Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:37, курсовая работа
Основные институты наследственного права, выработанные римским правом, были реципированы системами гражданского права европейских народов, распространились по миру и до сих пор составляют основу наследственного права цивилизованных стран. Римскому праву мы обязаны и самим понятием наследования, как универсального правопреемства, понятием наследования по закону, завещания, завещательного отказа (легата), обязательной доли в наследстве, очерёдности в наследовании, доли в наследовании, т.е. почти все понятия современного наследственного права были выработаны в своё время римскими юристами.
Введение: путь развития римского наследственного права и его роль в формировании современных понятий, присущих наследственному праву.
Основная часть:
Основные понятия наследования в римском праве;
Ход развития римского наследственного права: Наследование по древнему цивильному праву, Наследование по преторскому праву, Наследственное право в новеллах Юстиниана;
Порядок наследования: необходимое наследование, обязательная доля в наследстве, наследственная трансмиссия;
Наследники по закону: наследование по ius civile; наследование по ius honorarium;
«Лежачее наследство»;
Защита наследственных прав: защита в ius civile; защита в преторском праве; изменения в защите по законодательству Юстиниана;
Заключение: актуальность концепций римского права в современном гражданском праве.
Претор предусмотрел семь классов (gradus) наследников без завещания.
Первый класс составляли дети покойного (libere), как sui, так и эманципированные родные дети, а также те, которые получили римское гражданство уже после рождения по решению императора (causae cognitio). Исключались лица, перешедшие в другую familia (усыновлённые и женщины in manu). Юристы называли этот порядок наследования «bonorum possessio unde liberi» - среди детей. Испросив в течение года со дня открытия наследства bonorum possessio, эти лица получали от претора наследственные права и были защищены лучше любого наследника ab intestanto.
Преторские наследники
первой очереди конкурировали
В связи с таким порядком эманципированные дети, обладавшие значительным состоянием, отказывались принимать малоперспективные наследства, а в отношении замужней дочери, которая, не совершив conventio in manum, оставалась наследницей по ius civile, по рескрипту Антонина Пия существовало принуждение дать cautio в ходе процесса о разделе наследства (если она прежде не дала её, отказавшись от bonorum possessio).
Второй класс преторских наследников именовался legitimi и полностью копировал наследование агнатов по ius civile. Bonorum possessio unde legitimi можно было испросить в отсутствии претендентов unde liberi, т.е. спустя год после открытия наследства. Подвластные дети, не успевшие испросить bonorum possessio в срок, могли претендовать на него в качестве агнатов, устраняя всех лиц более удалённых степеней.
В соответствии с SC Trebellianum, принятом при Адриане, в этот класс включалась также мать покойного, которая получала равную долю с его родными сёстрами. SC Orfitianum 178 г. предусматривало, чтобы наследство женщины, не оставившей завещания, отходило к её детям (даже незаконным), а наследство детей – к матери. Эти сенаторские постановления вводили не только bonorum possessio unde legitimi матерей в отношении их детей и матерей в отношении детей, но и цивильное право лица, которое уступало лишь праву sui heredes: только отказ от наследства открывал доступ к нему агнатов в соответствии с ius antiquum.
Третий класс составляли кровные родственники – cognati – до седьмой степени родства. «Unde cognati» на наследство могли претендовать даже дети, отданные на усыновление в другую семью. Признание cognatio не зависело от законности брака. Дети могли наследовать матери и наоборот. Но наследники этого класса всегда были слабее агнатов, т.е. имели bonorum possessio sine re. В этом классе присутствовали некоторые черты наследования агнатов по ius civile: наследник более близкой степени родства устранял последующих, среди родственников одинаковой близости наследство делилось in capita, наследования по праву представления не было.
Четвёртый класс преторских наследников составляли супруга и дети (и эманципированные) по отношению к вольноотпущеннику – unde familia patroni. Сам патрон призывался к наследству либерта по праву агнатства, уступая лишь его sui heredes. При этом, если либерт имел только искусственных нисходящих (усыновлённых, супругу in manu), то патрон имел право на ½ наследства (по классу unde liberi).
Пятый класс также относился к наследству либерта: bonorum possessio получал патрон его патрона, если таковой имелся.
Шестой класс – переживший супруг наследодателя при отсутствии кровных родственников (unde vir et uxor).
Седьмой класс составляли родственники патрона (unde cognati manumissioris), которые могли претендовать на выморочное имущество вольноотпущенника.
В) Наследники по закону в постклассический период
При Юстиниане преимущество agnatio перед cognatio упраздняется окончательно, а наследственные права родственников женского пола уравниваются с правами родственников мужского пола. В 543 г. Новелла 118 устанавливает четыре класса наследников ab intestanto.
Первый класс составили дети покойного и их нисходящие. Наследование происходило per stirpes, право представления было неограниченным по степени родства.
