Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Некоммерческие организации являются одним из важнейших сегментов гражданского общества, призванных решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов. В последние годы ему уделяется особое внимание и поддержка со стороны практически всех органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А. Медведева внедрен институт социально-ориентированных некоммерческих организаций, усилена
роль политических партий, в том числе в части определения кандидатур на посты глав субъектов Российской Федерации, обеспечено представительство некоммерческого сектора в совещательных органах при государственных структурах и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

юридическое лицо должно обладать обособленным имуществом. Признак

имущественной обособленности является существенным для юридического

лица, участвующего не только в гражданских, но так же в финансовых,

налоговых и иных имущественных отношениях. Как подчеркнул Пленум

Высшего Арбитражного суда РФ, организация не может быть признана

юридическим лицом без наличия у него обособленного имущества.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество 

организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в  том 

числе от имущества ее учредителей (участников). Такое имущество 

организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или

оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в

юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может  быть

признана юридическим  лицом организация, у которой  нет имущества на

праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления. Однако с подобным выводом согласиться нельзя : у НКО может

не быть имущества, закрепленного  за ней на праве собственности,

хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения

предоставлены ей в безвозмездное  пользование, а денежные средства

отсутствуют. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на

основе вещного права) организация может быть признана юридическим 

лицом. Внешнее проявление имущественная обособленность находит в

наличии самостоятельного баланса или сметы (п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»).

 

2.Организационное  единство .

Из данного признака следует, что организация обладает соответствующей 

организационной структурой.

Организационное единство проявляется  в определенной иерархии

соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных),

составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его

участниками. Благодаря этому, становится возможным превратить желание 

множества участников в единую волю юридического лица в целом, а  так же

непротиворечиво выразить эту волю вовне. Организационное единство

находит свое отражение в учредительных документах некоммерческой

организации (ст. 28 ФЗ «О НКО» ).

Признак организационного единства можно рассмотреть на примере 

конкретной некоммерческой организации. Так, в соответствии со статьями

29, 30 ФЗ «О НКО» для  автономной некоммерческой организации 

характерно обязательное наличие:

-коллегиального высшего органа управления;

-единоличного или коллегиального исполнительного органа.

Компетенция данных органов  строго разграничивается законом. Вместе с 

тем, в рамках закона компетенция  органов управления может быть

разграничена и уставом автономной некоммерческой организации (ст. 28 ФЗ

«О НКО»). В силу ст. 29 ФЗ «О НКО» к исключительной компетенции 

высшего органа управления относится принятие решений по наиболее

важным вопросам (изменение устава, реорганизация и ликвидация, и.т.д).

Исполнительный орган  руководит текущей деятельностью (заключает 

сделки, нанимает работников и.т.д.). Вместе с тем, высший орган управления

правомочен принять решение  о досрочном прекращении полномочий

исполнительного органа. Более того, высший орган управления в случае

необходимости вправе принимать любые решения по любым вопросам

деятельности автономной некоммерческой организации, которые

обязательны для исполнения всеми органами, и участниками

некоммерческой организации, в силу взаимосвязи, ст. ст. 28, 29, п. 2 ст. 14 ФЗ

«О НКО».

3. Имущественная  ответственность некоммерческой  организации .

По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О НКО»

некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем

принадлежащим ей имуществом. Некоммерческие организации не отвечают

по обязательствам своих  учредителей (участников, членов), а  учредители

(участники, члены) не  отвечают по обязательствам некоммерческой 

организации.

Вместе с тем, п. 4 ст. 121 ГК РФ, п.4 ст. 11 ФЗ «О НКО» предусматривает 

субсидиарную ответственность  членов ассоциации (союза) по обязательствам

ассоциации (союза). Согласно ст. 120 ГК РФ, ст. 9 ФЗ «О НКО» собственник 

частного учреждения несет  субсидиарную ответственность по

обязательствам учреждения.

Практически принцип субсидиарной ответственности означает, что до

предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом несет 

ответственность дополнительно к ответственности некоммерческой

организации, кредитор должен предъявить требование к основному

должнику (некоммерческой организации). Если же некоммерческая

организация отказалась удовлетворить данное требование кредитора или

кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное 

требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему

субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

Особое место в системе  ответственности некоммерческой организации, и ее

учредителей (участников) по обязанностям, вытекающим из уплаты налогов 

и сборов, занимает положение  о субсидиарной ответственности  учредителей 

(участников) некоммерческой  организации при ликвидации некоммерческой 

организации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса 

РФ1, в случае недостаточности  денежных средств ликвидируемой 

организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, для

исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов,

причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть

погашена учредителями (участниками) указанной организации.

