Общие положения представительства и доверенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям обеспечил кардинальные изменения не только в экономической и социальной сферах российского общества, но и активизировал его правовую жизнь, расширив сферу применения традиционных гражданско-правовых институтов, отвечающих потребностям широкого круга физических и юридических лиц. В числе таких институтов особое место занимает институт представительства. В советское время посредством данного гражданско-правового института обеспечивалась потребность в совершении представителем юридически значимых действий, преимущественно, в отношении лиц, которые в силу возраста или состояния психики относились к категории недееспособных, а также тех лиц, которые в силу конкретных жизненных обстоятельств не могли самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Представительство доверенность.docx

— 88.49 Кб (Скачать файл)

В случаях, прямо указанных в законе, к форме доверенности предъявляются повышенные требования. Чаще всего они выражаются в том, что доверенность должна быть определенным образом удостоверена. Так, в нотариальном порядке должны быть удостоверены доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 185 ГК). В соответствии со ст. 187 ГК нотариально должна быть оформлена доверенность, выдаваемая в порядке передоверия. При этом к нотариально удостоверенным доверенностям закон приравнивает: а) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом; б) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения и заведения; в) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником места лишения свободы; г) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Доверенность на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета, адресованной ему корреспонденции в организациях связи может быть удостоверена соответствующим банком или организацией связи. Причем такая доверенность удостоверяется бесплатно. Доверенности, выдаваемые от имени юридических лиц, кроме выдаваемых в порядке передоверия, нотариального или какого-либо иного специального удостоверения не требуют. Однако они должны быть подписаны руководителями или иными уполномоченными лицами этих организаций с приложением печати организации, а доверенности на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должны быть подписаны также главными (старшими) бухгалтерами (ч. 5 ст. 185 ГК). Формы доверенностей на совершение операций в банке и доверенностей на совершение сделок в области внешней торговли определяются специальными правилами.

Во-вторых, доверенность является сугубо срочной сделкой. В доверенности должна быть проставлена дата ее совершения, иначе доверенность будет ничтожной. В отличие от даты совершения, срок действия доверенности указывать не обязательно. Если срок доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК). Срок доверенности не может превышать 3 лет. Если доверенность выдана на больший срок, применяются правила ст. 180 ГК: в части, превышающей 3-летний срок действия, доверенность будет недействительной. Поэтому такую доверенность следует рассматривать как выданную на 3 года.

Исключение составляет нотариально удостоверенная доверенность, выданная для совершения действий за границей, которая сохраняет силу до ее отмены, если в самой доверенности не содержится указаний о конкретном сроке ее действия. В любом случае в доверенности должна содержаться дата ее совершения, без которой доверенность признается недействительной.

В-третьих, доверенность является именным документом. Это означает, что в доверенности должно быть указано лицо, которому она выдана, а также лицо, которое составило доверенность. Закон по общему правилу не устанавливает каких-либо обязательных требований к способу обозначения соответствующих лиц, как правило, достаточно указания их фамилии, имени, отчества и места жительства.

При этом доверенность может быть выдана как на имя одного лица, так и на имя нескольких лиц, которые могут выступать сообща или каждый по отдельности. Выдать доверенность может также не только одно лицо, но и несколько лиц, например, лица, выступающие в качестве стороны в договоре.21

 

 

 

 

Глава 3. Особенности применения гражданского законодательства о представительстве

3.1 Проблемы правового  развития института представительства

Переход к рыночным отношениям обеспечил кардинальные изменения не только в экономической и социальной сферах российского общества, но и активизировал его правовую жизнь, расширив сферу применения традиционных гражданско-правовых институтов, отвечающих потребностям широкого круга физических и юридических лиц. В числе таких институтов особое место занимает институт представительства. В советское время посредством данного гражданско-правового института обеспечивалась потребность в совершении представителем юридически значимых действий, преимущественно, в отношении лиц, которые в силу возраста или состояния психики относились к категории недееспособных, а также тех лиц, которые в силу конкретных жизненных обстоятельств не могли самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. В условиях изменившихся отношений собственности, закрепления права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности без постоянного или эпизодического обращения к институту представительства стала немыслима деятельность большинства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Практические преимущества представительства очевидны - в рамках данного правового института обеспечивается возможность одновременного участия одного и того же лица в различных правоотношениях, совершения нескольких сделок, по которым оно будет считаться субъектом права, в целях наиболее эффективной защиты прав и интересов воспользоваться специальными знаниями и опытом представителей, а также сэкономить время.

Развитие представительства в современных условиях рыночных отношений требует эффективного правового механизма, обеспечивающего четкость и полноту его регулирования. Вместе с тем, как показал анализ нормативно-правовых актов, а также судебной практики по исследуемой проблеме, в гражданском законодательстве о представительстве, есть пробелы и противоречия, что усложняет его практическое применение. Кроме того, общее развитие цивилистической науки предопределяет

необходимость в уточнении и систематизации имеющихся теоретических положений о представительстве. Так, несмотря на значительное число трудов, в которых рассматриваются те или иные аспекты представительства, до сих пор нет единства подходов относительно понятия представительства; большое количество вопросов вызывает определение юридической сущности представительства, его места в системе институтов гражданского права. В связи с тем, что реализация представителем своих полномочий затрагивает интересы как представляемого, так и третьих лиц, особую значимость приобретает проблема определения правового статуса представителя, сущности его полномочий, а также соотношения воли и волеизъявления в отношениях представительства, что позволит наиболее эффективно защитить права и законные интересы указанных субъектов.

