Ноу-хау как объект авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Цель реферата - изучение темы «Ноу-хау как объект авторского права» во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы.
Указанная цель определяет основные задачи реферата:
-дать определение и подчеркнуть признаки «ноу-хау»
-выделить объекты «ноу-хау»
-проанализировать законодательство РФ в области охраны «ноу-хау»
Объектом данной работы являются правоотношения в сфере авторского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НОУ-ХАУ..........4
1.1 Определение ноу-хау……………………………………………………..……..4
1.2 Признаки ноу-хау……………………………………………………………..…6
1.3 Ноу-хау и интеллектуальная собственность……………………………..……9
Глава 2. ОБЪЕКТЫ НОУ-ХАУ………………………………………………....…13
2.1 Цель и практика применения ноу-хау………………………………...…........13
2.2 Классификация ноу-хау с точки зрения международного права…………...13
2.2.1Технические ноу-хау…..………………………………………………….......14
2.2.2 Экономические ноу-хау…………….……………………………………......14
2.2.3 Управленческие ноу-хау…………………….…………………………….....15
2.2.4 Правовые ноу-хау………………………….……………………………........15
Заключение………………………………………………………….…………..….16
Библиографический список…………………………………………………….….18

Вложенные файлы: 1 файл

рефгп.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

1.3 Ноу-хау и интеллектуальная собственность

Если большое количество синонимов для ноу-хау, определяющих его как объект, не создает в  конечном итоге серьезных проблем  на практике, то без четкого соотнесения  между собой понятий "ноу-хау" и "интеллектуальная собственность" обойтись невозможно.

Понятие интеллектуальной собственности, как особого вида гражданских прав, также является новым для российского законодательства. Интеллектуальная собственность, согласно ГК РФ, это исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, в частности на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другие определенные законодательством объекты интеллектуальной собственности8. К числу объектов интеллектуальной собственности (исключительного права) относят и так называемые "средства индивидуализации" юридического лица, товаров и услуг (товарные знаки и т .п.), о которых в контексте данной работы мы говорить не будем. В зависимости от механизма возникновения прав существуют два основных правовых института, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, - патентное право и авторское право.  Не анализируя далее эти вопросы, что не является предметом настоящей работы, отметим главное. Во-первых, сутью исключительного права является монополия на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, при которой запрещается их использование третьими лицами без разрешения правообладателя, а во-вторых, эта монополия обычно предоставляется при условии (взамен!) раскрытия сущности, обнародования таких результатов интеллектуальной деятельности.

В этом смысле, в отношении  ноу-хау никакой охраняемой законом  монополии не предоставляется (каждый, кто добросовестно получает такие  знания, имеет право их использовать), а само ноу-хау должно держаться  в секрете, в противном случае владелец теряет право на защиту своих  имущественных интересов.

Очевидно, принципиальное различие содержания права интеллектуальной собственности и прав на ноу-хау:

• право в отношении объектов интеллектуальной собственности - есть охраняемая законом монополия на их использование. Преимущество правообладателя связано с тем, что без его разрешения никто не имеет права использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности, сущность которого, как правило, раскрыта обществу;

• право в отношении  ноу-хау - есть право на защиту имущественных интересов в случае незаконного получения и разглашения ноу-хау. В данном случае преимущество владельца выражено в фактической монополии на использование неизвестных обществу знаний. Действительно, нельзя признавать право "исключительным", если не запрещается использование независимо созданного такого же ноу-хау9.

Право на ноу-хау заметно  отличается от исключительного права (интеллектуальной собственности) и  по другим признакам. 

В частности, для него нет  территориальных ограничений, в  то время как для возникновения  исключительных прав, например, получения  патентов на изобретение в разных странах, необходимо подать заявки в  патентные ведомства этих стран, получить соответствующие решения  о патентоспособности заявленного изобретения и далее - патенты, которые будут действовать только в пределах этих стран.

Раскрытие ноу-хау приводит к фактической утрате преимущества, которое было у его владельца, тогда как раскрытие обществу сведений об объектах интеллектуальной собственности является, как правило, обязательным элементом процедуры  признания исключительного права.

Права на ноу-хау охраняются до тех пор, пока оно не раскрыто, т. е. это право не имеет установленного срока охраны. В противоположность этому для объектов интеллектуальной собственности законом всегда устанавливается срок правовой охраны, по истечении которого их можно свободно использовать. Например, для изобретений в большинстве стран установлен 20-летний, считая с даты подачи заявки, срок действия патента, который не может быть продлен.

Интеллектуальная собственность  и права, относящиеся к ноу-хау (служебной и коммерческой тайны), с одной стороны, это взаимоисключающие  понятия в том смысле, что в  отношении одной и той же информации (знаний) в определенный момент времени  может быть либо одна, либо другая форма  охраны. С другой стороны, и это  не менее важно, они взаимно дополняют  друг друга, компенсируя определенные ограничения и недостатки той  или иной формы охраны прав, и  в целом предоставляют возможность  для более эффективной защиты результатов интеллектуальной деятельности  и бизнеса.

Параллельно с таким, достаточно категоричным, разделением понятий "интеллектуальная собственность" и "ноу-хау" можно встретить  как в литературе, так и на практике включение ноу-хау в число объектов интеллектуальной собственности, чему, следует признать, есть достаточно оснований10.

Прежде всего, ноу-хау, как  и изобретения, и многие другие объекты  интеллектуальной собственности, является новой информацией, чаще всего, в  технической области знаний. Более того, новое изобретение до тех пор, пока оно не опубликовано в виде заявки или патентного описания, или не раскрыто иным образом владельцем, является по существу ноу-хау.