Второй класс объединял родителей с восходящими и родных братьев и сестёр (с внуками от них). Наследство между восходящими делилось in capita внутри отцовской и материнской линий, но наличие одного из родителей исключало восходящих. Среди братье наследство делится in stirpes, но право представления ограничено их непосредственными нисходящими. Если наследники боковых ветвей конкурируют с восходящими, то наследство делится in capita.
Третий класс - сводные братья и сёстры наследодателя и их дети по праву представления.
Четвёртый класс состоял из остальных кровных родственников, которые призывались в зависимости от близости в соответствии с successio graduum et ordinum. Наследство между ними делилось in capita и право представления не допускалось.
«Лежачее наследство» (Hereditis iacens)
При наследовании по закону, если приемники - не необходимые наследники, наследник осуществлял aditio hereditatis. При наследовании посторонних после открытия наследства наследственная масса hereditas не принадлежит никому. Эту ситуацию называли «лежачее наследство» (hereditis iacens).
Пока наследство не принято, юридическая ситуация de cuius (ius defuncti) остаётся без субъекта, но продолжает участвовать в обороте. Так, раб, входящий в состав наследства (servus hereditarius) может получать исполнение по требованиям наследодателя, делать другие приобретения, увеличивая тем самым наследственную массу, но может и совершать правонарушения, так что на стороне правоприемника возникнет ноксальная ответственность. Наследственное имущество может быть подвергнуто порче со стороны третьих лиц, в результате чего в составе наследственной массы возникнет требование ex delicto; возможно ведение дел наследства третьим лицом – negotiorum gestio; наконец, в составе наследства могла быть доля в общей собственности на какую-либо вещь (communio incidens), так что в отношении её продолжалось приобретение прав и обязанностей. Так что насущая необходимость в определённом порядке обращения с имуществом, входящим в состав наследства и не исключённых из гражданского оборота существовала. По мнению Юлиана, получившему широкое признание, hereditis iacens воплощала лицо наследодателя – persona defuncti.
Формы принятия наследства и специфика необходимого преемства.
Как уже было указано, наследство открывается в пользу определённых лиц, действия которых по принятию наследства (actio hereditatis) приводят к тому, что права наследодателя обретают нового субъекта и ситуация наследования исчерпывается. Классические юристы именуют его «heres» для того, чтобы указать лицо, ответственное по долгам наследодателя, тогда как наследственных прав у него уже нет. Главной заботой юридической практики в этом случае были именно обязательства наследодателя, преемник которого обязывался их исполнить, и, следовательно, гарантировал непрерывность гражданского оборота. Из этих же соображений быт учреждён и, позднее закреплён институт необходимого наследования. Добровольный же наследник самостоятельно и без государственного законодательного принуждения принимал на себя обязанность исполнить обязательства наследодателя и соответственно принимал наследство, как совокупность вещей и прав, отягощённую обязательством.
Чтобы стать преемником (heres в смысле dominus), добровольный наследник должен был принять наследство. Aditio hereditatis осуществлялось либо посредством торжественного заявления о принятии – cretio, либо путём pro herede gestio – конклюдентного поведения, выражающего намерение принять наследство. Это могло быть, например, выраженное желание оплатить долги наследодателя, произвести за свой счёт некоторые необходимые действия – сбор урожая, включённого в наследственную массу или обработку плодов. Если наследодатель специально не предписывал наследнику совершить cretio (обычно с указание срока), то наследник имел свободный выбор между двумя формами. Cretio выходит из употребления к концу классической эпохи и формально отменяется в 407 г.. Pro herede gestio отныне включает в себя заявление о принятии наследства. Изначально действия в качестве наследника предполагали распорядительную активность, направленную на наследственные вещи, т.е. демонстрацию полномочий patria potestas нового домовладыки. В архаическом периоде pro herede gerere понимали как pro domino gerere (действовать в качестве господина). Таким образом сказывалось оригинальное значение heres как добровольного претендента на роль домовладыки, в отличие от преемника из подвластных, вступавшего на место домовладыки (successio in locum) без завещания (ab intestanto) автоматически (ipso iure) в момент смерти наследодателя (de ciuis). Наследники из подвластных первоначально наследовали независимо от своей воли.
Претор предоставил им право beneficium abstinendi – право воздержаться от невыгодного наследства, что означало возникновение у них наследственных прав вместо прежнего цивильного права-обязанности наследовать.
В случае сомнений в ценности наследственной массы, наследник пользовался правом на размышление – ius deliberandi, выражавшейся в том, что в течение определённого срока, обычно в течение 100 дней, наследник не считался отказавшимся от наследства, даже если он формально не выражал намерения его принять. При этом bonorum possessio предоставлялась следующему наследнику в порядке successio graduum et ordinum.
