Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:36, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-
своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
1. Введение………………………………………………………………3стр.
2. Наследственность, как причина формирования характера………..4стр.
3. Характеристика характера в дошкольном возрасте………………..5стр.
4. Младший школьный возраст ………………………………………..8стр.
5. Особенности характера в подростковом возрасте………………….12стр.
6. Молодость и ее особенности………………………………………...15стр.
7. Кризис 30 лет………………………………………………………….17стр.
8. Зрелость - как, один из длительных периодов………………………18стр.
9. Заключение……………………………………………………………20стр.
10. Список литерату-ры…………………………………………………..
В буквальном переводе
с греческого характер
своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Наравне с формированием, также происходят и изменения в характере человека на разных возрастных этапах. Это можно проследить, исследуя возрастные промежутки. В данной работе мы рассмотрели понятие характер, способы его формирования, проанализировали характер людей разного возраста. Изучили влияние наследственности на формирование характера. Выделили особенности характера в подростковом возрасте, рассмотрели кризис 30 лет, а также зрелость как один из важных и длительных периодов в жизни. А в заключении мы раскрыли влияние окружения на характер человека и его формирование.
Наследственность – одна из причин формирования характера.
Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении одно яйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми - люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условно рефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.
Формирование характера в дошкольном возрасте.
В первые годы жизни у ребенка вообще нет целостного сознания, он все время находится как бы в полудреме и только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание собственной индивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять, но первые зачатки будущего характера закладываются где-то здесь. Есть вообще такая теория, что характер формируется в первые 3–4 года жизни, а потом его можно только переделывать.
Но в то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Их характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но каким образом это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.
Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации — подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях.
Этот процесс, хотя он и происходит в уже более-менее сознательном состоянии, все так же не поддается какому-либо контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребенком задачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.
Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы. И если этот автоматический механизм адаптации не дает никакого сбоя, если устройство личности ребенка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то вишенка от яблоньки действительно падает поблизости.
В этом случае у ребенка просто не возникает ярко выраженной потребности отделиться и обособиться от своих родителей. В определенном смысле это
везение — быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой всегда проще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий взрослый человек, так и не станет самостоятельной личностью, а на всю жизнь останется лишь отпрыском своих родителей — проживет простую, но скучную жизнь.
Также формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.
Воспитание волевого поведения у детей - важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми
умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.
Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая вои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла.
Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.
Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника, без особых горестей или радостей.
В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки. Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.
Формирование характера у детей в младшем школьном возрасте.
Поступление в школу вносит
существенное изменение в жизнь и деятельность
ребенка. Учебная деятельность предъявляет
свои требования к ребенку, развивая у
него определенные организованные формы
поведения, внося большие изменения в
его деятельность и его отношения с окружающими.
Ребенок этого возраста начинает осознавать
себя как член коллектива, занимающийся
определенной общественно значимой деятельностью,
что признается и всеми окружающими.
Учебная деятельность ставит ребенка
в новые отношения с людьми с товарищами,
учителями, родителями. Все это вносит
изменения в привычные отношения, которые
складывались до поступления в школу.
Ребенок осознает, что изменились отношения
к нему, к его деятельности и со стороны
взрослых, со стороны родителей; новая
деятельность меняет его отношения с товарищами,
изменяет его отношение и к самому себе.
В связи с возникновением новой ведущей
деятельности –учения-возникают и новые
мотивы, связанные с учебной деятельностью:
мотивы долга, ответственности, интереса.В
процессе учебной работы школьника, усложнения
отношений с людьми воспитательная работа
учителя создает условия для развития
у учащегося необходимых качеств, которые
впоследствии станут основой его характера.
В процессе воспитания можно сформировать
характер ребенка, можно изменить и ликвидировать
отрицательные черты его характера и привить
положительные. Не существует детского
характера, который нельзя было бы воспитать
и перевоспитать; для этого нужно только
создать условия воспитания и обязательно
учитывать индивидуальные особенности
ребенка.
