Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа
Краткое описание
Темой моей курсовой работы является методология конституционного права. Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности. Во многих статьях и учебниках, которые мне встречались, этот вопрос вообще не затрагивается, хотя по логике изложения должен освещаться. Множественность классификаций создает некоторую путаницу методов. Чем больше литературы я изучала, тем неоднозначнее мною решался вопрос об отнесении или не отнесении конкретных методов к той или иной классификации и к конституционному праву вообще.
Применяются такие статистические
приемы, как: статистические группировки,
обобщающие показатели, а также отношение
части к целому – или отношение интенсивности.
Обрабатывая данные подобного
рода, наука конституционного права обосновывает
правовые, политические и организационные
меры, которые могут способствовать преодолению
негативных явлений, снижающих потенциал,
заложенный в демократических по форме
правовых установлениях.
Статистический метод помогает
исследователю отделить необходимое от
случайного, выявить закономерность определенных
процессов, связанных с массовыми явлениями,
называемыми обычно «статистическими
ансамблями».
Любой результат статистического
исследования, будь он положительным или
отрицательным не абсолютизируется. Подлинное
познание сути явлений, и особенно в конституционном
праве, достигается путем сочетания количественных
исследований с качественными. Статистический
метод в праве всегда должен применяться
в сочетании с другими методами познания.
Метод конкретно-социологических
исследований.
Используется наукой конституционного
права для изучения социальной и политической
сфер, в которых происходит реализация
конституционно-правовых норм. При этом
выявляются условия, воздействующие на
развитие общественного сознания, на формирование
общественного мнения, определяющие поведенческие
установки граждан в отношении содержания
тех или иных конституционно- правовых
норм.
Социология права исследует
реальное состояние правовой действительности.
И исследователю права, и законодателю
важно знать, насколько эффективным оказалось
то или иное решение. Именно это соотношение
между целью, поставленной законодателем,
и конкретным полученным результатом
выявляет социология права. Социология
осуществляет как бы обратную связь юридической
практики с теорией и законодателем. Результаты
социологии права используются для дальнейшего
развития и совершенствования нормативной
базы права.
В данном методе применяются
такие приемы, как: анкетирование, наблюдение,
интервью, тестирование, социальный эксперимент,
экспертная оценка.
Анкетирование- это способ исследования
путем опроса лиц или обобщения сведений
по специально разработанной анкете.
Различают анкеты закрытые,
т.е. те в которых необходимо выбрать один
из вариантов имеющихся ответов, и открытые,
где анкетируемый выражает свое мнение
рассуждениями, а также открыто-закрытые
анкеты.
Преимуществами данного приема
являются возможность в короткий срок
и при небольших затратах охватить значительную
группу лиц; быстро провести повторные
опросы через определенный промежуток
времени; достичь эффекта анонимности
опрашиваемых. Недостатком данного приема
является то, что он дает сведения о мнениях,
касающихся явления, но не о самих явлениях;
возможность ошибочных записей из-за непонимания
характера вопроса.
Интервью – беседа, один из участников
которой задает вопросы, а другой на них
отвечает. Достоинством приема является
то, что он позволяет получить информацию
быстро и полно. Разновидности интервью
– свободное и стандартизированное.
Тестирование – метод психологической
диагностики, использующей стандартные
вопросы. В тестировании, как правило,
выделяют три этапа – выбор теста, проведение
и интерпретация результатов.
Наблюдение – процесс визуального
восприятия обстановки (ситуации).
Социальный эксперимент применяется
при изучении определенных условий общественной
жизни, например, эффективности деятельности
суда присяжных.
Экспертная оценка – необходима
для прогнозирования тех или иных явлений.
Используется мнение соответствующих
специалистов, ответы которых обобщаются
и анализируются.
В задачу науки конституционного
права входит и обработка результатов
экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых
отношений.
Логический метод.
Важное место в конституционном
праве занимает логический (или как его
называют, формально-логический или догматический[21])
метод. Обще логические методы — анализ
и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.
Правовая наука постоянно имеет
дело с текстами законов и других правовых
норм. Логический метод, опираясь на приемы
формальной логики, позволяет анализировать
тексты правовых норм, сопоставлять их
друг с другом, отыскивать связи между
частным и общим. На логический метод опираются
не только теоретики-правоведы. И законодатели,
разрабатывающие тексты новых законов,
и государственные служащие-управленцы,
и судьи, и другие правоприменители используют
логический метод для разработки, применения
и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить
несоответствие тех или иных правовых
норм реалиям общественной жизни, противоречия
правовых актов между собой.
Словарь русского языка С.И.
Ожегова содержит следующее толкование
слова логика: 1. наука о законах мышления
и его формах; 2. ход рассуждений, умозаключений;
3. разумность, внутренняя закономерность
чего-либо.
В формальной логике насчитываются
десятки законов, из них четыре занимают
особое место и называются основными законами
логики. Это закон тождества, закон противоречия,
закон исключенного третьего и закон достаточного
основания. В этих законах выражаются
такие требования к мышлению, как ясность,
определенность, лаконизм, строгая последовательность,
доказательственность.
Учитывая важность положений
конституционного права, каждая норма,
каждая научная гипотеза в этой сфере
должна соответствовать всем законам
логики.
Другие методы.
Не умоляя значения всех других
методов, я их объединила в один пункт
по причине малого количества сведений
об этих методах и небольшой их распространенностью
применения. Однако эти методы также имеют
большое значение, так как достижение
желаемого результата может быть достигнуто
при применении всех известных науке методов
и приемов, нужно проверить, сравнить,
проанализировать каждое явление со всех
сторон.
