Обеспечение коммерческой тайны в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе показывается, что характеристика механизмов правового регулирования обращения коммерческой тайны и охраны ее конфиденциальности требует учета влияния базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления такого рода информации и урегулирования отношений по поводу ее использования и охраны. Наличие государственных (публичных) и частных интересов в экономических отношениях объективно обусловливает существование двух различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно отражающей интересы собственников в гражданском обороте.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная работа. тема №26.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение режима коммерческой тайны внутри предприятия. Выделение  секторов закрытой информации. Проблемы сохранения своих технологических  секретов жизненно важны для предприятий  разных отраслей и форм собственности. Сохранение коммерческой тайны в  неприкосновенности – одна из главных  предпосылок сохранения и успешного  развития бизнеса в будущем. Однако это – лишь общий посыл, рыночная аксиома, без конкретного наполнения организационно-управленческими мероприятиями, без заданных алгоритмов и планов действия. Остается невыясненной проблема – как обеспечить режим коммерческой тайны, и какова цена данного вопроса.

Необходимо отметить, что  универсальных решений, удовлетворявших  собственников любого бизнеса, не существует. Различия в технологиях, сферах деятельности, национальных законодательствах не позволяют создать единый механизм обеспечения экономической безопасности, пригодный для всех. В то же время  можно выделить ряд общих принципов, знание которых облегчает создание индивидуальных систем безопасности бизнеса  и обеспечения режима коммерческой тайны.

На первом этапе руководством фирмы или индивидуальным предпринимателем рассматривается вопрос о наиболее уязвимых, с точки зрения защиты коммерческой информации, секторов бизнеса. Такими секторами являются:

В сфере бизнеса высоких  технологий (high tech) – способы и рецептуры производимой продукции, добавки и ингредиенты, улучшающие качество изделий. Это могут быть программные продукты и методы обработки информации, компьютерные модели и средства автоматизации производственных процессов, устройства и приборы, работающие на новых принципах или неизвестных ранее эффектах;

В сфере сервиса, банковского  дела и страхования – базы данных, содержащие сведения о клиентах и  партнерах, их финансовом состоянии, активах, текущей и будущей платежеспособности. Не подлежат огласке данные о способах работы с клиентами, об устройстве и  принципах функционирования платежных  систем, паролях и кодах доступа  к счетам, способах кодирования и  шифрования коммерческой информации, маршрутах перемещения и хранения денежных средств;

В сфере традиционных производств  – системы охраны предприятий (расположения пунктов контроля, их технического оснащения, способов отключения систем сигнализации и блокировки), финансовая и маркетинговая информация, данные о переговорах и предполагаемых заказах, крупных покупках или продажах активов, сведения о зарплатах сотрудников, о величине премиальных выплат и  проч.

Вместе с секторами  возможной утечки конфиденциальной информации определяется и круг лиц, потенциально заинтересованных в получении  такого рода данных. Обычно в него входят:

- конкурирующие предприятия,  производящие аналогичные продукты  или товары-субституты;

- лица, планирующие открыть  собственный бизнес в данной  сфере или близкой к ней  по направленности и составу  клиентов;

- сотрудники фирмы, недовольные  своим служебным положением, уровнем  оплаты труда, вступившие в  конфликт с начальством. Знание  технологических секретов фирмы  может сделать этих сотрудников  весьма опасными врагами предприятия.  Предпринимательской практике известно  немало случаев, когда обиженные  или уволенные работники разрушали  бизнес своего прежнего работодателя  или приносили ему крупный  ущерб (так, например, уволенный  программист одного из крупнейших  российских автомобилестроительных  предприятий на несколько дней  парализовал конвейерное производство  путем изменений и порчи программного  продукта);

- представители спецслужб  и частных детективных агентств, желающие заработать на продаже  коммерческой тайны фирмы ее  конкурентам или иным заинтересованным  лицам;

- криминальные структуры.  Знание конфиденциальной информации  дает возможность преступникам  поставить предприятие под криминальный  контроль, осуществлять шантаж и  вымогательство в отношении руководства  фирмы и ее работников.

После прохождения этапов выделения секторов закрытой информации и определения круга лиц, заинтересованных в раскрытии коммерческой тайны, руководство предприятия переходит  к третьему этапу, связанному с ознакомлением  и разъяснением персоналу сути вводимых мероприятий.

Этот этап может показаться непосвященным людям малозначительным и необязательным. Однако это грубая ошибка, которая ведет к серьезным  негативным последствиям. Здесь имеется  несколько аспектов:

- во-первых, введение режима  секретности и ограничения доступа  к информации всегда чревато  домыслами, слухами и догадками. На этой почве взращиваются самые изощренные фантазии и подозрения, которые, в свою очередь, порождают недоверие и чувство разобщенности. Так, например, засекречивание информации о рецептурах и ингредиентах продукции рождает подозрение в использовании вредных, генетически модифицированных компонентах, которые подрывают здоровье и вызывают раковые заболевания. Засекречивание информации об уровне оплаты труда сотрудников порождает взаимное недоверие и даже враждебность;

- во-вторых, ограничение  информационной прозрачности, транспарантной фирмы, снижает уровень доверия к ней со стороны внешних инвесторов и потребителей. Засекречивание направлений научных исследований, новых конструкторских и технологических разработок, делает непонятными перспективы предприятия, а, стало быть, затрудняет его рыночную оценку. Кроме того, за режимом секретности могут скрываться налоговые и экологические нарушения, злоупотребления финансового характера;

- в-третьих, введение мер  безопасности удорожает процесс  производства, увеличивает себестоимость  выпускаемой продукции. В определенной  мере повышение уровня безопасности  бизнеса снижает конкурентоспособность  поставляемых на рынок изделий. Руководству фирмы следует разъяснить персоналу, что это мера вынужденная; отказ от соблюдения режима коммерческой тайны может обойтись предприятию гораздо дороже, чем оплата труда работников службы безопасности и закупка специального оборудования.

Помимо заявленных тем  и соответствующих разъяснений, руководители предприятия обращаются к персоналу с просьбой соблюдать  режим конфиденциальности там, где  это необходимо, с пониманием относиться к применяемым мерам безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается. Хотя информация вполне может считаться  результатом интеллектуальной деятельности, и по этому признаку вполне подпадает  под понятие объекта интеллектуальной собственности. Тем не менее, характер и содержание прав обладателя коммерческой тайны не позволяют сделать вывода о том, что они являются исключительными  правами (правами интеллектуальной собственности). Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права обладателя коммерческой тайны представляют собой  права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.

Охрана коммерческой тайны  не связана с какими-либо регистрационными процедурами или уплатой каких-либо пошлин, что делает использование  такой формы охраны ценной информации наиболее привлекательной и удобной  для лиц, которые по тем или  иным причинам не желают использовать другие способы предусмотренные  законодательством, связанные с  выполнением различных формальностей  и уплатой различных (порой весьма значительных) платежей.

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон от 29. 07. 2004г. №98- ФЗ «О коммерческой тайне».

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практ.). Ч. 1, 2, 3, 4. [Текст] / Под ред. Степанова С.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009

3. Гаврилов Э.П. «О коммерческой тайне»// Юридическая пресса.- 2004г.

4. Коммерческое (торговое) право: Учебник /Под ред. Ю.Е. Булатецкого  и В.А. Язева.- М.: ИД ФКБ- ПРЕСС, 2002.

 


Информация о работе Обеспечение коммерческой тайны в торговом обороте