Общество, политическая власть, государство, политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:24, доклад

Краткое описание

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей1. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д. Вопрос о типологии и классификации человеческих обществ является в науке предметом острых дискуссий.

Вложенные файлы: 1 файл

общество и государство.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  ОБЩЕСТВА.

.Общество

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей1. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д. Вопрос о типологии и классификации человеческих обществ является в науке предметом острых дискуссий.

Так, в советское время единственно  научной признавалась типология  на основе понятия "общественно-экономическая  формация". Под ней понимался  тип общества, включавший определенный способ (тип) производства, а также  обусловленные им институты власти и формы общественного сознания.

История человечества разделялась  на пять таких формаций:

1. первобытнообщинную,

2. рабовладельческую,

3. феодальную,

4. буржуазную,

5. социалистическую.

При этом первая из них была бесклассовой, не знавшей государства и права, а все последующие - классовые, государственно-организованные. Однако социалистическая формация рассматривалась  как первая фаза бесклассового коммунистического  общества, в котором государство  и право должны были отмереть.

Сегодня приведенная типологизация подвергается обоснованной критике. Во-первых, за европоцентризм, то есть за придание универсального мирового значения модели развития, отражающей лишь европейский опыт, а точнее - опыт отдельных регионов Европы. Дело в том, что рабовладельческое общество сложилось в древности лишь в Греции и Риме, а не в Европе в целом. Л.С. Васильев, например считает, что универсальные законы истории отражает не Европа, а Восток.

С другой стороны, о социалистической формации в ее марксистско-ленинском  истолковании сегодня приходится говорить уже в прошедшем времени. Жизнь  не подтвердила марксистского тезиса об отмирании классов, государства  и права. Поэтому с распадом СССР начались поиски альтернативы такой  классификации.

Вместо понятия общественно-экономической  формации за основу типологии общества, государства и права иногда предлагается брать понятие цивилизации, отражающее культурные аспекты их характеристики.

При таком подходе можно выделить три цивилизации:

европейскую (христианскую),

восточную (буддистскую, исламскую),

африканскую.

Отдельные авторы предлагают использовать при такой типологии оба эти  понятия. Однако при том и другом подходе также существует немало проблем. Они связаны с нечеткостью самого понятия "культура", а также с отсутствием общепризнанной концепции исторического процесса.

Другой такой основой могут  быть стадии развития производства, позволяющие  разделить общества на:

аграрные,

индустриальные,

постиндустриальные,

информационные.

Приведенные классификации, не исчерпывают  проблемы, а лишь отражают ее многогранность. Поэтому отметим лишь некоторые  закономерности исторического развития общества.

Это развитие шло от примитивных, архаичных  структур к постепенному их усложнению вследствие общественного разделения труда, совершенствования его орудий, развития культуры и т.д.

Как уже отмечалось, история человечества включает догосударственную эпоху и эпоху государственно-организованных обществ. В первую из них индивид не существует вне коллективной общности (рода, племени, общины). В эпоху государства он становится самостоятельным субъектом общественных отношений. При этом переход от одного состояния к другому занимает целую полосу истории. У народов, переживающих ее сегодня (Тропическая Африка, ряд стран Ближнего и Среднего Востока и т.д.), классовые институты по-прежнему сосуществуют с институтами родового либо раннеклассового общества. История государственно-организованного общества (по крайней мере, европейская) отражает движение от открытого закрепления неравенства и несвободы большинства членов общества к признанию их формального равенства и свободы, которое провозглашается лишь с победой буржуазного строя (XVII-XVIII в.в.).

В современном мире можно встретить  народы, представляющие практически  все известные типы человеческого  общества: от архаичных до наиболее развитых. Поэтому прежде чем рассматривать общество и государство в их соотношении, необходимо определиться, какая эпоха берется за "точку отсчета".

Определение власти

Власть есть необходимый атрибут  всякого общества. Ее можно определить как способность известных классов, социальных групп либо индивидов  проводить свою волю через некую  социальную среду, используя, при необходимости, принуждение.

Из данного определения следует, что власть есть, прежде всего, отношение  между субъектом, или носителем  власти и объектом, т.е. подвластным  либо подвластными. В содержании власти можно выделить социальные и технические аспекты.

Социальное содержание отражает волю субъектов власти, представляющих те или иные слои, классы, группы общества либо властвующих индивидов.

Технические аспекты власти, призваны обеспечить ее прямую и обратную связь  с "социальной средой". Это, прежде всего, способы доведения властных велений до сведения подвластных. Так, в Древнем Вавилоне Законы царя Хаммурапи  были выбиты на базальтовом столбе, установленном в центре города, чтобы  никто не мог ссылаться на их незнание. В современном обществе властные веления передаются с помощью  официальных вестников, средств  массовой информации и т.д.

Поскольку властные веления могут  осуществляться добровольно и "из-под  палки", то всякая власть должна обладать (технической) возможностью принудительного  осуществления своих велений. Поэтому  она включает средства и механизмы  осуществления принуждения, которое  может быть как физическим, так  и психическим. К примеру, всякое государство включает так называемые силовые структуры - армию, полицию, а также тюрьмы, лагеря и т.д. С  другой стороны, важным фактором непререкаемости  родового строя было восприятие ее как явления во многом таинственного  и сверхъестественного. В древних  системах права самым строгим  наказанием за правонарушение считалась  божественная кара после смерти.

Некоторые авторы отождествляют власть и господство, что не бесспорно. Власть предполагает подчинение (добровольное или принудительное) воли подвластного воле субъекта власти. Господство же помимо этого включает обладание условиями  существования подвластных. Поэтому управляющий банком лишь осуществляет власть, в то время как господином является собственник, хозяин.

