Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:36, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-
своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
1. Введение………………………………………………………………3стр.
2. Наследственность, как причина формирования характера………..4стр.
3. Характеристика характера в дошкольном возрасте………………..5стр.
4. Младший школьный возраст ………………………………………..8стр.
5. Особенности характера в подростковом возрасте………………….12стр.
6. Молодость и ее особенности………………………………………...15стр.
7. Кризис 30 лет………………………………………………………….17стр.
8. Зрелость - как, один из длительных периодов………………………18стр.
9. Заключение……………………………………………………………20стр.
10. Список литерату-ры…………………………………………………..
Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда - пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости. Например, в VII классе есть мальчики еще с детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам взрослой жизни; есть "интеллектуалы" с устойчивыми содержательными интересами, но есть подростки и без таких интересов, не умеющие самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть увлеченные только общением с товарищами и спортом, с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки учатся с увлечением, многим интересуются, много читают, а другие думают только о модах и мальчиках; одни ребята стали избалованными эгоистами, а другие сами заняли дома позицию помощника и опоры матери и т.д.
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного "интеллектуала" книги и знания - главное в жизни, а во многом остальном он - "дитя"; другой - тоже классный "интеллектуал" - дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках,чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего "интеллектуала" особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а в отношениях с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок - дергает за галстук, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.
Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, рубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность). На протяжении более чем полувека ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.
Молодость (от 20-23
до 30 лет).
Молодость охватывает период
жизни от окончания юности от 20-23 лет до
примерно 30 лет, когда человек "более
или менее утверждается во взрослой жизни"
(А.В.Толстых). Верхняя граница молодости
некоторыми авторами продлевается до
35 лет. Молодость - время создания семьи,
время освоения выбранной профессии, определения
отношения к общественной жизни и своей
роли в ней. Молодость - пора оптимизма.
Человек полон сил и энергии, желания осуществить
свои цели и идеалы. В молодости наиболее
доступны самые сложные виды профессиональной
деятельности, наиболее полно и интенсивно
происходит общение, наиболее легко устанавливаются
и наиболее полно развиваются отношения
дружбы и любви. Молодость считается оптимальным
временем для самореализации.
Главные стороны
жизни. Любовь и семья.
Молодость - возраст любви. Для нее характерно
оптимальное сочетание психологических,
физиологических, социальных и других
факторов, благоприятствующих выбору
спутника жизни и созданию семьи. Это возраст
наибольшей половой активности, время,
когда организм женщины лучше приспособлен
к рождению первого ребенка. Люди легче
всего знакомятся и адаптируются к условиям
совместной жизни также в молодости. Люди,
не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем,
как правило, сделать это уже не в состоянии.
Они привыкают жить в одиночестве, становятся
излишне требовательными к другому человеку,
у них появляется ригидность привычек,
часто делающих очень трудной совместную
жизнь. Создание семьи чрезвычайно важно
для личностного развития. От того, как
складывается семейная жизнь, во многом
зависит общее развитие человека - его
духовный рост, развитие способностей.
Большое значение имеет рождение детей.
Меняется весь строй и уклад семейной
жизни, у супругов появляются новые обязанности,
новые аспекты ответственности друг перед
другом и новая общая ответственность
за судьбу человека, которому они дали
жизнь. Выбор спутника жизни и создание
семьи - одна из сторон социальной ситуации
развития в молодости. Соответствующая
этой ситуации деятельность является
одной из главных сторон жизни. Несмотря
на сензитивность молодости к созданию
семьи и все сопутствующие этому возрасту
благоприятные факторы, задача выбора
спутника жизни не всегда решается успешно.
Более 50% разводов совершается в молодости.
Пресловутое "не сошлись характерами"
- наиболее частая формулировка при расторжении
брака.
Кризис
30 лет. Проблема смысла жизни.
В возрасте порядка 30 большинство
людей переживает кризисное состояние.
