Ноу-хау как объект авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Цель реферата - изучение темы «Ноу-хау как объект авторского права» во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы.
Указанная цель определяет основные задачи реферата:
-дать определение и подчеркнуть признаки «ноу-хау»
-выделить объекты «ноу-хау»
-проанализировать законодательство РФ в области охраны «ноу-хау»
Объектом данной работы являются правоотношения в сфере авторского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НОУ-ХАУ..........4
1.1 Определение ноу-хау……………………………………………………..……..4
1.2 Признаки ноу-хау……………………………………………………………..…6
1.3 Ноу-хау и интеллектуальная собственность……………………………..……9
Глава 2. ОБЪЕКТЫ НОУ-ХАУ………………………………………………....…13
2.1 Цель и практика применения ноу-хау………………………………...…........13
2.2 Классификация ноу-хау с точки зрения международного права…………...13
2.2.1Технические ноу-хау…..………………………………………………….......14
2.2.2 Экономические ноу-хау…………….……………………………………......14
2.2.3 Управленческие ноу-хау…………………….…………………………….....15
2.2.4 Правовые ноу-хау………………………….……………………………........15
Заключение………………………………………………………….…………..….16
Библиографический список…………………………………………………….….18

Вложенные файлы: 1 файл

рефгп.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский  университет – Высшая школа экономики

Факультет права

Кафедра гражданского права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По теме:

«Ноу-хау как объект авторского права»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 356

Дмитриев Р.Р.

Проверила:

старший преподаватель, Матвеева М.В.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НОУ-ХАУ..........4

1.1 Определение ноу-хау……………………………………………………..……..4

1.2 Признаки ноу-хау……………………………………………………………..…6

1.3 Ноу-хау и интеллектуальная  собственность……………………………..……9

Глава 2. ОБЪЕКТЫ НОУ-ХАУ………………………………………………....…13

2.1 Цель и практика применения  ноу-хау………………………………...…........13

2.2 Классификация ноу-хау  с точки зрения международного  права…………...13

2.2.1Технические ноу-хау…..………………………………………………….......14

2.2.2 Экономические ноу-хау…………….……………………………………......14

2.2.3 Управленческие ноу-хау…………………….…………………………….....15

2.2.4 Правовые ноу-хау………………………….……………………………........15

Заключение………………………………………………………….…………..….16

Библиографический список…………………………………………………….….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Формирование рынка научно-технической  продукции, в основе которой всегда лежат новые знания как результат  интеллектуальной деятельности человека, требует внимательного отношения  к вопросам защиты имущественных  прав в отношении таких достижений и умелого использования предоставляемых  законодательством различных форм охраны этих прав.

Ноу-хау или служебная  и коммерческая тайна - это информация, в отношении которой установлен особый режим охраны. В отличие  от монопольного права на использование, например, запатентованного изобретения, в отношении ноу-хау закон охраняет право владельца на защиту его  имущественных интересов в случае незаконного способа получения  или разглашения этой информации третьими лицами. Условия таких гарантий со стороны закона - неизвестность  этой информации, а также принятие  надлежащих мер по сохранению ее в  тайне со стороны владельца.

Тема реферата «Ноу-хау как объект авторского права» является актуальной, так как эффективность и прогрессивное развитие гражданских правоотношений зависят от нормотворчества государства в сфере защиты прав ноу-хау.

Цель реферата - изучение темы «Ноу-хау как объект авторского права» во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы.

Указанная цель определяет основные задачи реферата:

-дать определение и  подчеркнуть признаки «ноу-хау»

-выделить объекты «ноу-хау»

-проанализировать законодательство  РФ в области охраны «ноу-хау»

Объектом данной работы являются правоотношения в сфере авторского права.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НОУ-ХАУ

1.1. Определение  ноу-хау 

Термин "ноу-хау" (know how) впервые был использован в договорной практике между компаниями Великобритании и США. Первоначально под ноу-хау понимали информацию, специально опущенную заявителем в описании изобретения, и придавали смысл - "знать, как применять патент".  временем термин ноу-хау утратил свое первоначальное значение и стал пониматься буквально - "знать, как сделать"1. Этому способствовало  и то, что ноу-хау стало самостоятельным объектом сделок, в том числе, не связанных с запатентованными изобретениями.

Существуют различные  определения ноу-хау. В частности, известный специалист в этой области - немецкий юрист Г. Штумпф, отмечая большое разнообразие и не выделяя единственно правильного, определяет ноухау как, "...техническое, коммерческое и производственно-экономическое знание и опыт, использование которых покупателем ноу-хау позволяет и дает ему возможность произвести и реализовать предмет по соглашению, а также осуществлять другую производственную деятельность, как, например, организацию и управление производство м"2.

Для отечественных разработчиков  более известным было определение, данное в "Инструкции о порядке работы по продаже лицензий и оказанию услуг типа "инжиниринг", где под ноу-хау понимаются:

"...не являющиеся общеизвестными  и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности:

• различного рода технические  знания и опыт, не имеющие правовой охраны за рубежом, включая методы, способы и навыки, необходимые  для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов или изделий, научноисследовательских, опытно-конструкторских, пусконаладочных и тому подобных работ; разработки и использования технологических процессов; составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и  т.п., методы и способы лечения, поиска и добычи полезных ископаемых;

• знания и опыт административного, экономического, финансового и иного  порядка"3.

В отечественном законодательстве первое нормативное определение ноу-хау и условия его охраны были даны в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (далее - Основы) следующим образом:

"Обладатель технической,  организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования третьими лицами при условии, что:

1) эта информация имеет  действительную или потенциальную  ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам; 

2) к этой информации  нет свободного доступа на  законном основании; 

3) обладатель информации  принимает надлежащие меры к  охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ограничивается временем действия названных условий. Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано  возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую  информацию, вправе использовать ее без  каких бы то ни было ограничений"4.

