Обеспечение коммерческой тайны в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе показывается, что характеристика механизмов правового регулирования обращения коммерческой тайны и охраны ее конфиденциальности требует учета влияния базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления такого рода информации и урегулирования отношений по поводу ее использования и охраны. Наличие государственных (публичных) и частных интересов в экономических отношениях объективно обусловливает существование двух различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно отражающей интересы собственников в гражданском обороте.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная работа. тема №26.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой  организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

В данной работе показывается, что характеристика механизмов правового  регулирования обращения коммерческой тайны и охраны ее конфиденциальности требует учета влияния базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс  появления такого рода информации и  урегулирования отношений по поводу ее использования и охраны. Наличие  государственных (публичных) и частных  интересов в экономических отношениях объективно обусловливает существование  двух различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно  отражающей интересы собственников  в гражданском обороте.

Актуальность исследования обосновывается, тем что, учитывая высокие  темпы развития информатизации, значительно  возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным  использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.

Целью настоящего исследования являлась разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма  правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического  обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны  в торговом обороте.

Задачи:

  1. Изучить понятия и признаки коммерческой тайны.
  2. Рассмотреть и понять роль и значение коммерческой тайны в предпринимательской деятельности.
  3. Рассмотреть каналы утечки конфиденциальной информации.

 

 

 

  1. Понятие и признаки коммерческой тайны.

Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам, к ней нет  свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности.

Признаки коммерческой тайны:

1) ее предметом являются  сведения, связанные с коммерческой  и хозяйственной деятельностью  предприятия (производственная и  технологическая информация, информация  об управлении, финансах и другая  информация о деятельности предприятия);

2) эта информация –  собственность организации;

3) она имеет действительную  или потенциальную коммерческую  ценность в силу неизвестности  третьим лицам;

4) информацию ограниченного  доступа (она не может быть  свободно получена любым заинтересованным  лицом);

5) собственник информации  принимает меры к защите ее  конфиденциальности.

Информация, которая не может  составлять коммерческую тайну:

1) учредительные документы  (решение о создании предприятия  или договор учредителей) и  устав;

2) документы, дающие право  заниматься предпринимательской  деятельностью (свидетельства о  государственной регистрации индивидуальных  предпринимателей, лицензии, патенты);

3) сведения по отчетности  о финансово-хозяйственной деятельности  и иные сведения;

4) документы о платежеспособности;

5) сведения о численности,  составе работающих, их заработной  плате и условиях труда, а  также о наличии свободных  рабочих мест;

6) документы об уплате  налогов и обязательных платежах;

7) сведения о загрязнении  окружающей среды, нарушении антимонопольного  законодательства, несоблюдении безопасных  условий труда, реализации продукции,  причиняющей вред здоровью населения,  а также других нарушениях  законодательства и размерах  причиненного при этом ущерба;

8) сведения об участии  должностных лиц в кооперативах, малых предприятиях, товариществах,  акционерных обществах, объединениях  и других организациях, занимающихся  предпринимательской деятельностью.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные  убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору и вопреки гражданско-правовому договору, в этом случае возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность  за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. Собирание сведений, составляющих коммерческую тайну путем похищения документов, подкупа или угроз, незаконные разглашение или использование этих сведений без согласия их владельца наказываются штрафом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на различные сроки. В случае наступления тяжких последствий совершенное деяние наказывается лишением свободы.

  1. Коммерческая тайна и меры по ее охране. Роль и значение коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Каналы утечки конфиденциальной информации.

Каждый предприниматель, бизнес которого развивается успешно, хотел бы, чтобы такое положение  сохранялось максимально долго, и поток прибыли не иссякал. Однако конкуренция есть конкуренция, и  интересы других участников рынка начинают работать против бизнесмена. Успешность приводит к появлению завистников  и подражателей. Многие другие лица, в числе которых собственные  работники, конкуренты, начинающие предприниматели, также хотели бы организовать аналогичный бизнес (по образу и подобию существующего) и извлекать с его помощью большие доходы.

 Но зачастую существенным  препятствием для прямого копирования  чужого бизнеса являются конфиденциальные (секретные) сведения, лежащие в  основе данной коммерческой деятельности. Без этих сведений не складывается  законченная мозаика бизнеса,  в ней образуются обширные  незаполненные фрагменты и прорехи,  через которые утекает прибыль  и клиентура. Подобно тому, как  математические уравнения нельзя  решить без знания определенного  числа неизвестных величин, так  и в предпринимательском деле нельзя скопировать чью-либо предпринимательскую деятельность без всей полноты коммерческих данных.

Таким образом, сердцевиной многих видов и форм предпринимательской деятельности является коммерческая тайна, то есть те сведения, которые открывают дорогу к копированию бизнеса, его воспроизводству в различных интерпретациях легальными и нелегальными способами. В более точной формулировке коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Принято считать, что коммерческая тайна и защита служебной информации важна только в наукоемких производствах  и в высоких технологиях (в  фармацевтике, био- и нанотехнологиях, микроэлектронике и т.п.). Такое представление слишком узко и не отражает всех реалий предпринимательской деятельности. На самом деле коммерческая тайна лежит в основе огромного числа компаний и индивидуальных предпринимателей (см. рис.1).

