Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа
Краткое описание
Темой моей курсовой работы является методология конституционного права. Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности. Во многих статьях и учебниках, которые мне встречались, этот вопрос вообще не затрагивается, хотя по логике изложения должен освещаться. Множественность классификаций создает некоторую путаницу методов. Чем больше литературы я изучала, тем неоднозначнее мною решался вопрос об отнесении или не отнесении конкретных методов к той или иной классификации и к конституционному праву вообще.
Темой моей курсовой работы
является методология конституционного
права.
Данная тема интересна тем, что в литературе
нет однозначного ответа на вопрос о методологии
права вообще, и конституционного в частности.
Во многих статьях и учебниках, которые
мне встречались, этот вопрос вообще не
затрагивается, хотя по логике изложения
должен освещаться. Множественность классификаций
создает некоторую путаницу методов. Чем
больше литературы я изучала, тем неоднозначнее
мною решался вопрос об отнесении или
не отнесении конкретных методов к той
или иной классификации и к конституционному
праву вообще.
В своей работе я поделила все
методы на три группы.
В первую группу относятся методы,
которые присущи конституционному праву,
как отрасли права – методы - императивный
и диспозитивный, и способы запрет, дозволение,
обязывание. во вторую – методы конституционного
права как науки – это исторический, сравнительно-исторический,
сравнительно-правовой, конкретно-социологических
исследований, статистический, системный,
логический и другие методы познания.
в третью – как учебной дисциплины.
1. Предмет конституционного
права
Невозможно рассуждать о методах
конституционного права не раскрыв его
предмета, так как методы используются
для регулирования именно предмета.
Конституционное право – одна из отраслей
системы права Российской
Федерации. Конституционное право представляет
совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных
правил поведения людей, правил, соблюдение
которых в необходимых случаях обеспечивается
применением государственного принуждения.
В общей теории права под предметом
правового регулирования понимаются волевые
общественные отношения, регулируемые
правом, а также те виды и уровни деятельности,
которые объективно требуют правового
регулирования[1] или те общественные отношения,
которые подвергаются правовому регулированию[2].
Самостоятельность и специфика
конституционного права России обусловливается
в первую очередь особым предметом правового
(конституционного) регулирования, то
есть теми специфическими общественными
отношениями, которые регулируются его
нормами. В наиболее общем виде предмет
конституционного права России составляют
общественные отношения, которые образуют
основу всего устройства общества и государства
и непосредственно связаны с установлением,
осуществлением, передачей государственной
власти в различных формах; установлением
пределов государственной власти; гарантированием
прав и свобод человека и гражданина. Это
отношения между человеком, обществом
и государством и основополагающие отношения,
определяющие устройство государства
и его функционирование.
Значение вопроса о предмете
заключается в том, что он является предпосылкой
правильного понимания тех общих сущностных
качеств, которые свойственны ее нормам.
Без учета родовой принадлежности правовых
норм к определенной отрасли, к конкретному
институту нельзя в полной мере раскрыть
назначение и роль этих норм в правовом
регулировании.
Конституционное право регулирует
отношения, складывающееся во всех сферах
жизнедеятельности общества: политической,
экономической, социальной, духовной и
пр.
Другие же отрасли воздействуют
на общественные отношения в какой-либо
одной области жизни.
Предмет конституционного права
регулирует общественные отношения в
различных сферах жизни, охватываемых
данной отраслью, неодинаково. В одних
сферах жизни общества нормы конституционного
права регулируют лишь основополагающие
отношения, т.е. те, которые предопределяют
содержание всех остальных отношений
в соответствующей сфере. Во всем объеме
их регулирование осуществляется другими
отраслями права. Так, в сфере экономической
жизни общества предметом конституционного
права являются только те отношения, которые
характеризуют основные начала и принципы
экономики, формы собственности. А в полном
объеме правовое регулирование экономических
отношений осуществляется гражданским,
хозяйственным, предпринимательским,
финансовым и рядом иных отраслей права.
В других сферах жизни общества
предметом конституционного права охватывается
весь комплекс общественных отношений.
Это, прежде всего те отношения, которые
связаны с устройством государства, организацией
государственной власти, всей политической
системы общества и служат основой формирования
всех других общественных отношений.
Конституционное право – ведущая
отрасль права России, представляющая
собой совокупность правовых норм, закрепляющих
и регулирующих общественные отношения,
которые определяют организационное и
функциональное единство общества: основы
конституционного строя Российской Федерации,
основы правового статуса человека и гражданина,
федеративное устройство, систему государственной
власти и систему местного самоуправления.
2. Общее понятие метода
правового регулирования.
Метод правового регулирования
– одна из наиболее дискуссионных тем
в российской правовой науке. Одни ученые
считают, что каждой отрасли права присущ
только один метод правового регулирования[3],
другие - несколько[4], третьи – что метод
имеет универсальный, надотраслевой характер[5]
В изученной мной литературе
я встретила несколько подходов к пониманию
метода в праве.
Часть ученых считает, что метод
соответствующей отрасли права позволяет
дать ответ на вопрос, каким образом, с
помощью каких приемов наука изучает и
совершенствует свой предмет[6], и приводит
в своих работах общенаучные методы познания,
т.к. логический, исторический, статистический,
сравнительно-правовой и др[7].
