Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:20, контрольная работа
В данной работе показывается, что характеристика механизмов правового регулирования обращения коммерческой тайны и охраны ее конфиденциальности требует учета влияния базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления такого рода информации и урегулирования отношений по поводу ее использования и охраны. Наличие государственных (публичных) и частных интересов в экономических отношениях объективно обусловливает существование двух различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно отражающей интересы собственников в гражданском обороте.
Введение
Рыночная экономика неразрывно
связана с конкурентными
В данной работе показывается,
что характеристика механизмов правового
регулирования обращения
Актуальность исследования обосновывается, тем что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.
Целью настоящего исследования
являлась разработка научно обоснованных
положений, выводов и рекомендаций,
направленных на изучение механизма
правового регулирования
Задачи:
Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Признаки коммерческой тайны:
1) ее предметом являются
сведения, связанные с коммерческой
и хозяйственной деятельностью
предприятия (производственная
2) эта информация – собственность организации;
3) она имеет действительную
или потенциальную
4) информацию ограниченного
доступа (она не может быть
свободно получена любым
5) собственник информации принимает меры к защите ее конфиденциальности.
Информация, которая не может составлять коммерческую тайну:
1) учредительные документы
(решение о создании
2) документы, дающие право
заниматься
3) сведения по отчетности
о финансово-хозяйственной
4) документы о
5) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
6) документы об уплате
налогов и обязательных
7) сведения о загрязнении
окружающей среды, нарушении
8) сведения об участии
должностных лиц в
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору и вопреки гражданско-правовому договору, в этом случае возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба.
Уголовное законодательство
предусматривает
Каждый предприниматель, бизнес которого развивается успешно, хотел бы, чтобы такое положение сохранялось максимально долго, и поток прибыли не иссякал. Однако конкуренция есть конкуренция, и интересы других участников рынка начинают работать против бизнесмена. Успешность приводит к появлению завистников и подражателей. Многие другие лица, в числе которых собственные работники, конкуренты, начинающие предприниматели, также хотели бы организовать аналогичный бизнес (по образу и подобию существующего) и извлекать с его помощью большие доходы.
Но зачастую существенным
препятствием для прямого
Таким образом, сердцевиной многих видов и форм предпринимательской деятельности является коммерческая тайна, то есть те сведения, которые открывают дорогу к копированию бизнеса, его воспроизводству в различных интерпретациях легальными и нелегальными способами. В более точной формулировке коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Принято считать, что коммерческая тайна и защита служебной информации важна только в наукоемких производствах и в высоких технологиях (в фармацевтике, био- и нанотехнологиях, микроэлектронике и т.п.). Такое представление слишком узко и не отражает всех реалий предпринимательской деятельности. На самом деле коммерческая тайна лежит в основе огромного числа компаний и индивидуальных предпринимателей (см. рис.1).
Краткосрочная коммерческая тайна |
Поставщики коммерческой информации |
Срок существования |
СМИ- газеты, журналы (циклическое воспроизводство коммерческой тайны) |
Срок существования | |
Среднесрочная коммерческая тайна |
Технологии в сфере микроэлектроники, фармацевтики, биологии, Интернет- технологиях и др. |
Срок существования |
Долгосрочная коммерческая тайна |
Рецептуры, составы, изобретения в пищевой промышленности, машиностроении и проч. |
Срок существования |
Рис.1. Условные сроки существования коммерческой тайны в различных отраслях бизнеса.
В одних отраслях коммерческая тайна устаревает уже через 20 минут (как, например, в компьютерных сетях поставщиков коммерческой информации типа Bloomberg), в других компьютерная тайна «живет» от нескольких дней до нескольких недель (как, например, в печатных СМИ, когда конфиденциальная информация циклически раскрывается в виде авторских публикаций). И, наконец, достаточно длительные периоды сохранения коммерческой тайны (свыше 5 лет) характерны для отраслей пищевой промышленности, в машиностроении, авиастроении и некоторых других отраслях.
Следует также отметить,
что практически вся сфера
сервиса и промышленности, изготавливающей
продукцию с высокой
Носителем коммерческой тайны
о предприятии или
В этой связи следует отметить
и значимость сохранения банковской
тайны. Практически все современные
предприятия и отдельные
Существенным каналом утечки конфиденциальной информации является собственный персонал фирмы. Ознакомившись с «внутренней кухней» предприятия, механизмами взаимодействия с поставщиками и клиентами, технологиями работы и принятия решений, сотрудники предприятия (чаще всего это менеджеры и соучредители фирмы) увольняются и организуют по аналогии с существующим свой собственный бизнес, который, по сути дела, является копией существующего.
Имеется и еще один аспект, связанный с поддержанием режима коммерческой тайны в предпринимательском деле. Этот аспект касается как недобросовестной конкуренции в целом, так и промышленного шпионажа в частности. Чужие технологические секреты всегда вызывают повышенный интерес со стороны прочих участников рынка и даже иностранных государств. И это вполне понятно. Раскрыв коммерческую тайну конкурирующих фирм, можно сэкономить значительные финансовые ресурсы и время, принять превентивные меры и сыграть на опережение. Высокая ценность такого рода информации заставляет предпринимателей обращаться к услугам частных детективных агентств и собственных служб безопасности. Незримая борьба на этом фронте продолжается безостановочно. О том, как она осуществляется, мы поговорим ниже, при анализе методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа.
Рассмотрение общих вопросов,
связанных с коммерческой тайной,
позволяет сделать вывод о
значительной, часто решающей роли
конфиденциальной информации для деятельности
индивидуального
Информация о работе Обеспечение коммерческой тайны в торговом обороте