У людей изменяется представление о своей
жизни, часто даже разрушается прежний
образ жизни. "У человека на границе
третьего десятилетия своей жизни самоанализ
имеет особое значение. Оглядываясь на
пройденный путь, индивид видит, как при
сложившейся и внешне благополучной жизни,
не совершенна его личность. Происходит
переоценка ценностей, влекущая за собой
самоанализ и критический пересмотр собственной
личности" (А.В. Толстых).Человека "сковывают"
семья, профессия, привычный образ жизни.
Найдя себя и утвердившись во взрослой
жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически
перед той же задачей - найти себя в новых
обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном
случае масштаб своей личности с новыми
перспективами и новыми ограничениями,
которые он увидел только теперь.
Итак, кризис 30 лет возникает вследствие
нереализованности жизненного замысла.
Если же при этом еще и переосмысливаются
ценности, то речь идет о том, что жизненный
замысел вообще оказался неверным.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом
смысла жизни. С этим периодом связаны
поиски смысла существования. Эти поиски,
как и весь кризис в целом, знаменуют переход
от молодости к зрелости. В. Франкл пишет:
"Сегодняшний пациент уже не столько
страдает от чувства неполноценности,
сколько от глубинного чувства утраты
смысла, которое соединено с ощущением
пустоты".
Согласие с миром, способность быть самим
собой - вот тот мотив, депривация которого
оборачивается потерей смысла жизни. Полная
потеря смысла жизни возможна тогда, когда
в жизненном мире нет ни одного значимого
сущностного мотива. Только сущностные
мотивы адекватны согласно человека с
миром, только в сущностных сторонах жизни
он становится самим собой. Чем больше
в его жизни таких сторон, тем меньше его
экзистенциальные проблемы.
Зрелость.
Зрелость - самый длительный
для большинства людей период жизни. Его
верхнюю границу разные авторы определяют
по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно
Э.Эриксону, зрелость охватывает время
от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет. Зрелость считается
порой полного расцвета личности, когда
человек может реализовать весь свой потенциал,
добиться наибольших успехов во всех сферах
жизни. Это время исполнения своего человеческого
предназначения.
Особенности развития личности. Профессиональная
продуктивность.
В зрелости, как и в молодости, главные
стороны жизни - профессиональная деятельность
и семейные отношения. Но если в молодости
она включала овладение выбранной профессии
и выбор спутника жизни, то в зрелости
это - реализация себя, полное раскрытие
своего потенциала в профессиональной
деятельности.
Важнейшей особенностью зрелости является
осознание ответственности за содержание
своей жизни перед самим собой и перед
другими людьми.
Развитие личности зрелого человека требует
избавления от неоправданного максимализма,
характерного для юности и частично молодости,
взвешенности и многогранности подхода
к жизненным проблемам, в том числе к вопросам
своей профессиональной деятельности.
Накопленный опыт, знания, умения представляют
для человека огромную ценность, но могут
создавать ему и трудности в восприятии
новых профессиональных идей, тормозить
рост его творческих возможностей. Прошлый
опыт при отсутствии разумной гибкости
и многогранности может стать источником
консерватизма, ригидности неприятности
всего того, что исходит не от самого себя
самого. Временная перспектива с возрастом
расширяется. В зрелости изменения временной
перспективы связаны с разным ощущением
течения времени, которое может субъективно
ускоряться и замедляться, сжиматься и
растягиваться.
С возрастом меняется ценность времени,
оказывается все более значимым "личное
время", благодаря развитию самосознания,
осознанию конечности своего существования
и необходимости реализовать свои возможности
на протяжении не такой уж длительной
жизни. Психологическое время наполнено
событиями, будущими целями и мотивами
развернутыми в настоящей деятельности.
Время, вместившее в себя много впечатлений,
достижений, событий и т.п. воспринимается
как быстро протекающее, и став психологическим
прошлым, кажется продолжительным.
Вывод:
Характер проявляется и формируется в делах и поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как силу, воспитывающую характер человека. Также, нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него.
Список используемой литературы:
Информация о работе Наследственность, как причина формирования характера