Учитывая положительное и отрицательное
в поведении школьника, узнав,
что умеет и как умеет делать
ученик, как он проявляет себя в определенной
обстановке, учитывая влияния, которые
оказывают на учащегося окружающие, учитель
сможет воздействовать на формирование
положительных черт характера ученика,
ставя его в определенные условия и организуя
его деятельность. Намечаются следующие
основные пути воспитания характера школьника:
1) Формирование коммунистического мировоззрения,
убеждений как основы характера. Коммунистическая
направленность личности определяется
богатством знаний, практической деятельностью,
выражается в жизненных устремлениях
человека. В воспитании коммунистической
направленности личности большое значение
имеет обучение, идейно-политическое воспитание,
правильные отношения людей в быту, которые
создают объективную основу формирования
черт характера.
2) Организация деятельности (учебной,
игровой, трудовой), в процессе которой
человек практически овладевает правилами
поведения. Воспитатели создают специальные
условия для упражнений и закрепления
правильных форм поведения и поступков
в творческом труде, в труде коллективном,
имеющем общественное значение.
3) Создание целенаправленного коллектива
и хороших коллективистических отношений
между людьми. В борьбе коллектива за достижение
поставленных целей в преодолении трудностей
формируются положительные черты характера
личности.
4) Воспитательное значение примера людей,
с которыми живет, учится и работает человек.
Пример знатных людей нашей героической
эпохи , пример литературных героев, товарищей,
родителей и воспитателей является психологической
основой преднамеренного или непреднамеренного
подражания, отражается на поступках,
отношениях и поведении человека.
5) Самовоспитание - когда человек знает
сильные и слабые стороны своего характера
и может наметить пути формирования у
себя положительных черт характера -имеет
огромное значение для воспитания характера.
Пути и формы воспитания характера школьника.
Воспитывающий характер начального обучения
дает возможность ребенку постепенно
усваивать моральные требования, которые
ему необходимо соблюдать как члену социалистического
общества. В процессе чтения, во время
бесед, в яркой и интересной форме, вызывающей
определенные положительные эмоции, ребенок
усваивает, в соответствии с его возрастом,
определенные нормы общественного поведения,
общественных отношений. Ученик знакомится
со славными делами, поступками, трудовыми
ратными подвигами советских людей, восторгается
ими и сам желает быть таким, он эмоционально
переживает то, о чем слышит и читает, и
это особенно запечатлевается в его памяти.
Ребенок знает о направленности деятельности
людей, у него возникает желание следовать
за этими людьми, но еще отсутствуют умения
и практический опыт.
Усвоенные детьми моральные требования,
понимание их надо связать с моральным
практическим опытом школьников. С I класса
дети хорошо усваивают принципы морали:
человек человеку — друг, товарищ и брат.
Один за всех, все за одного.
Включение ребенка в практические дела
(помощь дома, помощь товарищам), контроль
за их выполнением, обсуждение этих дел
и создает условия для приобретения детьми
морального опыта, закрепления опыта поведения,
который постепенно становится привычным,
становится чертой характера.
Эти первоначальные основы морального
опыта очень существенны для дальнейшего
формирования характера.
Изучение характера ребенка
— длительный процесс. Если учитель систематически наблюдает за тем или
иным учеником, он должен вести запись
своих наблюдений, собирая разнообразные
материалы о деятельности и поведении
ребенка, о его отношении к труду, к окружающим
людям, товарищам, к самому себе. Необходимо
особенно пристально изучать проявление
волевых черт характера ребенка.
При изучении учащихся следует помнить
слова К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен
стремиться узнать человека, каков он
есть в действительности, со всеми его
слабостями и во всем его величии, со всеми
его будничними, мелкими нуждами и со всеми
его великими духовными требованиями».
Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях - "переходный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами.
Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке "детскости" и "взрослости", а с другой - наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекатьво всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей).
Информация о работе Наследственность, как причина формирования характера