4. Выступление  в гражданском обороте от собственного  имени .

Означает возможность  некоммерческой организации от своего имени 

приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести

обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»). Это итоговый признак юридического лица и

одновременно та цель, ради которого оно и создается. Наличие

организационной структуры и обособленного имущества, на котором

базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в

гражданский оборот новое  объединение лиц и капиталов.

 Вступая в гражданско-правовые  отношения, ни один участник  не 

застрахован от нарушения или ущемления его прав и законных интересов,

так и НКО, выступая участником гражданского оборота, подвергается риску 

нарушения ее прав и законных интересов третьими лицами2. Для  защиты и 

восстановления нарушенного  положения некоммерческая организация 

вправе обратиться в суд, поэтому законодатель наделяет некоммерческую

организацию самостоятельно и от своего имени представлять свои интересы

в суде.

С возможностью действия НКО  от собственного имени тесно связан вопрос о 

ее наименовании. Ст. 54 ГК РФ ст.4 ФЗ «О НКО» устанавливает 

обязательные требования к наименованию некоммерческой организации.

Так, в наименовании НКО  должно содержаться указание на ее

организационную форму и характер деятельности.

Организационно- правовая форма  юридического лица – это совокупность

конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих 

признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу

юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности 

организационной структуры юридического лица, способов обособления его

имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском 

обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных,

то мы имеем дело с самостоятельной  организационно-правовой формой

юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных

разновидностях организаций в рамках одной и той же

организационно-правовой формы.

На сегодняшний день легальное  определение «характер деятельности»  в 

законодательстве отсутствует. Думается, что в данном случае имеется в виду,

указание, на цель или предмет  деятельности некоммерческой организации,

например, образовательного учреждения высшего профессионального 

образования, благотворительного фонда, и.т.п.

В отличие от общих подходов к существу юридического лица,

установленных в статье 48 ГК РФ, гражданско-правовой статус

некоммерческой организации, как указано в п.1 ст. 3 ФЗ «О НКО» ,

возникает с момента государственной регистрации в установленном порядке.

Вместе с тем, возможность  существования некоммерческих организаций  без 

статуса юридического лица по Российскому законодательству допускается,

что не возможно в отношении  коммерческих организаций. В частности, к 

таким НКО относятся:

профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичная профсоюзная 

организация (абз. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О профессиональных

союзах, их правах и гарантиях  деятельности»);

религиозная группа (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести  и о 

религиозных объединениях»);

общественная организация; общественное движение; орган общественной

самодеятельности (ст. 3 Федерального закона «Об общественных

объединениях»)3.

В вышеперечисленных НКО  из всего необходимого набора признаков 

юридического лица фактически присутствует один - организационное

единство. Например, в религиозной группе, профсоюзе, общественном

движении наблюдается четкая иерархия и распределение обязанностей

между участниками, имеются лидер и сопутствующее ему окружение

определяющие основные направления деятельности организации.

Поскольку такие некоммерческие образования не приобретают статуса 

юридического лица, они не могут иметь в собственности или на праве

оперативного управления обособленное имущество, нести самостоятельную

имущественную ответственность  и выступать самостоятельно в  гражданском 

обороте.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в качестве

некоммерческой организации признает, организацию, созданную в

общественно-полезных целях, которая в случае извлечения прибыли не

расспределяет ее между своими участниками (членами), обладающую

обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом

по своим обязательствам, выступающую в гражданском обороте  от своего

имени - т.е. имеющую статус юридического лица либо действующую  без 

такового.

Документы для  регистрации некоммерческих организаций.

-Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при

ее создании.

-Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации,

создаваемой путем реорганизации

-Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в

учредительные документы некоммерческой организации

-Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в

связи с ее ликвидацией

-Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц

изменений в сведения о  некоммерческой организации, не связанных с

внесением изменений в учредительные документы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Приложение 2.

 

 


Информация о работе Некоммерческие организации