Будучи атрибутом общества, власть изменяется вместе с изменением его  природы. С этой точки зрения, можно  выделить несколько разновидностей власти.

Власть родового общества. Будучи по природе общественной, она совпадает  с населением, т.е. с родовой или  племенной общностью. Родовое общество не делилось на группы с различными, тем более - противоположными интересами. Поэтому власть родовых старейшин  и племенных вождей выражала общую  волю, отражая интересы всех и каждого.

Другая особенность этой власти состояла в магической силе обычая, который явлшялся ее основой и формой выражения2. В представлениях первобытной эпохи обычай был также несотворим, как и окружающий мир. Он воплощал "мировой порядок", отражавший волю предков и племенных богов. Поэтому его нарушение рассматривалось как неуважение к предкам и могло вызвать гнев богов, выражавшийся в болезнях, несчастьях, стихийных бедствиях и т.д. В этих условиях субъекты власти не обладали реальным механизмом принуждения. Санкции к нарушителям применяла сама традиционная общность, которая при необходимости "выдавливала" их из своей среды.

Происхождение государства

Вопрос о причинах происхождения  государства, формах и стадиях этого  процесса является сложным и недостаточно изученным. Существует множество теорий происхождения государства, однако в советское время научной признавалась лишь марксистско-ленинская теория. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в условиях идеологического плюрализма "право на существование" имеет любая теория, а степень ее научности должна определяться посредством критики.

Из теорий происхождения государства  можно выделить:

теологическую,

теория насилия,

патриархальную,

теорию общественного договора,

классовую, или марксистско-ленинскую  и т.д.

Теологическая теория была продуктом  эпохи, через которую прошли все  народы, когда мир воспринимался  лишь сквозь призму религии. Отсюда и  государство рассматривается как  продукт божественной воли. Обычно в качестве представителей этой теории в учебниках приводят средневекового монаха Фому Аквинского и современного клерикального мыслителя Ж. Маритэна. Сюда же, к примеру, следует отнести многочисленных представителей исламской теологии. Марксистская критика данной теории, основанная на отождествлении религии с опиумом для народа, является явно односторонней и опровергается многими фактами истории, в том числе и новейшей.

Марксистская, или классовая теория государства исходит из того, что  государство возникает на развалинах родового строя в результате появления  частной собственности и раскола  общества на классы с непримиримыми  интересами. С помощью государства  экономически господствующий класс  становится и политически господствующим. Эта теория оказала большое влияние  на развитие науки о государстве  и праве. Однако научные данные, накопленные  за более чем столетний период с момента выхода классической работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", внесли в нее существенные коррективы. Так, они не подтверждают последовательность процесса общественного разделения труда, описанного Ф. Энгельсом. Современная наука считает рубежом, отделяющим догосударственную эпоху от государственно-организованного общества, неолитическую революцию. Она произошла 10 - 12 тыс. лет назад и состояла в переходе от экономики присваивающей, характерной для родового общества, к экономике производящей. Процесс становления государства, описанный Ф. Энгельсом, современная наука рассматривает лишь как один из возможных путей его становления, получивший название европейского пути. Наряду с ним выделяется так называемый восточный путь, который отражает значительно более ранние стадии этого процесса и не связан с расколом общества на классы. В его основе лежит обособление функций по управлению делами общины от самой общины. Справедливости ради, следует признать, что Ф. Энгельс предвидел возможность такой модели становления государства, но эта идея не получила развития в его работах. Если европейский путь становления государства есть, по сути, движение от собственности к власти, то в условиях восточного пути развитие идет в обратном порядке: от власти - к собственности. При этом указанный процесс предполагает ряд промежуточных неразвитых форм государства, таких как протогосударство, раннее государство и т.д. Вполне возможно предположить, что восточный путь в условиях Европы лишь предваряет процесс, описанный Ф. Энгельсом. Однако доказательств такого предположения пока недостаточно.

Государство в любом случае возникает  в процессе общественного разделения труда. Появление на известной стадии истории людей, профессионально  занимающихся управлением, т.е. осуществлением властных функций, было столь же естественным, как появление ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Понятие и сущность государства

Различия между терминами "понятие" и "сущность" состоят в том, что первое из них призвано отразить характерные признаки того или иного  процесса или явления, а второе - лишь наиболее важные, глубинные их признаки и свойства, обычно не воспринимаемые с помощью органов чувств. Для  их выявления требуется научный  анализ.

Государство можно определить как  особую организацию публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего  народа), располагающую специальным  аппаратом принуждения, которая, представляя  общество, осуществляет руководство  этим обществом и обеспечивает его  интеграцию4.

Вопрос о сущности государства  долгое время был предметом острой идеологической борьбы. Так, марксизм видел сущность государства в  том, что оно является орудием  политического господства того или  иного класса. Отсюда оно определялось как комитет по управлению общими делами господствующего класса; как  машина для подавления одного класса другим и т.д. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере, теоретически) признавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции.

Опыт истории свидетельствует, что классовое подавление посредством  государства имело место в  течение многих веков. Представляется, что в основе антагонизма классов  лежит неспособность общества обеспечить всем его членам достойное существование. Поэтому по мере накопления общественного  богатства этот антагонизм постепенно исчезает. Об этом свидетельствует, в  частности, опыт современных высокоразвитых государств.

Классовой концепции государства  противостоит множество других, возникших  в разные периоды истории и  рассматривающих государство как  организацию для выполнения общих  дел (концепции мыслителей древности  Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового государства и т.д.).

Термин "государство" можно понимать двояко - и как некую организацию, структуру, аппарат для проведения в жизнь властных велений, и как  властную деятельность в рамках этого  аппарата. Таким образом, государственную  власть можно рассматривать в  статике и в динамике.

Информация о работе Общество, политическая власть, государство, политическая система общества