В силу того, что понятие представительства тесно связано с понятием доверенности, выступающей правовой формой его реализации, представляется необходимым выявление её правовой природы. Требует разрешения проблема отсутствия на законодательном уровне определения понятия передоверия. Ввиду того, что основным правовым основанием представительства выступает договор поручения, особую значимость приобретает проблема исследования его правовой конструкции, а также оснований, порядка и правовых последствий его прекращения.

В современной правовой науке отсутствует комплексное исследование теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования института представительства. Существующие научные труды посвящены анализу правоотношений представительства применительно к системе, сложившейся в дореволюционное и советское время. Вместе с тем, множество проблем, возникающих в данной сфере на современном этапе, остаются неисследованными либо дискуссионными. Законодательная база о представительстве также недостаточно разработана и требует совершенствования. Между тем, представительство является весьма эффективным средством в механизме решения проблемы защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. В свете вышеизложенного представляется необходимым комплексное исследование проблем гражданско-правового регулирования представительства.

 

3.2. Совершенствование законодательства о представительстве

Научная новизна курсового исследования определяется самой постановкой проблемы и проявляется в комплексном подходе к исследованию теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования представительства с учётом его специфических особенностей. Автором обоснована теоретико-правовая конструкция представительства и определено его место в системе институтов гражданского права. В результате проведённого в диссертации анализа предложено авторское определение коммерческого представительства. Кроме того, обоснована сущность предмета, субъектный состав представительства. В курсовой представлена целостная концепция понятия доверенности.

Научная новизна представленной темы нашла своё отражение в теоретических и практических положениях, выносимых на защиту.

В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:

1.  Предложена теоретико-правовая конструкция представительства, которая учитывает всё многообразие внутренних и внешних правовых связей, возникающих между представителем и представляемым, а также между представителем и третьими лицами: представительство является единым трёхсторонним правоотношением, складывающимся в процессе совершения одним лицом (представителем) в пределах полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления сделок и иных правомерных юридических действий в отношении третьих лиц от имени и в интересах другого лица (представляемого), в результате которых непосредственно у представляемого возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности.

2.  Обосновано, что, наряду со сделками, представитель вправе совершать и иные правомерные юридические действия, которые влекут возникновение правовых последствий непосредственно для представляемого. В связи с этим, абзац 1 пункта 1 статьи 182 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

«Сделки и иные юридические действия, совершенные одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создают, изменяют и прекращают права и обязанности представляемого».

3. Обосновано авторское определение коммерческого представительства. Коммерческое представительство - это единое трехстороннее правоотношение, складывающееся в сфере предпринимательской деятельности между одним лицом (коммерческим представителем), которое постоянно и самостоятельно на основе и в пределах предоставленных ему полномочий за определённое вознаграждение от имени и за счёт других лиц (представляемых) или за свой счёт, но в интересах представляемых, совершает сделки и иные правомерные юридические действия, создавая юридические последствия непосредственно для представляемых.

4.   Представлена целостная концепция, в рамках которой предложено авторское определение доверенности, с одной стороны, в узком смысле, - как юридико-технического средства, функциональная цель которого состоит в определении содержания и пределов полномочий представителя и установлении правовой связи между представляемым и третьим лицом; с другой стороны, в широком смысле, - как односторонней сделки, совершаемой по единоличному усмотрению представляемого и направленной на наделение представителя полномочиями на совершение от имени и в интересах представляемого сделок и иных правомерных юридических действий.

5.   В результате проведённого исследования выявлено отсутствие в ГКРФ чётко определённого термина «передоверие». В связи с этим автором предложено ввести в пункт 1 статьи 187 ГКРФ определение передоверия, изложив его в следующей редакции:

« Передоверием признаётся передача представителем основанного на доверенности полномочия на совершение сделок и иных правомерных юридических действий другому лицу, если представитель прямо уполномочен на это доверенностью либо вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов представляемого».

6.  Установлено, что предмет договора поручения образуют три группы юридических действий: сделки; действия, направленные на осуществление и исполнение существующих прав и обязанностей; а также действия по организации юридической защиты доверителя.

7. Выявлено отсутствие  в нормах гражданского законодательства  правил, устанавливающих правовые  последствия невозможности исполнения  поверенным поручения в соответствии  с указаниями доверителя. В целях  совершенствования правового регулирования  договора поручения, предлагается  дополнить статью 973 ГК РФ пунктом 4 следующего содержания:

« В случае невозможности исполнения поручения, возникшей по вине доверителя, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором поручения. В случае, когда невозможность исполнения поручения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, доверитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором поручения».

 Теоретическая и практическая значимость  исследования заключается в том, что проведённый анализ законодательства, а также судебной практики позволяет углубить теорию гражданского права. Сформулированные выводы и предложения по совершенствованию законодательства, содержащиеся в работе, могут найти применение в правотворческой деятельности при совершенствовании действующих нормативных актов, регулирующих представительство. Практические рекомендации, сделанные автором, могут быть использованы в правоприменительной деятельности, научной работе, подготовке учебных пособий, а также при преподавании курсов «Гражданское право» и «Основы нотариата».22

Информация о работе Общие положения представительства и доверенности