Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:23, контрольная работа
Методика проведения лекции очень актуальная на сегодняшний день тема, поскольку формирование умения грамотного проведения лекционных занятий является одной из практических целей обучения в курсе методики преподавания. Для достижения этой цели необходимо усвоение теоретических знаний о структуре учебно-воспитательной деятельности, целях преподавания, принципах обучения и воспитания, наконец, о знаниях форм взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с общей профессиональной культурой будущего преподавателя эти методические знания создают основу для формирования умений самостоятельно подготавливать, проводить и создавать собственную «методическую копилку» по различным формам занятий: лекциям, семинарам, практикумам и т. п.
Введение……………………………………………….………….3
1. Методические принципы и приемы чтения лекций ………………4
2. Формы проведения лекций, возможности их использования
в конкретной аудитории и преимущества в преподавании
конкретных юридических дисциплин и отдельных тем ………….13
Практическое задание………………...……………………….16
Заключение……………………………...…………………........23
Список литературы……………………….…………………...24
Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.
Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Лекция с разбором конкретных ситуаций - это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме, поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Это, так называемая, микроситуация. Слушатели анализируют и обсуждают ее сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, выясняет их оценку суждениям коллег, предлагает сопоставить с собственной практикой, «сталкивает» между собой различные мнения и тем развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению.
Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;
Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию.
Лекция с заранее
Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.
Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.
Методические приемы чтения лекции:
- четкая структура лекции и логика изложения;
- ознакомление с литературой по теме лекции;
- доступность и разъясненность
всех новых терминов и понятий,
- выделение главных мыслей и выводов;
- использование приемов
- использование наглядных
- применение опорных материалов при чтении лекции.
2. Формы проведения лекций, возможности их использования
в конкретной аудитории и преимущества в преподавании
конкретных
юридических дисциплин и
Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения. Смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую - с лекцией-беседой) в одной не следует, так как от этого может снизиться качество лекции, а главное - нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору.
Таким образом, обобщенные рекомендации по подготовке и проведению лекции, как формы обучения, представляющей собой устное последовательное систематическое изложение содержания науки, выглядят следующим образом:
- нравственная сторона лекции и преподавания;
- научность и информативность (современный научный уровень);
- доказательность и
- наличие достаточного
- эмоциональность изложения
- активизация мышления
- четкая структура и логика
раскрытия последовательно
- методическая обработка –
- изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
- использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.
- научность, доступность,
Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.
Форма проведения лекции предполагает:
- эмоциональность;
- владение голосом, хорошую
- ясность, правильность речи;
- соответствующий внешний вид;
- умение держаться перед
- поддержание дисциплины.
- воспитательное воздействие;
- достижение дидактических
Подготовка к лекции включает в себя:
- сбор материала по теме лекции;
- составление плана лекции;
- отбор материала для лекции;
- составление конспекта лекции.
За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки - неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы.
Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение.
Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.
Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль.
Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.
Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.
Практическая часть:
Разработать текст
лекции с применением активных или
интерактивных методов
Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.
Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.
Признаки государства:
Государственная власть является необходимым
условием существования общества и
используется для руководства совместной
деятельностью людей и
Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.
Публичная власть — это власть, которая:
а) распространяется на все общество;
б) выступает от имени всего общества;
в) действует в интересах всего общества;
г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.
В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.
Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.
Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.
Признаки государственного суверенитета:
1) с внутренней стороны:
а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;
б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;
2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.
Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).