Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:14, реферат
Некоммерческие организации являются одним из важнейших сегментов гражданского общества, призванных решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов. В последние годы ему уделяется особое внимание и поддержка со стороны практически всех органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А. Медведева внедрен институт социально-ориентированных некоммерческих организаций, усилена
роль политических партий, в том числе в части определения кандидатур на посты глав субъектов Российской Федерации, обеспечено представительство некоммерческого сектора в совещательных органах при государственных структурах и т.д.
юридическое лицо должно обладать обособленным имуществом. Признак
имущественной обособленности является существенным для юридического
лица, участвующего не только в гражданских, но так же в финансовых,
налоговых и иных имущественных отношениях. Как подчеркнул Пленум
Высшего Арбитражного суда РФ, организация не может быть признана
юридическим лицом без наличия у него обособленного имущества.
Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество
организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том
числе от имущества ее учредителей (участников). Такое имущество
организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в
юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может быть
признана юридическим лицом организация, у которой нет имущества на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления. Однако с подобным выводом согласиться нельзя : у НКО может
не быть имущества, закрепленного за ней на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения
предоставлены ей в безвозмездное пользование, а денежные средства
отсутствуют. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на
основе вещного права) организация может быть признана юридическим
лицом. Внешнее проявление имущественная обособленность находит в
наличии самостоятельного баланса или сметы (п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»).
2.Организационное единство .
Из данного признака следует, что организация обладает соответствующей
организационной структурой.
Организационное единство проявляется в определенной иерархии
соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных),
составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его
участниками. Благодаря этому, становится возможным превратить желание
множества участников в единую волю юридического лица в целом, а так же
непротиворечиво выразить эту волю вовне. Организационное единство
находит свое отражение в учредительных документах некоммерческой
организации (ст. 28 ФЗ «О НКО» ).
Признак организационного единства можно рассмотреть на примере
конкретной некоммерческой организации. Так, в соответствии со статьями
29, 30 ФЗ «О НКО» для
автономной некоммерческой
характерно обязательное наличие:
-коллегиального высшего органа управления;
-единоличного или коллегиального исполнительного органа.
Компетенция данных органов строго разграничивается законом. Вместе с
тем, в рамках закона компетенция органов управления может быть
разграничена и уставом автономной некоммерческой организации (ст. 28 ФЗ
«О НКО»). В силу ст. 29 ФЗ «О НКО» к исключительной компетенции
высшего органа управления относится принятие решений по наиболее
важным вопросам (изменение устава, реорганизация и ликвидация, и.т.д).
Исполнительный орган
руководит текущей
сделки, нанимает работников и.т.д.). Вместе с тем, высший орган управления
правомочен принять решение
о досрочном прекращении
исполнительного органа. Более того, высший орган управления в случае
необходимости вправе принимать любые решения по любым вопросам
деятельности автономной некоммерческой организации, которые
обязательны для исполнения всеми органами, и участниками
некоммерческой организации, в силу взаимосвязи, ст. ст. 28, 29, п. 2 ст. 14 ФЗ
«О НКО».
3. Имущественная
ответственность
По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О НКО»
некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ей имуществом. Некоммерческие организации не отвечают
по обязательствам своих учредителей (участников, членов), а учредители
(участники, члены) не
отвечают по обязательствам
организации.
Вместе с тем, п. 4 ст. 121 ГК РФ, п.4 ст. 11 ФЗ «О НКО» предусматривает
субсидиарную ответственность членов ассоциации (союза) по обязательствам
ассоциации (союза). Согласно ст. 120 ГК РФ, ст. 9 ФЗ «О НКО» собственник
частного учреждения несет субсидиарную ответственность по
обязательствам учреждения.
Практически принцип субсидиарной ответственности означает, что до
предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом несет
ответственность дополнительно к ответственности некоммерческой
организации, кредитор должен предъявить требование к основному
должнику (некоммерческой организации). Если же некоммерческая
организация отказалась удовлетворить данное требование кредитора или
кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное
требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему
субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).