Во-вторых, определение интеллектуальной собственности, используемое Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), включает в эти права и право на защиту от недобросовестной конкуренции, одной из форм которой является незаконное получение и разглашение ноу-хау (коммерческой тайны). С этой точки зрения права, относящиеся к ноу-хау, включены в понятие интеллектуальной собственности.

В данном случае ВОИС осознанно  идет по пути объединения различных  форм охраны, чтобы ориентировать  национальные законодательства на обеспечение  максимально возможной охраны прав разработчиков, производителей и потребителей товаров.

Не оспаривая полезность для развития цивилизованных отношений  в сфере науки и производства указанной позиции отнесения  ноу-хау к объектам интеллектуальной собственности, тем не менее, считаем, что на практике всегда следует делать четкое разграничение между двумя  упомянутыми формами защиты прав. Это определит действия, которые  следует предпринимать для приобретения соответствующих прав, их защиты и  коммерческой реализации11.

 

 

 

Глава 2. ОБЪЕКТЫ НОУ-ХАУ

2.1 Цель и практика  применения ноу-хау

Как следует из определения  ноу-хау, его предметное содержание может быть самым различным. В качестве объектов ноу-хау могут быть разные по своему содержанию знания и опыт, в том числе технические (конструкторские, технологические, производственные, математические), экономические (финансовые, коммерческие, рекламные, сбытовые), управленческие, правовые.

Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

В соответствии с международным  законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.

Часто договор о передаче ноу-хау  называют беспатентной лицензией, по которой  передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим  свойством ноу-хау является его  неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.

2.2 Классификация  ноу-хау с точки зрения международного  права

2.2.1 Технические ноу-хау

Сведения, относящиеся к  техническим ноу-хау, как правило, содержат информацию о результатах  научных исследованиях, новых технологических  процессах, продуктах, методах измерения  и т. п., и, в частности, содержаться:

• в заявках на выдачу патента, которые находятся в  стадии оформления или по которым  не было публикаций; • научных отчетах; • конструкторских чертежах; •  лабораторных макетах  объектов новой  техники; • методиках проведения экспериментов; • протоколах испытаний; • перечнях проведенных научно-исследовательских  работ; • статистических расчетах; • данных о составе и характеристиках  материалов; • чертежах оборудования; • спецификации; • документации по изготовлению; • инструкциях  по настройке оборудования; • инструкциях по применению технических средств, технологий; • документации к компьютерным  программам, в том числе руководстве пользователя.

2.2.2 Экономические ноу-хау

Экономическое ноу-хау связано, как правило, с определенными  знаниями конъюнктуры рынка, опытом ведения коммерческих операций, сведениями о наиболее выгодных формах использования  денежных средств, операциях с ценными  бумагами, структуре цен на производимые товары и т. п. Источниками такой  информации являются:

• договоры с контрагентами; • картотеки клиентов и поставщиков; • данные финансово-бухгалтерской  отчетности (балансу); • данные об экономической  стороне организации производства; • схемы финансовых операций; •  информация о рынках  сбыта; •  сведения о тактике и времени  выхода на рынок; • сведения о размерах скидок, об условиях платежей, ценах; •  данные по методам рекламы; • методики обучения коммерческого персонала  предприятия; • бизнес-планы инвестиционных и коммерческих проектов; • аналитические прогнозные отчеты по развитию бизнеса.

2.2.3 Управленческие ноу-хау

Содержание управленческого  ноу-хау обычно заключается в  структуре и методах управления, позволяющих наладить эффективное  взаимодействие различных производственных и управленческих структур фирмы, в  решении кадровых вопросов.

Управленческое ноу-хау  представляют схемы управления производством, картотеки штатных сотрудников, сведения о наличии свободных  мест, заработной плате, соотношении  штатных сотрудников и совместителей  и т. п.

2.2.4 Правовые ноу-хау

Правовые ноу-хау обычно связаны с применением организационно правовых форм предпринимательской  деятельности, налогами, кадрами и  т. д..

Следует отметить, что в  качестве экономических, управленческих, правовых ноу-хау не может быть признана информация, которая в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства  РСФСР не может составлять коммерческую тайну и должна предоставляться  государственным контролирующим органам  по их запросам12.

Правовой режим ноу-хау (секрета  производства) в России задаётся главой 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)»Гражданского кодекса РФ и законом РФ «О коммерческой тайне».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 В 1991 году отечественное  законодательство в области охраны 

интеллектуальной собственности  предоставило возможность правовой охраны ноу-хау. В соответствии с "Основами гражданского законодательства Союза  ССР и республик", вступившими  в силу с января 1992 года, научно-технические  достижения могут охраняться как  ноу-хау, а владельцы ноу-хау имеют право на защиту от незаконного его  использования третьими лицами. Вступивший в действие с 1 января 1995 года новый Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепил эту норму, введя понятие "служебной и коммерческой тайны" как информации, которая может быть сохранена ее владельцем в тайне, и в отношении которой защищаются указанные права как право на возмещение убытков, причиненных незаконным получением и разглашением этой информации. Тем самым, законодательно закреплен один из важных принципов свободного предпринимательства - право на коммерческую тайну.

Особенности ноу-хау как  информации (знаний), ценность которой  заключается в том, что она  неизвестна другим лицам, выделяют этот объект среди других результатов  интеллектуальной деятельности - объектов промышленной собственности и объектов авторского права, и определяют форму  защиты  ноу-хау, которая заключается  в сохранении втайне этой информации.

Информация о работе Ноу-хау как объект авторского права