Краткосрочная коммерческая тайна

Поставщики коммерческой информации

Срок существования коммерческой тайны 20-30 минут

СМИ- газеты, журналы (циклическое воспроизводство коммерческой тайны)

Срок существования коммерческой тайны от 1 дня до 1 мес.

Среднесрочная коммерческая тайна

Технологии в сфере  микроэлектроники, фармацевтики, биологии, Интернет- технологиях и др.

Срок существования коммерческой тайны 0,5- 3 года.

Долгосрочная коммерческая тайна

Рецептуры, составы, изобретения  в пищевой промышленности, машиностроении и проч.

Срок существования коммерческой тайны свыше 5 лет.


 

Рис.1. Условные сроки существования  коммерческой тайны в различных  отраслях бизнеса.

В одних отраслях коммерческая тайна устаревает уже через 20 минут (как, например, в компьютерных сетях  поставщиков коммерческой информации типа Bloomberg), в других компьютерная тайна «живет» от нескольких дней до нескольких недель (как, например, в печатных СМИ, когда конфиденциальная информация циклически раскрывается в виде авторских публикаций). И, наконец, достаточно длительные периоды сохранения коммерческой тайны (свыше 5 лет) характерны для отраслей пищевой промышленности, в машиностроении, авиастроении и некоторых других отраслях.

Следует также отметить, что практически вся сфера  сервиса и промышленности, изготавливающей  продукцию с высокой добавленной  стоимостью, полностью или частично основывается на коммерческой тайне. В  разряд закрытой информации попадают базы данных, сведения о клиентах и  технологиях, организационные и  управленческие схемы, обучающие методики, составы и рецептуры продуктов, способы контроля качества и многое другое. Всякая небрежность, халатность или умысел приводят к разглашению коммерческой тайны, в результате чего владельцы бизнеса получают дополнительных конкурентов, падение спроса и цен. Да и само существование оригинального бизнеса ставится под вопрос.

Носителем коммерческой тайны  о предприятии или индивидуальном предпринимателе является государство  в лице его финансовых и налоговых  органов. Как и любой другой субъект  рынка – как предприятие, так  и его работники, уплачивают в  бюджеты всех уровней налоги. По величине уплаченных налогов можно  судить о суммах доходов предприятия  и его персонала. Чем выше величина выплаченных налогов, тем успешнее деятельность предприятия или отдельно взятого предпринимателя. Эта очевидная  взаимосвязь служит сигнальной информацией  для криминальных элементов всех видов – вымогателей, мошенников, шантажистов, грабителей. Таким образом, разглашение налоговой тайны  может быть чревато для предпринимателей и членов их семей криминальным давлением  и даже физической расправой.

В этой связи следует отметить и значимость сохранения банковской тайны. Практически все современные  предприятия и отдельные предприниматели  пользуются услугами коммерческих банков – имеют в них расчетные  и депозитные счета, осуществляют безналичные  платежи, расчеты с партнерами и  клиентами, проводят валютные операции. Иными словами, сотрудники банка  знают все или почти все  о текущем финансовом состоянии  того или иного предприятия, являющегося  клиентом банка. Утечка конфиденциальной информации об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия может стать источником неприятностей для бизнеса. В случае ухудшения занервничают кредиторы и партнеры предприятия, которые своими поспешными действиями могут окончательно подорвать бизнес. А улучшение финансовой базы бизнеса вызывает повышенный интерес к нему со стороны конкурентов, криминала и проверяющих инстанций.

Существенным каналом  утечки конфиденциальной информации является собственный персонал фирмы. Ознакомившись с «внутренней кухней» предприятия, механизмами взаимодействия с поставщиками и клиентами, технологиями работы и принятия решений, сотрудники предприятия (чаще всего это менеджеры и соучредители фирмы) увольняются и организуют по аналогии с существующим свой собственный бизнес, который, по сути дела, является копией существующего.

Имеется и еще один аспект, связанный с поддержанием режима коммерческой тайны в предпринимательском  деле. Этот аспект касается как недобросовестной конкуренции в целом, так и  промышленного шпионажа в частности. Чужие технологические секреты  всегда вызывают повышенный интерес  со стороны прочих участников рынка  и даже иностранных государств. И  это вполне понятно. Раскрыв коммерческую тайну конкурирующих фирм, можно  сэкономить значительные финансовые ресурсы  и время, принять превентивные меры и сыграть на опережение. Высокая ценность такого рода информации заставляет предпринимателей обращаться к услугам частных детективных агентств и собственных служб безопасности. Незримая борьба на этом фронте продолжается безостановочно. О том, как она осуществляется, мы поговорим ниже, при анализе методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа.

Рассмотрение общих вопросов, связанных с коммерческой тайной, позволяет сделать вывод о  значительной, часто решающей роли конфиденциальной информации для деятельности индивидуального предпринимателя  или фирмы. Более того, от надежности сохранения коммерческой тайны часто  зависит не только судьба предприятия, но и безопасность, и благополучие организаторов бизнеса, а также  членов их семей. Высокая значимость коммерческой тайны для успешной работы на рынке заставляет предпринимателей уделять вопросам информационной безопасности бизнеса самое пристальное внимание.

Информация о работе Обеспечение коммерческой тайны в торговом обороте