Особое место в системе ответственности некоммерческой организации, и ее
учредителей (участников) по обязанностям, вытекающим из уплаты налогов
и сборов, занимает положение о субсидиарной ответственности учредителей
(участников) некоммерческой
организации при ликвидации
организации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса
РФ1, в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой
организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, для
исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов,
причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть
погашена учредителями (участниками) указанной организации.
4. Выступление
в гражданском обороте от
Означает возможность некоммерческой организации от своего имени
приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»). Это итоговый признак юридического лица и
одновременно та цель, ради которого оно и создается. Наличие
организационной структуры и обособленного имущества, на котором
базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в
гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов.
Вступая в гражданско-
застрахован от нарушения или ущемления его прав и законных интересов,
так и НКО, выступая участником гражданского оборота, подвергается риску
нарушения ее прав и законных интересов третьими лицами2. Для защиты и
восстановления нарушенного положения некоммерческая организация
вправе обратиться в суд, поэтому законодатель наделяет некоммерческую
организацию самостоятельно и от своего имени представлять свои интересы
в суде.
С возможностью действия НКО от собственного имени тесно связан вопрос о
ее наименовании. Ст. 54 ГК РФ ст.4 ФЗ «О НКО» устанавливает
обязательные требования к наименованию некоммерческой организации.
Так, в наименовании НКО должно содержаться указание на ее
организационную форму и характер деятельности.
Организационно- правовая форма юридического лица – это совокупность
конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих
признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу
юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности
организационной структуры юридического лица, способов обособления его
имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском
обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных,
то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой
юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных
разновидностях организаций в рамках одной и той же
организационно-правовой формы.
На сегодняшний день легальное
определение «характер
законодательстве отсутствует. Думается, что в данном случае имеется в виду,
указание, на цель или предмет деятельности некоммерческой организации,
например, образовательного учреждения высшего профессионального
образования, благотворительного фонда, и.т.п.
В отличие от общих подходов к существу юридического лица,
установленных в статье 48 ГК РФ, гражданско-правовой статус
некоммерческой организации, как указано в п.1 ст. 3 ФЗ «О НКО» ,
возникает с момента государственной регистрации в установленном порядке.
Вместе с тем, возможность существования некоммерческих организаций без
статуса юридического лица по Российскому законодательству допускается,
что не возможно в отношении коммерческих организаций. В частности, к
таким НКО относятся:
профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичная профсоюзная
организация (абз. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»);
религиозная группа (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о
религиозных объединениях»);
общественная организация; общественное движение; орган общественной
самодеятельности (ст. 3 Федерального закона «Об общественных
объединениях»)3.
В вышеперечисленных НКО из всего необходимого набора признаков
юридического лица фактически присутствует один - организационное
единство. Например, в религиозной группе, профсоюзе, общественном
движении наблюдается четкая иерархия и распределение обязанностей
между участниками, имеются лидер и сопутствующее ему окружение
определяющие основные направления деятельности организации.
Поскольку такие некоммерческие образования не приобретают статуса
юридического лица, они не могут иметь в собственности или на праве
оперативного управления обособленное имущество, нести самостоятельную
имущественную ответственность и выступать самостоятельно в гражданском
обороте.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в качестве
некоммерческой организации признает, организацию, созданную в
общественно-полезных целях, которая в случае извлечения прибыли не
расспределяет ее между своими участниками (членами), обладающую
обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом
по своим обязательствам,
выступающую в гражданском
имени - т.е. имеющую статус юридического лица либо действующую без
такового.
Документы для регистрации некоммерческих организаций.
-Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при
ее создании.
-Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации,
создаваемой путем реорганизации
-Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы некоммерческой организации
-Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в
связи с ее ликвидацией
-Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц
изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с
внесением изменений в учредительные документы
Приложение 1.
Приложение 2.