Другая часть ученых утверждает,
что метод права – это совокупность юридических
приемов и средств, при помощи которых
осуществляется регулирование общественных
отношений, составляющих предмет данной
отрасли.[8] Если следовать такому подходу,
то методом КП является метод конституционного
регулирования нормами КП общественных
отношений. Метод обеспечения наибольшей
юридической силой обеспечивает охрану
прав и свобод личности, общества и государства.
Кроме того, я заметила, что в
учебниках, когда речь идет о конституционном
праве, как отрасли права, то применяются
одни методы, когда речь идет о конституционном
праве как науке, то применяются другие
методы, если же конституционное право
имеется в виду как учебная дисциплина,
то в этом случае применяются третьи методы.
Моя точка зрения по этому вопросу
такова:
Если мы имеем в виду конституционное
право, как отрасль права, то здесь нужно
применять метод, как способ конституционного
регулирования нормами
КП общественных отношений.
Науке конституционного права
присущи методы научного познания, а именно
исторический, логический, статистический,
конкретно-социальный, диалектический
и др.
Конституционному праву, как
учебной дисциплине соответствуют методы
историко-правовой и формально-юридический
(догматический). Вместе с тем, обращение
к таким методам, как социологический,
политико-правовой, сравнительно-правовой,
диктуется необходимостью показать в
историческом и современном аспектах
влияние на устройство отечественного
государства и осуществления в нем власти,
ее взаимоотношение с гражданами, определяющие
устои и развитие России. Хотя последние
две группы методов схожи и даже некоторые
из них полностью совпадают, однако они
не идентичны.
3. Методы конституционного
права, как отрасли права.
Как я уже отметила, для конституционного
права, как отрасли права метод понимается,
как совокупность юридических приемов
и средств, при помощи которых осуществляется
правовое регулирование общественных
отношений, составляющих предмет конституционного
права.
Ученые выделяют здесь два метода
частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой
(императивный) и в рамках этих методов
три способа - запрет, дозволение, обязывание[9].
Преобладающей формой конституционно-правового
регулирования общественных отношений
является способ обязывания.
Именно в такой форме провозглашается
множество норм конституционного права:
"Органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы» (часть
2 статьи 15 Конституции РФ); "Каждый обязан
платить законно установленные налоги
и сборы» (ст.57 Конституции
РФ).
В конституционном праве часто
можно встретить запрещающие нормы: "Никто
не может присваивать власть в Российской
Федерации» (часть 4 статьи 3
Конституции РФ).
Конституционному праву известен
и способ дозволения:
"Каждый может свободно
выезжать за пределы Российской
Федерации» (часть
2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное
отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при
условии предварительного и равноценного
возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции
РФ).
Итак, конституционное право,
как отрасль права, использует разнообразные
приёмы, средства, формы воздействия на
общественные отношения, ибо различны
сами эти отношения, что и обусловливает
своеобразие метода данной отрасли права.
Его суть - в сочетании и взаимопроникновении
приёмов и способов воздействия на общественные
отношения, типичных для политического,
нравственного и правового регулирования[10].
Кроме такой классификации методов
в литературе встречается деление на частно-правовой
и публично-правовой методы, которые также
можно отнести к методам конституционного
права, как отрасли права.
Гражданско-правовой метод (Ю.А.
Тихомиров именует его методом диспозитивного
регулирования[11]; В.Б. Исаков – методом
координации[12];
А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – методом автономии[13].
Отличительными чертами этого метода
являются:
- равноправие участников
правоотношений, которое придает
правомерному поведению субъектов
правоотношений индивидуально- регулятивное
значение;
- автономия участников
правоотношений, которая означает
способность лица свободно (независимо)
формировать свою волю и осуществлять
свои права в своем интересе.
Не допускается вмешательство
в их дела или воспрепятствование
им. Речь в данном случае идет
о гарантированной законом возможности
юридического лица по своему
усмотрению распоряжаться субъективным
правом, реализовать его, передать
другому субъекту либо вообще
не осуществлять то или иное
право;
- самостоятельность участников
правоотношений, выражающаяся в
возможности самостоятельно распоряжаться
принадлежащим лицу имуществом,
нести ответственность по своим
обязательствам, возмещать ущерб, причиненный
его неправомерными действиями.
Примерами использования вышеописанного
метода регулирования конституционного
права является закрепление в конституции
прав человека и гражданина, в частности
ярко демонстрирует данный метод институт
избирательного права граждан.
Следующий метод – публично-правовой
метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным
методом[14], В.Б. Исаков – методом субординации,
А.Г. Братко и
Н.Л. Гранат – авторитарным методом). Данный
метод построен на административном или
ином властном подчинении одной стороны
другой.
Характерными чертами данного
метода являются:
- Формирование и использование
правоотношений по принципу «команда-
исполнение». Субъект принятия обязательных
решений не связан согласием
стороны, которой они адресованы;
- Субъекты, выполняющие властные,
управленческие и иные функции,
действуют по своему усмотрению
в пределах предоставленных им
полномочий;