Общество, политическая власть, государство, политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:24, доклад

Краткое описание

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей1. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д. Вопрос о типологии и классификации человеческих обществ является в науке предметом острых дискуссий.

Вложенные файлы: 1 файл

общество и государство.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Легитимная власть предполагает возможность  принуждения. Вместе с тем последнее  может быть и нелегитимным. По сути теоретическим "обоснованием" такого ее варианта является марксистско-ленинская  концепция государства как машины для подавления одного класса другим. При таком его понимании нет  места для признания власти "своей". Не случайно само понятие "легитимность власти" было изъято из научного словаря  советской теории государства и  права.

Власть государства распространяется на определенную территорию в пределах его границ с проживающим на ней  населением. Такой аспект его характеристики важен при сопоставлении понятий "государство" и "страна". Так, рассматривая государство сквозь призму населения и территории, его, по сути, отождествляют со страной. С другой стороны, территория, не обладающая суверенитетом, может рассматриваться только как  страна (колониальная, полуколониальная и т.д.), но не как самостоятельное  государство.

Функции государства

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих  перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства.

Для классификации функций государства  используют различные основания.

Внутренние и внешние функции. Так, наиболее распространенным является деление их по предмету, или по характеру  тех социальных сфер, в которых  они проявляются. С этой точки  зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства.

Внутренние его функции можно  разделить на:

политическую. Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона.

экономическую. Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная.

идеологическую. Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.

социальную. Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства.

экологическую. Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющейся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного  сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений  извне. Еще несколько десятилетий  назад в структуру внешних  функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное право рассматривает агрессивную войну как преступление против человечества.

Общество и государство

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития. Оно возникает в процессе общественного  разделения труда, когда, наряду с ремесленниками, скотоводами, торговцами, выделяются в  обособленную группу люди, профессия  которых - управление. Вырастая из власти родового строя, государство сохраняет  поначалу черты его слитной природы (соединение власти и собственности  в феодальном обществе, государства  и религии на мусульманском Востоке  и т.д.). Общесоциальные функции власти родового строя государство все более дополняет функциями политическими, поскольку является орудием политического господства тех классов, которые господствуют в обществе экономически. Соотношение классовых и общесоциальных функций в деятельности государства исторически изменчиво. В рабовладельческом, феодальном обществе, а также на известных стадиях капитализма преобладают классовые функции. В наши дни в наиболее развитых странах мира на первый план выходят общесоциальные функции.

Будучи продуктом общества, государство  в каждую эпоху отражает его природу. Вместе с тем, государство обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и даже к правящим классам, стоящим у  власти. Это объясняется тем, что, представляя общество, государство  не совпадает с обществом. Интересы чиновников как обособленной (и обычно привилегированной) группы лиц не всегда совпадают с интересами общества. Поэтому, представляя общество, государство  не забывает о собственных интересах. Кроме того, возводимая в закон  воля правящего класса нередко подвергается корректировке в силу того, что  структуры государства выражают интересы и других классов и социальных групп.

В переходные периоды истории государство  приобретает исключительную самостоятельность  по отношению к обществу. Обычно это происходит потому, что оно  утрачивает свою социальную опору в  лице класса-собственника основных средств производства. На формирование новой социальной опоры необходимо время. Поэтому государство становится как бы надклассовым. Оно балансирует над классами, используя их борьбу в своих интересах, не будучи непосредственно орудием ни одного из них. При исключительной самостоятельности государства на первый план могут выйти интересы самого государства. Такая ситуация существовала в абсолютных монархиях в Европе XVII -XVIII в.в., в Германии времен Бисмарка, имеет место в современной России и т.д.

Отношения между обществом и  государством могут строиться как  по вертикали, так и по горизонтали. В первом случае государство как  бы возвышается над обществом. В  основе этого возвышения могут лежать разные причины. Так, в раннеклассовую эпоху оно охраняет божественный "мировой порядок" и в силу этого находится ближе к Богу, чем остальное общество.

В современных обществах такая  модель взаимодействия общества и государства  складывается в условиях антидемократических  режимов, где государство как  бы стоит над обществом, контролируя  все сферы его жизни, ограничивая  свободу человека и т.д.

Горизонтальные отношения общества и государства складываются там, где они строятся на принципах  партнерства. Государство уподобляется здесь приказчику, которого общество нанимает для управления своими собственными делами. Государство, выступающее в  таком качестве, должно соответствовать  неким демократическим и гуманистическим  стандартам, которые в своей совокупности называются правовым государством. В  свою очередь, общество, строящее свои отношения с государством на началах  партнерства, также предполагает определенный уровень социально-экономического развития, правовой и политической культуры и т.д. и называется "гражданское  общество". Сам термин "правовое государство" может иметь различные  значения. Так, к числу правовых можно  отнести и полицейское государство, если в обществе, где оно функционирует, отождествляются право и закон, и формально соблюдается иерархия источников права. Некоторые исламские  авторы утверждают, что концепция  правового государства, исходящая  из связанности государства надгосударственным божественным правом, утвердилась в  исламе за много веков до того, как  она сформировалась в Европе. Социалистическая теория государства и права отрицала идею правового государства, аргументируя это тем, что у государства  и права одна и та же основа - экономический  базис, как совокупность производственных отношений данного общества. Поэтому  само понятие правового государства  как государства, основанного на праве, представлялось противоречащим логике.

По сути "правовое государство" (англо-американский эквивалент - "господство права") есть некая модель взаимодействия между обществом и государством, в условиях которой права человека обеспечены и защищены в максимальной степени. Она может сложиться  лишь в условиях гражданского общества, предполагающего весьма высокий уровень социально-экономического и культурного развития. Основная его особенность состоит в том, что в отношениях с государством оно выступает как самостоятельный и независимый субъект. Гражданское общество в известном смысле противостоит государству, поскольку имеет самостоятельную экономическую основу в виде частной собственности и представляет социальную сферу, регулируемую частным правом, где присутствие государства является минимальным. Субъекты общественных отношений выступают здесь как свободные, равноправные, независимые, строящие отношения с партнерами на основе своего добровольного выбора. С другой стороны, гражданское общество имеет рычаги воздействия на государство через свободные средства массовой информации, политические партии, институт лоббирования, наконец, через выборы и референдум.

В условиях правового государства  и гражданского общества высшей ценностью  являются права и свободы человека. Поэтому сама "конструкция" правового  государства должна в максимальной степени обеспечивать их реализацию и защиту. По сути правовое государство и представляет такую оптимальную "конструкцию". Она предполагает верховенство закона, институт конституционного контроля, разделение властей, независимый суд, наличие правовых процедур разрешения социальных конфликтов и защиты прав человека, включая международную их защиту и т.д.

В Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим  правовым государством (ч.1 ст.). Декларируется  высшая ценность прав человека, идеологический и политический плюрализм, а также  разнообразие форм собственности, независимость  суда, верховенство Конституции, соответствующей  международным стандартам в области  прав человека и т.д. Вместе с тем  эти важные конституционные положения  нередко "не работают", поскольку  для построения правового государства  в России не хватает ряда принципиальных условий. Это, прежде всего, лишь формирующееся  гражданское общество. Большую часть  ХХ в. страна прожила без частной собственности, которая, как известно, и является причиной возникновения права. Не создан средний класс как социальная основа правового государства, не преодолены пережитки тоталитарной политической и правовой культуры. Незавершенными остаются структура государства, политическая и правовая системы общества. Построение правового государства - задача исторического масштаба. Ее реализация потребует многих десятилетий.


Информация о работе Общество, политическая власть, государство, политическая система общества