Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:35, контрольная работа
Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.
Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения — в отрасли права.
1.Методы правового регулирования………………………...…………………...3
Список литературы………………………………………………………………15
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»
Контрольная работа
по дисциплине основы права
на
тему: «Методы правового
регулирования».
Москва 2011
Содержание:
1.Методы правового
регулирования………………………...……………
Список литературы…………………………………
1.Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.
Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения — в отрасли права.
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях:
-Централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно императивных началах. Юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительности только сверху, от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;
-Децентрализованное, диапозитивное регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование определяется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений. Их правомерные действия являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному поведению.
В отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в публичном, прежде всего в административном, праве (централизованное регулирование — метод субординации) и в частном, прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное регулирование — метод координации).
Однако и здесь,
как и в иных отраслях, отраслевые
методы не могут быть сведены к
простейшим приемам. Представляя собой
сложное, многогранное правовое явление,
каждый отраслевой метод выражает особый
юридический режим
Под способами
правового регулирования
1. дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
2. запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
3. позитивное связывание — возложение на лиц обязанности к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить).
Все перечисленные способы так или иначе связаны с субъективными правами. Причем если при дозволении субъективное право (включая право требования, обеспечивающее активные действия самого носителя субъективного права) образует содержание данного способа правового регулирования, то при позитивном обязывании и запрещении право требования принадлежит другим лицам; его смысл состоит в том, чтобы обеспечивать исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.
Из элементов правовой действительности (норм, правоотношений), выражающих способы регулирования, образуется сама плоть отраслевых методов.
Причем от первичных
особенностей последних — централизованного
и децентрализованного
Для отраслевых методов, где доминирует централизованное регулирование (административное право, финансовое право), относящихся в основном к публичному праву, в комбинации указанных трех способов превалируют обязывание и запрещение; в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское право, семейное право, трудовое право), относящихся в основном к частному праву, превалирует дозволение.
Для более конкретизированной
характеристики способов правового
регулирования остановимся
Юридическое дозволение.
Это ключевой элемент правового
регулирования, определяющее правовое
средство, призванное обеспечить социальную
свободу и активность человека, коллективов,
общественных объединений, осуществление
реальных прав человека, действительную
демократию, творчество и созидательную
деятельность людей. Именно этому элементу
правового регулирования в
Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют, если можно так сказать, представительное предназначение: они призваны дать простор, возможность для «собственного», преимущественно по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны они выражаются поэтому в субъективных правах на собственное активное поведение.
Следовательно, дозволение в праве — это (поскольку речь не идет об общих дозволениях) субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного «юридического плюса»; момент усмотрения; мера юридических возможностей). В то же время для юридического дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес.
Конечно, субъективное
право, которое сводится только к
одному праву требования (что характерно
для относительных
Юридические дозволения должны быть выражены в законе, в других нормативных актах. При этом они опосредуются действующим правом по-разному. Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм — управомочивающих. Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм (таково, например, дозволение на заключение любых сделок между гражданами, поскольку эти сделки не запрещены, соблюдаются все условия совершения сделок и они не противоречат принципам права, его началам, духу).
Необходимо еще
раз подчеркнуть главное —
дозволения приобретают юридический
характер и становятся юридическими
дозволениями тогда, когда они выражены
в действующем праве — в
особых управомочивающих нормах или
же в комплексе юридических норм.
Указанный момент представляется в
высшей степени важным потому, что
таким путем — и это
И еще один момент.
Дозволение, если оно выражено в
праве и вследствие этого получило
строгие границы, все равно является
самой общей юридической
Юридическое запрещение.
Это необходимое, важное юридическое
средство обеспечения организованности
общественных отношений, охраны прав и
законных интересов граждан, общественных
объединений, всего общества, создания
барьера для нежелательного, социально
вредного поведения. Во многих случаях
запрещения представляют собой переведенные
на юридический язык и оснащенные
юридической санкцией моральные
запреты (таковы, как правило, юридические
запреты в области личных взаимоотношений
граждан, неприкосновенности личности,
за нарушение которых установлена
уголовная и административная ответственность).
Вместе с тем есть немало юридических
запретов, непосредственно выражающих
организационную деятельность государства
в сферах государственного управления,
охраны окружающей среды и ряде других,
которые так или иначе
Для юридических запретов, как и для запретов вообще, характерна закрепительная, фиксирующая функция: они призваны утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. И потому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, то есть в обязанностях воздерживаться от совершения действий известного рода.
Таким образом, запрет в праве — юридическая обязанность. И с этой стороны для запретов в принципе характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще (принципиальная однозначность, императивная категоричность, непререкаемость, обеспечение действенными юридическими механизмами).
Вместе с тем своеобразие содержания запретов, выраженное в пассивном характере поведения, то есть в бездействии тех или иных лиц в данном отношении, ставит запрет в особое положение. Это и предопределяет особенности многих юридических средств и механизмов, призванных обеспечивать и проводить в жизнь юридические запреты, в частности их юридическое опосредование в запрещающих нормах, их гарантирование в основном при помощи юридической ответственности, их реализацию в особой форме — в форме соблюдения. А это, в свою очередь, предопределяет наличие обширного и весьма юридически своеобразного пласта правовой материи, существующего особняком, связанного с фактическим содержанием запретов — пассивным поведением.
Для юридических запретов характерно наличие момента требования: существование юридического запрета всегда предполагает, что есть лица, которые вправе потребовать его соблюдения, Такой же момент требования свойствен и соответствующим юридическим обязанностям.
Запреты в праве,
отличающиеся юридической