В праве вообще и в конституционном
в частности в последнее время применяются
методы, которые разрабатывает такая наука,
как синергетика – наука о самопроизвольных,
самоорганизационных, случайных процессах.
Эти методологические идеи позволяют
лучше понять различные процессы самоуправления
и управления в государственно-правовой
сфере, особенно при развитии демократических
начал в местном самоуправлении, в структуре
исполнительной власти. Новые данные о
конструктивной роли случая в общественном
развитии более глубоко объясняют субъективный
фактор в государственно-правовой жизни
общества, позволяют наряду с закономерными
причинно-следственными связями, учитывать
и случайные, вероятностные связи. институциональный
метод — ориентирует на рассмотрение
институтов, которыми оперирует наука
конституционного права, т. е. государства,
права, партий, других организаций и объединений
и др. структурно-функциональный анализ
— рассмотрение государственного права,
как некоторой целостности, системы, обладающей
сложной структурой, каждый элемент которой
имеет определенное назначение и выполняет
специфические функции (роли), направленные
на удовлетворение соответствующих потребностей
системы и ее экспектаций (ожиданий); функциональный
метод — требует изучения зависимостей
между конституционно-правовыми явлениями,
проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей
между уровнем экономического развития
и политическим строем, между степенью
урбанизации населения и его политической
активностью, между количеством партий
и избирательной системой и т.п.;
4) бихевиористский метод
— исходит из необходимости
применения к политике приемов,
используемые в естественных
науках и конкретной социологии.
Его суть заключается в изучении
политики посредством конкретного
исследования многообразного (вербального
и практического, осознанного и
подсознательного) поведения отдельных
личностей и групп; нормативно-ценностный
подход — предполагает выяснение
значения конституционно-правовых
явлений для общества и личности,
их оценку с точки зрения
общего блага, справедливости, свободы,
уважения человеческого достоинства
и т. д. Требует исходить из
должного и желаемого, из этических
ценностей и норм и в соответствии
с ними строить политические
институты и поведение;
5. Методы конституционного
права, как учебной дисциплины.
Изучение отрасли конституционного
права осуществляется на базе теоретических
разработок, составляющих содержание
науки конституционного права Российской
Федерации.
При изучении конституционного
права не ставится задача запомнить статьи
конституции по номерам. Необходимо научиться
применять положения конституции, формулировать
государственно-правовые понятия, а также
научиться применять методы конституционно-правовой
науки.
Здесь также применяются те
методы, которые я отнесла к науке конституционного
права, но существуют и свои нюансы.
Применяются, прежде всего, историко-правовой
и формально-юридический
(догматический) методы. Вместе с тем, обращение
к таким методам, как социологический,
политико-правовой, сравнительно-правовой,
диктуется необходимостью показать в
историческом и современном аспектах
влияние на устройство отечественного
государства и осуществления в нем власти,
ее взаимоотношение с гражданами, определяющие
устои и развитие России.
Что касается терминов и определений.
Для их выведения также существуют свои
методы:
В процессе введения терминов
особую роль играют определения, которые
подразделяются на вербальные и остенсивные.
В обыденном мышлении основную роль играют
остенсивные определения значения (т.е.
объема) терминов, которые даются на базе
чувственных восприятий, в частности,
с помощью примеров. В научном пониманиии
главную роль играют вербальные определения
смысла терминов, которые весьма часто
именуют просто определениями.
Вербальные определения определяемого
смысла термина (т.е. понятия, выражаемого
данным термином) есть определения через
указания смыслов определяющих терминов,
уже известных и представляющих смысл
определяемого термина.
Ни одна научная теория не может
обходиться только вербальными определениями,
так как подобный процесс не имеет конца.
Поэтому необходимо на чем-то остановиться
в определении. Во всяком случае, исходные
термины теории должны быть определены
либо остенсивно, либо через термины, не
принадлежащие данной теории, которые
в конечном итоге все равно определяются
остенсивно.
Методология дает методы вербального
определения научных понятий. И главный
из них как выделить определяющие признаки.
Для этого необходимо отвлечься от несущественного
для решаемой с помощью данного определения
задачи и выделить существенное в чистом
виде. Для выделения в чистом виде содержания
научных терминов методология разрабатывает
специальные методы, например, методы
алгоритмизации (конструктивизации), квантификации,
качественного уточнения и т. п., на основе
идеализации[22].
Сегодня стоит задача юридизации
российского конституционного права как
учебной дисциплины (в прошлом данный
курс был слишком политизирован и идеологизирован),
ее максимальное приближение к конституционно-правовым
нормам и отношениям. Это позволит досконально
изучить соответствующую отрасль отечественного
права.
Преподавание курса "Конституционное
право России" опирается на знания,
полученные при изучении общей теории
права, истории государства и права и других
учебных дисциплин. В свою очередь, знания
конституционного права способствуют
усвоению знаний в области политологии,
экономики. Изучение данного курса по
учебному плану высшей школы предшествует
изучению специальных правовых дисциплин,
поскольку оно содержит необходимые исходные
положения для познания остальных отраслей
права.
Вывод.
Из вышеизложенного, можно заключить
следующее:
Слово методология имеет разный
смысл, когда мы говорим о конституционном
праве как отрасли, науке или учебной дисциплине.
В одном случае она выступает
как метод правового регулирования влияния
на поведение участников общественных
отношений, на характер взаимосвязей между
ними; в другом случае как ответ на вопрос
какими способами изучается и совершенствуется
наука конституционного права; третьи
методы тесно переплетаются со вторыми,
но имеют свои особенности, в частности
в выведении терминов и понятий.