В классическом праве по истечении tempus ad deliberadum наследник считался отказавшимся от наследства; в новеллах Юстиниана этот срок увеличивается до 9 месяцев (в некоторых случаях – до года), но наследство считается принятым, если в течение этого срока не последовало открытого отказа. Таким образом, права кредиторов усиленно защищались. Заинтересованные в скорейшем удовлетворении своих требований, они могли посредством interrogatio in iure потребовать от наследника ответа, an heres sit?, т.е. принимает он наследство или нет. После этого наследнику по его просьбе мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства, spatium deliberandi, после истечения которого наследник, не давший ответа, считался: до Юстиниана – отказавшимся, по Юстиниану – принявшим наследство.
Если от наследства отказывался долевой посторонний наследник, то судьба его доли уподоблялась pars cadica – доле, которая не была принята лицом, лишённым наследственных прав по законам Юлия и Папия (lex Iulia et Pappia Poppea). Судьба такого наследства не подчинялась обычным правилам о сонаследовании: caducum отходила только к сонаследникам, имеющим законных детей; в их отсутствие к отказопринимателям, также непременно с потомством; в отсутствие таковых – в казну (aeranium populi Romani, начиная с Каракаллы – fiscus). Для истребования этой доли указанные лица управомочены на специальный иск – vindicatio caducorum.
Защита наследственных прав
Права цивильного наследника защищались виндикационным иском о наследстве (vindicatio hereditatis), который обычно называли heredatis petitio. Требование могло быть предъявлено в форме agere in rem per sponsionem (т.е. данные права могли быть реализованы посредством договорённости между сторонами), сопровождаемой sponsio praeiudicialis (предварительная договорённость о возможности вчинения такого иска), решение по поводу которой выносилось в судах центумвиров, где процесс вёлся в режиме legis actio sacramento in personam (процесс в форме присяги и установленной личной ответственности за неправомерное притязание). В рамках процесса per formulas иск вчинялся в форме per formulam petitoriam (по формуле личного прошения).
Пассивно управомоченным на heredatis petitio признавался всякий владелец наследственной массы или отдельной наследственной вещи, владевший pro herede (как наследник) или pro possessore (как владелец). Если при этом владение опиралось на какое-либо иное основание (pro emptore – как купленное, pro donatito – как подаренное, pro legato – как отказанное по завещанию и т.д.), следовало вчинить обычный виндикационный иск. На heredatis petitio был также пассивно управомочен – в качестве possessore iuris (владельца правами) – должник наследодателя или самой heredatis, претендовавший на то, чтобы быть наследником.
В 129 г. в консульство Ювенция Цельса было принято SC Iuventianum, которое модифицировало режим vindicatio caducorum, но положения которого были вскоре перенесены и на heredatis petitio. Отныне к ответственности привлекался даже тот владелец, который умышленно утратил владение до litis contestatio (особый момент в судебном процессе преторов – соглашение истца и ответчика с предложенной претором формулой, после которого интересы истца и ответчика считаются адекватно выраженными в процессуальных правах и обязанностях). На основании SC Iuventianum лицо, присуждённое к иску об истребовании наследства, было обязано вернуть победившей стороне не только само наследство со всеми приращениями, но и всё приобретённое им при помощи наследства. Добросовестный владелец, утративший владение наследственной вещью, отвечал в объёме своего обогащения (in id quod locupletior factus est). В норме обогащение представляло собой покупную цену, полученную при продаже поэтому она и становилась предметом требования – pretium succedit in locum rei – цена заменяет вещь. Наконец ответчику по иску о наследстве вменялось вернуть плоды, собранные до litis contestatio (и даже те, которые он должен был собрать), что соответствовало представлениям о heredatis iacens, но нарушало принципы вещного иска.
Правила относительно приобретения плодов добросовестным владельцем были следующими: в цивильном праве плоды с момента отделения от плодоносящей вещи, принадлежали только собственнику последней. Исключение составлял узуфрукт на плодоносящую вещь. От узуфруктария требовалось, однако, чтобы плоды были собраны (perceptio). В преторском праве плоды добросовестный владелец приобретал по давности после их отделения от плодоносящей вещи, исключение составляют плоды, собранные в течение процесса, возникшего по поводу его владения после момента litis contestatio. Таким образом добросовестному владельцу принадлежало то право, которое предоставлено собственникам участков в отношении собирания плодов (D., 22.1.25.1)
Эти и другие отступления от режима actio in rem позволили Ульпиану заключить, что heredatis petitio позволяет взыскать и некоторые личные требования. Юстиниан включил иск в категорию indicia bonae fidei.
Наследование по преторскому праву (bonorum possessio)
В свою очередь осуществление прав наследника требовало более внимательного отношения юристов, что было произведено посредством создания института преторского наследования.
С возникновением процесса agere in rem per sponsionem, при котором было существенно различение ролей истца и ответчика, в отношении споров о наследстве возникла проблема установления процесса, так как иногда оба претендента овладевали вещами из одной наследственной массы. В таких случаях претор прибегал к искусственному распределению ролей путём введения во владение (missio in bona) по аналогии с определением временного владельца (vindicias disere) на время процесса legis actio sacramento in rem.
Информация о работе Наследование по закону согласно римскому частному праву