Таким образом, в данной статье:

• зафиксировано определение  объекта ноу-хау как технической,

организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства;

• перечислены три условия  в отношении этой информации, наличие  которых необходимо для того, чтобы  ее обладатель имел право на защиту от незаконного использования - "ценность в силу неизвестности третьим лицам", "отсутствие свободного доступа " и "сохранение в тайне";

• определен срок охраны - неограниченно во времени;

• зафиксирована обязанность  лица, неправомерно использующего 

ноу-хау, возместить убытки, причиненные обладателю ноу-хау;

• гарантировано право  использовать ноу-хау лицу, самостоятельно и 

добросовестно получившему такую информацию.

Принципиально новым по сравнению с известными определениями ноу-хау в данном случае является не  определение предметного характера информации, а установление особого вида гражданских прав - права на сохранении в тайне коммерчески ценной информации и права на защиту от незаконного ее использования третьими лицами.

В настоящее время эти права  закреплены в статье 1465 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых  для успешного ведения дела в  какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами5.

1.2 Признаки ноу-хау

Анализируя оба определения, можно сформулировать признаки, характеризующие  ноу-хау с предметной и правовой сторон.

1. Ноу-хау не относится  к государственным секретам. Закон РФ "О государственной тайне" ограничивает объем сведений, которые, составляют государственную тайну и не могут рассматриваться как служебная и коммерческая тайны. После рассекречивания такой информации применительно к ней могут  возникать уже гражданские правоотношения, в том числе и право на сохранение ее в тайне в качестве ноу-хау и, соответственно, право на возмещение причиненных убытков, связанных с незаконным получением и разглашением этой информации третьими лицами6. Однако одновременно говорить об информации как о государственной тайне и как о ноу-хау неправомерно.

2. К ноу-хау не относятся  устав и другие учредительные  документы предприятия, сведения, представляемые по формам отчетности  о финансово-хозяйственной деятельности, и иные сведения, определенные постановлением Правительства РСФСР от 5.12.1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" [6]

3. Под ноу-хау, помимо  научно-технических решений, понимают  также знания нетехнического  характера, которые ранее в  рамках существовавших правовых  возможностей не охранялись. С  этой точки зрения объектами  ноу-хау могут являться, например, методы рациональной организации  производства, в частности, графики  профилактического ремонта оборудования, осуществляемого без остановки  производства, результаты изучения  конъюнктуры рынка, обзоры  литературы, из которых можно получить  информацию о технических и  потребительских характеристиках  конкурирующих товаров, и т.  п. 

4. Для ноу-хау, имеющего  научно-технический характер, не  имеет значения его уровень.  Это могут быть как простейшие  технические решения, так и  решения, на которые их владелец  мог бы получить патент на  изобретение, но предпочел   сохранить это решение в тайне. 

5. Для того чтобы использовать  ноу-хау, зачастую необходимо  обладать специальными знаниями, т. е. быть специалистом в  соответствующей области науки  и техники. Ноу-хау не может  быть прямо заимствовано из  доступных источников, оно является результатом творческой работы, которую приходится делать в процессе подготовки и организации производства, изготовления и коммерческой реализации продукции. Ноу-хау можно определить как сплав знаний и опыта.

6. Ноу-хау связано непосредственно  с производством любого рода. Большинство специалистов склоняется  к тому, что к техническим ноу-хау  можно относить только те решения,  которые могут быть уже сегодня  осуществлены промышленным путем.  Это вполне логично, если вспомнить,  что само понятие "ноу-хау"  связывают, прежде всего, с  "...ценностью в силу неизвестности  другим". Действительно, о "ценности" можно говорить, когда эти знания  и опыт непосредственно используются. В то же время, нельзя не  отметить справедливость более  широкого толкования, когда к  ноу-хау относят новые знания, использование которых требует  некоторого времени  и дополнительных  творческих усилий, т. е. они  имеют "потенциальную" коммерческую  ценность. Понятно, что в этом  нет серьезного противоречия, поскольку  действительную пользу от потенциальной разделяет только время.

7. Ноу-хау не защищаются  патентами в стране, где оно  создано, или в других странах.  В противном случае, в силу  обязательного опубликования заявочных  материалов, патентных  описаний, эта информация становится общедоступной  и перестает быть ноу-хау по  определению. Если ноу-хау становится  общедоступным, то оно теряет  коммерческую ценность для ее  прежнего владельца, так как  исчезает преимущество, определенное  неизвестностью этих знаний для  других.

8. Ноу-хау является секретом  производства, что предполагает  конфиденциальный режим его использования.  Охрана ноу-хау  со стороны  владельца заключается в принятии  целого ряда мер, помогающих  сохранить его в тайне, а  со стороны государства - в  предоставлении владельцу ноу-хау  права на защиту его имущественных  интересов, выраженное в праве  на возмещение убытков, причиненных  несанкционированным получением  или разглашением ноу-хау. 

9. Признаком ноу-хау является "отсутствие свободного доступа  на  законном основании" к  информации, составляющей ноу-хау.  Под этим понимается: отсутствие  какого-либо обнародования сведений  в любых источниках (или средствах)  информации; отсутствие свободного  доступа на предприятие, к технологическому  оборудованию, использующему ноу-хау,  или непосредственно к информации, составляющей ноу-хау; невозможность  без дополнительных творческих  усилий понять ноу-хау по результатам  его применения, например, технологии  изготовления по товару7.

Информация о работе Ноу-хау как объект авторского права