конкретных мер можно выделить следующие: четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими муниципальными структурами; информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках; обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации; формирование положительного образа российского чиновника и муниципальной службы, повышение престижа этой работы; активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров.
В рамках правовых мер наиболее четко реализуется работа с текущим законодательством по приведению его в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее: противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о муниципальной службе; ориентация законодательства на борьбу, главным образом, с коррупцией, а не с коррупционерами; уменьшение диспозитивных норм законодательства в целях уменьшения у чиновников возможности выбора вариантов поведения; рассмотрение вопроса об установлении в качестве основной меры наказания за коррупционное действие запрещения работать в государственных и муниципальных органах, и потери всех социальных льгот, которые предоставляет государственная и муниципальная служба; введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом; совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления со средствами массовой информации и общественными организациями в вопросах обеспечения достоверной и всесторонней информации о деятельности органов муниципальной власти; конфискация имущества корыстных преступников, которая могла бы явиться источником доходов, необходимых для обеспечения достойного уровня жизни граждан.
Организационно-технические меры могут предусматривать создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; улучшением материального обеспечения государственных и муниципальных служащих; проведением взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную и муниципальную службу.
Среди конкретных мер можно выделить следующие: создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне федерального центра, субъекта федерации, муниципального образования; проведение внеплановых проверок деятельности служащих, в том числе особым независимым органом; создание благоприятных условий для граждан, обращающихся с жалобой на действия того или иного чиновника; разработка системы мониторинга возможного конфликта интересов возникновения коррупционных действий в органах муниципального управления; существенное увеличение денежного содержания муниципальных служащих; организация системы поощрений, позволяющая муниципальному служащему вести себя честно и эффективно в материальном и моральном плане; реорганизация органов местного самоуправления в целях сокращения разросшегося аппарата муниципальных служащих; изменение административно-правовых отношений в системе муниципальной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
В рамках социально-экономических мер представляется необходимым выполнение следующих действий: расширение современных электронных средств расчета, внедрение форм отчетности, облегчающих контроль за движением финансовых средств.
На сегодняшний день в органах местного самоуправления действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на муниципальной службе. Основная цель комиссии - создание условий недопущения в органах местного самоуправления конфликтов интересов, коррупции.
Масштабы коррупции будут сокращаться по мере того, как будет укрепляться право, институт демократии, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои населения при изменении менталитета граждан и отношения к институту коррупции. Другими словами, искоренение коррупции как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все - и население и местное самоуправление - станут бороться не только с последствиями коррупции, но и в первую очередь с ее причинами.
Исследования показывают также, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать, прежде всего, свои собственные жизненные проблемы. Они объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: большинство оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или действий хоть что-то зависит, у нас не будет сильного независимого в правовом отношении гражданского общества.
Изучение проблемы возникновения коррупции в органах местного самоуправления позволяет выделить конкретные направления, связанные с определением приемов и методов, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции.
Разделим их на несколько категорий.
- введение открытых конкурсов на муниципальные заказы и закупки;
- информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов в доступных для населения источниках;
- завершить создание долговременной, на 3 года, специальной муниципальной программы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления;
- завершить внедрение информационной системы, позволяющей гражданам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, иных документов; о должностных лицах и службах, занимающихся их вопросами;
- информирование населения с юридическими комментариями о возможных действиях, при нарушении прав граждан обращающихся в органы местного самоуправления.
2. Правовые технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции должны включать:
- пересмотр уголовного законодательства и ответственности за коррупцию (установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей, конфискация имущества);
- запрет амнистии на лиц, осужденных за коррупционные преступления, увеличение сроков для снятия или погашения судимости;
- установление достаточного срока для рассмотрения коррупционных правонарушений, для более тщательного рассмотрения дел и обеспечения неотвратимости наказания для лиц, совершивших коррупционное правонарушение;
- установление возможности ограничения права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в отношении определенного круга лиц, находящихся на государственной службе, поскольку деятельность чиновника является публичной;
- введение в практику законотворческой деятельности обязательного проведения криминологической экспертизы крупных законопроектов в области антикоррупционной политики;
- отмена презумпции невиновности в отношении чиновников, расходы которых значительно превышают доходы;
- установление жесткого финансового контроля над доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей, декларирование доходов государственными служащими и членами их семей, изучение деятельности членов семей, занятых в предпринимательстве, на предмет использования «властного ресурса» в целях семейного обогащения;
- расширение составов коррупционных преступлений, имеющихся в УК РФ (фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, создание благоприятных условий для политических партий, незаконное обогащение по большей части неизвестны российскому уголовному законодательству, не всегда перечисленные деяния охватываются составами преступления, предусмотренными в ст. 285 и 286 УК РФ).
3. Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции организационно-технического характера:
- создание в регионах специализированных советов, органов или инспекций по координации антикоррупционной деятельности, с полномочиями анализа законопроектов на их коррупциогенность;
- установление прозрачности в вопросах выявления коррупции и обсуждение последствий, наказаний за коррупционные действия;
- включение в программы тестирования кандидатов при принятии на муниципальную службу Правил служебной этики муниципальных служащих;
- установка в каждом органе муниципального управления телефонов доверия и публикация их номеров.
Социальная активность, профессионально подготовленных муниципальных служащих, участвующих в исполнении компетенции органов местного самоуправления, есть внутренний социальный аспект, включающий трудовое поведение, его мотивы, социально-профессиональные ценности и установки, определяющие профессиональное поведение, этические моменты.
Взаимодействие общества и органов муниципальной власти, есть внешний социальный аспект, включающий отношение общества к органам местного самоуправления и влияние на них, социальной эффективности деятельности муниципальной службы в интересах населения.
Одной из основных ценностей административной культуры муниципальной службы должно стать служение обществу, как доминирующий мотив деятельности. Муниципальные служащие должны внутренне принимать, что при принятии управленческого решения важно игнорировать соображения личной выгоды.
5. Заключение
Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только дискредитация власти, разложение аппарата управления, но и развращение общества в целом.
Коррупцию во власти целесообразно понимать как процесс, при котором имеет место прямое использование должностными лицами прав, связанных с должностью, в целях личного обогащения.
Принято отмечать множественность причин коррупции. Среди них - низкие заработные платы государственных, муниципальных служащих, а также их высокие властные полномочия; недолжная кадровая политика органов местного самоуправления, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих также ведут к возникновению коррупционной составляющей.
Информация о работе Меры противодействия коррупции в органах местного самоуправления