Нарушено авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно «талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству». Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений.

Содержание

Введение……………………………...………………………………..................3 – 5
Глава I. Понятие авторского права, его нарушение и способы защиты………6
1.1 История развития авторского права в России…………………………….6 – 8
1.2 Авторские права: понятие и классификация…………………………….8 – 10
1.3 Нарушение авторских прав и из защита в Российской Федерации…..11 – 22
Глава II. Практическое применение Закона «Об авторском праве», обзор судебной практики…………………………………………………………………17
2.1 Некоторые проблемы при рассмотрении дел о защите авторских прав и пути их разрешения……………………………………….…………………………17 - 23
2.2 Обзор судебной практики……………………...………………………..23 – 27
Заключение.………………………………………...……………………………….28
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

курс.авторское право.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2. Нарушение авторских прав и их защита в Российской Федерации

Следует проводить различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их зашита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого вне договорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения.

Когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов. В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети «Интернет». Достаточно упомянуть получивший печальную известность принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз[8].

Актуальность вопроса защиты авторских прав в наши дни в России сомнений не вызывает. По данным статистики, честные издатели и авторы, впрочем, как и госбюджет, теряют десятки, если не сотни тысяч долларов, которые уходят в карманы к процветающим воротилам пиратского бизнеса. Вместе с тем к нарушениям авторского права относятся не только "пиратство" и плагиат, но и деятельность, включающая в себя бездоговорное использование объектов авторского права, невыплату вознаграждений и другие нарушения. Правда, по данным статистики, за период 1999-2002 гг. увеличилось удовлетворение исков по гражданским делам (по авторскому праву). По уровню реализуемой контрафактной (фальсифицированной) продукции Россия прочно стоит на втором месте в мире (90%), первое занимает Китай (98%). В 2001-2002 гг. рост преступности в сфере интеллектуальной собственности увеличился. Например, только по факту нарушения авторских прав в 2002 г. было зарегистрировано 949 нарушений, из которых только 370 уголовных дел было направлено в суд[9].

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование произведений, охраняемых авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей Закона об авторском праве и смежных правах. Так, например, такой способ как признание прав применительно к авторским правоотношениям предполагает, прежде всего, признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей или регистрация произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке[10].

Защита авторских осуществляется в предусмотренном законом порядке, причем выделяют две формы защиты:

1) Юрисдикционная – обеспеченная защитой и помощью государственных органов – посредством суда. То есть данная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспа­риваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправо­мерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

2) Неюрисдикционная форма защиты, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным/иным компетентным органам. Разуме­ется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запре­щенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых за­коном средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты доста­точно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности[11].

Наибольшее практическое значение имеют, конечно, юрисдикционные формы защиты - иски в суды (общей юрисдикции и арбитражного), административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских и смежных прав. Авторские, в зависимости от степени и характера их нарушений, могут влечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (п. 1 ст. 48 ЗоАП). Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс РФ (ст. 146) и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 7.12).

Если же следовать ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», то обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: признания прав;  восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения дейст­вий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возме­щения убытков; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; выплаты компенсации в опре­деленных законом пределах. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъектив­ных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействи­тельным не соответствующего законодательству ненормативного акта ор­гана государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие[12].

Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совер­шенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании про­изведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

В России наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административная и уголовная ответственность за их нарушения.

Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является весьма действенным способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.

Базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является ст. 7.12 КоАП. Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. За подобные действия предусмотрен штраф. Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки.

Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав и уголовное преследование нарушителя. Это средство борьбы могло бы быть более действенным и эффективным, однако несовершенство уголовного законодательства и слабая работа правоохранительных органов обусловливают высокий уровень правонарушения. В связи с этим 26 марта и 8 декабря 2003 г. были внесены изменения в ст. 146 Уголовного кодекса РФ (в иные статьи последние изменения были внесены 11.03.2004 г.)[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическое применение Закона об авторском праве,

его проблемы,  обзор судебной практики

 

1.1 Некоторые проблемы при рассмотрении дел о защите авторских прав и пути их разрешения

Одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.

Изучение судебной практики по делам, вытекающим из отношений, связанных с созданием и использованием объектов авторского права и смежных прав, показало, что у судов имеются затруднения в применении законодательства, регулирующего данные правоотношения, в связи с чем Пленум Верховного Суда РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности при рассмотрении гражданских дел по спорам об авторских и смежных правах дал судам разъяснения:

Авторское право и смежные права являются видом интеллектуальной собственности, и, следовательно, их правовое регулирование относится к исключительному ведению РФ (п. «о» ст. 71 Конституции РФ; ст. 2 ФЗ № 5351-1 от 09.07.93 «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федеральных законов от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ и от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ)[14].

В случае противоречия норм Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» нормам Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», при рассмотрении дел о нарушении законодательства об авторском праве и смежных правах применяются нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ и п. 4 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам об авторском праве и смежных правах с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда отдельные дела этой категории в соответствии с федеральными законами рассматриваются арбитражными судами.

В частности, данные дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если стороной в споре является гражданин, хотя и имеющий статус предпринимателя, но дело возбуждено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Гражданские дела, связанные с защитой авторского права и смежных прав, исходя из ст. 23 ГПК не подсудны мировому судье. Указанные дела рассматриваются районными судами в качестве суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 26 и 27 ГПК.

Районным судам подсудны также гражданские дела, связанные с созданием и использованием служебных произведений, так как данные правоотношения регулируются Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Истцами по делам о нарушении авторского права и смежных прав являются лица, в защиту прав которых возбуждено гражданское дело. Поэтому истцом не обязательно будет лицо, которое обратилось в суд[15].

Подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности указываются в авторском договоре, которым определяются отношения между издателем и автором. Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства.

В случае, если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

В соответствии со ст. 56 ГПК, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В связи с чем при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований указанного Закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ[16].

Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. При этом необходимо исходить из презумпции авторства, предусмотренной ст. 9 названного Закона. В частности, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.

Информация о работе Нарушено авторское право