Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:34, курсовая работа
Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно «талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству». Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений.
Введение……………………………...………………………………..................3 – 5
Глава I. Понятие авторского права, его нарушение и способы защиты………6
1.1 История развития авторского права в России…………………………….6 – 8
1.2 Авторские права: понятие и классификация…………………………….8 – 10
1.3 Нарушение авторских прав и из защита в Российской Федерации…..11 – 22
Глава II. Практическое применение Закона «Об авторском праве», обзор судебной практики…………………………………………………………………17
2.1 Некоторые проблемы при рассмотрении дел о защите авторских прав и пути их разрешения……………………………………….…………………………17 - 23
2.2 Обзор судебной практики……………………...………………………..23 – 27
Заключение.………………………………………...……………………………….28
Список литературы……
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
на тему:
«Нарушено авторское право»
(КОД АПР-90)
Махлинец
Татьяна Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития авторского права в России…………………………….6 – 8
1.2 Авторские права: понятие и классификация…………………………….8 – 10
1.3 Нарушение авторских прав и из защита в Российской Федерации…..11 – 22
Глава II. Практическое применение Закона «Об авторском праве», обзор судебной практики…………………………………………………………
2.1 Некоторые проблемы при рассмотрении дел о защите авторских прав и пути их разрешения……………………………………….…………
2.2 Обзор судебной практики……………………...………………………..
Заключение.………………………………………...…
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно «талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству». Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
В настоящее время сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора, выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства.
Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.
Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.
Объекты авторского права не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.
Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с 2000 г. ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов)[1]. Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету.
Сколько проблем содержит в себе данная сфера, можно понять, только подробно изучив вопрос применения охраны и защиты авторских прав в России.
Нарушение авторских прав и их защита - является объектом настоящего исследования.
Цель данной работы – раскрыть содержание указанного правового института. В перечень задач входит: анализ исторического развития авторского права в России, определение понятия авторского права, и его правовых основ, раскрытие существующих форм защиты авторских прав.
Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Книгоиздательское дело в России вплоть до конца 18 в. считалось государственной монополией. Важной особенностью авторского права России была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось значительно раньше. И первый авторский закон в России появился в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22.04.1828г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. По данному закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книг имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Но защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную»[2].
Первым в истории мирового права законодательный акт о защите авторов и издателей появился в Великобритании в 1710г. Менялась ситуация и в России. В 1897г. Государственный совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Однако понадобилось более 13 лет для того, чтобы его, наконец приняли 20.03.1911г. он назывался «Положение об авторском праве» и был составлен по принципу не утратившему свою актуальность и в наши дни - на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Но после революции 1917 г. этот закон был отменен, а первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29.10.17 г. «О государственном издательстве» (вводилось разрешение объявлять госмонополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию)[3].
Пройдя (начиная с военного коммунизма) период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав, соответствующее законодательство нашло свое место в начале 60-х годов в качестве самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик.
Со времени вышеназванных исторических моментов, продолжаясь и теперь, открылся новый период в развитии законодательств в области авторских прав, который можно охарактеризовать, как постепенное приведение норм внутреннего права в соответствие с международными договоренностями и последними требованиями НТП, пытаясь сохранить хоть малейшее преимущество перед иностранным партнером настолько, насколько того разрешает его терпение.
Итак, Россия, как правопреемник бывшего СССР, связана нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952г. Постановлением Правительства от 3.11.94 г. Россия присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971г.) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9.09.86 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18.05.64г[4].
В связи с этим претерпело изменения и российское авторское право, которое уже не представляет собой разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а является сложной и целостной системой. Центральное место здесь занимает Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 9.07.93 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Ими регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания – так называемые «смежные» права.
Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских и смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.
Данный Закон характеризуется также преобладанием норм, рассчитанных на прямое применение. Что же касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. Особой чертой Закона можно назвать его рыночную направленность, заключающуюся в том, что имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок, а значит к авторским отношениям применимы все те правила нового ГК РФ, что носят общий характер и более конкретный.
1.2 Авторские права: понятие и классификация
Авторское право в объективном смысле – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства.
Авторское право в субъективном смысле представляет собой совокупность имущественных и личных неимущественных прав автора в отношении его произведения[5].
В результате создания произведения науки, литературы, искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как имущественного, так и личного неимущественного. Эти права в действующем законодательстве именуются исключительными. Исключительность состоит в признании того, что именно автор решает вопрос об осуществлении авторских полномочий, и прежде всего связанных с использованием произведения.
Самой распространенной классификацией авторских прав является их деление на имущественные и личные неимущественные. В соответствии со ст.15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», к личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на отзыв, на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают права на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, права на перевод и переработку (ст.16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах)[6].
Данная классификация имеет большое практическое значение. Личные неимущественные права принадлежат только автору, не отчуждаемы от его личности и не могут передаваться другим лицам. Охраняются бессрочно.
Напротив, имущественные права автора могут переходить к другим лицам на основании авторских договоров, имеют срочный характер – период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.
Использование произведений автора другими лицами допускается лишь с его согласия, но в интересах общества, в том числе для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации о текущих событиях, законом устанавливаются случаи свободного использования произведений. Это, в первую очередь, касается лишь правомерно обнародованных произведений. Также автору, безусловно, гарантируется сохранение его прав на имя и защиту репутации автора. Условием свободного использования является и отсутствие ущерба нормальному использованию произведения и ущемления законных интересов автора.
К случаям свободного использования произведения относятся: цитирование; использование правомерно обнародованных произведений в качестве иллюстраций, в работах учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; воспроизведение в СМИ правомерно опубликованных произведений, посвященных текущим событиям. Необходимым условием считается отсутствие запрета автора на такое использование произведения; издание рельефно-точечным методом (шрифтом Брайля) правомерно обнародованных произведений для слепых; репродуцирование в единичном экземпляре без получения прибыли; публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний в объеме, оправданном характером таких церемоний; внесение изменений в программы и базы, данных владельцем экземпляра программных средств в пределах одной ЭВМ и для персонального использования[7].