Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 22:13, доклад

Краткое описание

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.»
Данный федеральный закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций – благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана этому же закону. Сам закон невелик (5 разделов, двадцать пять статей). В нем четко и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной деятельностью, какие формы благотворительной деятельности существуют, чем благотворительная организация отличается от остальных некоммерческих организаций. Наконец, благодаря именно этому закону «третий сектор» России познакомился с институтом добровольцев.

Вложенные файлы: 1 файл

законы о благотворит.docx

— 28.79 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России

 

«Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.»1

Данный федеральный закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций – благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана этому же закону. Сам закон невелик (5 разделов, двадцать пять статей). В нем четко и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной деятельностью, какие формы благотворительной деятельности существуют, чем благотворительная организация отличается от остальных некоммерческих организаций. Наконец, благодаря именно этому закону «третий сектор» России познакомился с институтом добровольцев.

Основополагающим понятием закона является понятие благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью, согласно ст.1 Закона понимается: «Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»2

В соответствии со ст. 1 закона «О благотворительной деятельности» указанные понятия характеризуется двумя базовыми признаками: 1) Во первых, добровольность. осуществления указанной деятельности. К благотворительной деятельности не относиться уплата различного рода обязательств и взносов, деятельность государственных и муниципальных учреждений по бюджетному финансированию здравоохранения, образования и т.д. 2) Вторым базовым, определяющим признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность. В соответствии с Законом «О благотворительной деятельности», бескорыстность имеет место не только при оказании поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе.

Бескорыстие не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, первая, например, может высказываться публично, в том числе через СМИ. Следует отметить что именно второй признак позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст.19 Федерального закона «О рекламе» № 108 –ФЗ от 18 июля 1995 г. «представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условия оказания таких услуг».3

В ст.3 Закона формулируются цели благотворительности, фактически эти цели являются третьим признаком благотворительной деятельности.

«Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

      1. Социальной поддержки и защиты граждан, включая материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, или иных обстоятельств не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.
      2. Подготовки населения преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
      3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
      4. Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, региональных катастроф;
      5. Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
      6. Содействие защите материнства, детства и отцовства;
      7. Содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, посвящения, духовному развитию личности;
      8. Содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта;
      9. Охраны окружающей среды и защиты животных;
      10. Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения;»4

Установленный законом перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в данный закон. Так же можно сказать, что благотворительной деятельностью не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям.

Участниками благотворительной деятельности являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки, существующей или создания новой благотворительной организации, а так же граждане и юридические лица, участники благотворительность. В зависимости от формы, в которой осуществляется благотворительная деятельность, осуществляющие ее граждане подразделяются на благотворителей и добровольцев.

Граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность как индивидуально, так и объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Согласно закону благотворительные организации могут быть созданы в следующих формах: общественная организация, фонд, учреждение.

Федеральным законодательством о благотворительных организациях предусмотрена возможность других форм благотворительных организаций. Необходимо отметить, что при создании благотворительных организаций их учредителям надлежит также руководствоваться и иными базовыми законами Российской Федерации, регулирующими порядок создания и деятельность конкретных типов некоммерческих организаций. Например, когда благотворительная организация создается в форме объединения, необходимо исходить из требований Федерального закона «Об общественных объединениях», а если в форме фонда, то из требований Федерального Закона «О некоммерческих организациях».

Так же следует отметить, что закон запрещает преобразование благотворительных организаций в хозяйственные общества или товарищества (ст. 11).

Учредителями благотворительных организаций могут быть как юридические, так и физические лица, так же органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения.

Закон не устанавливает специальных процедур регистрации благотворительных организаций в отличие от других общественных объединений, как это было ранее. Порядок регистрации благотворительной организации очень просто, создается такая организация путем регистрации юридического лица (по месту жительства одного из учредителей).

Система Органов управления благотворительной организацией определяется учредителем и закрепляется в уставе. Органы управления занимаются следующими делами:

«-изменение устава благотворительной организации;

-образование исполнительных органов  благотворительной организации, ее  контрольно-ревизионных органов  и досрочное прекращение их  полномочий;

-утверждение благотворительных  программ;

-утверждение годового плана, бюджета  благотворительной организации и ее годового отчета;

-принятие решений о создании  коммерческих и некоммерческих  организаций, об участии в таких  организациях, открытии филиалов  и представительств;

-принятие решений о реорганизации  и ликвидации благотворительной  организации (за исключением благотворительного  фонда)».5

Важно отметить что ст.12 Закона, говорит о том, что организация имеет возможность осуществления деятельности благотворительной организацией, направленной на привлечение ресурсов, так же сохраняя возможность на получение доходов от внереализационных операций.

Закон так же подтверждает право благотворительной организации на осуществление предпринимательской деятельности. Такая деятельность может осуществляться только при достижении целей, ради которых организация создана.

Закон вводит понятие благотворительный грант, заменяя понятие иностранный грант, что говорит о том что теперь гранты (добровольные целевые пожертвования), могут предоставляться не только иностранными, но и российскими лицами.

Кроме того, Закон предусматривает новый источники формирования имущества – труд добровольцев.

Следует отметить, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а так же сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников,, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

По Закону, контроль за деятельностью благотворительной организации вправе осуществлять регистрирующий орган и налоговая инспекция.

Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

«-финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

-персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

-составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

-содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

-нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.»6

Такой ежегодный отчет предоставляется в регистрирующий орган в тот же строк что и годовой отчет о финансово – хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благовторительных оранизаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах7.

«Разуметься, контроль за деятельностью благотворительной организации осуществляют такие высшие руководящие и ревизионные органы самой организации. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел для некоммерческих фондов обязанность создавать специальные органы надзора, такие как попечительские Советы».8

Федеральный Закон так же предусматривает некоторые формы ответственности некоммерческой организации. В случае совершения организацией действий, противоречащих ее целям, а так же самому Федеральному Закону, орган, регистрирующий благотворительную организацию, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае невыполнения рекомендаций и неоднократных предложений в письменной форме, вынесенных благотворительной организации, она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст.61-63 ГК РФ9).

В итоге следует отметить, что в целом благотворительная деятельность в нашей стране жестко регламентируется действующим законодательством. Помимо прямого закона (ФЗ № 135 – «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), можно отметить что непосредственное отношение к благотворительной деятельности имеют и другие Федеральные законы, и кодексы Российской федерации. Каждый из отдельных документов охватывает конкретную часть вопроса, налоговый кодекс отвечает за налоговые обязательства благотворительной деятельности, Гражданский кодекс за организацию и ликвидацию юридического лица. Так же предусматривается ответственность за правонарушения благотворителями и благотворительными организациями.

 

 

Дополнения: 

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Статья 582. Пожертвования

1. Пожертвованием признается дарение  вещи или права в общеполезных  целях. Пожертвования могут делаться  гражданам, лечебным, воспитательным  учреждениям, учреждениям социальной  защиты и другим аналогичным  учреждениям, благотворительным, научным  и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям  культуры, общественным и религиозным  организациям, иным некоммерческим  организациям в соответствии  с законом, а также государству  и другим субъектам гражданского  права, указанным в статье 124 настоящего  Кодекса.

 

О пожертвованиях политической партии и ее региональным отделениям см. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ

2. На принятие пожертвования  не требуется чьего-либо разрешения  или согласия.

 

3. Пожертвование имущества гражданину  должно быть, а юридическим лицам  может быть обусловлено жертвователем  использованием этого имущества  по определенному назначению. При  отсутствии такого условия пожертвование  имущества гражданину считается  обычным дарением, а в остальных  случаях пожертвованное имущество  используется одаряемым в соответствии  с назначением имущества.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России