Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является гражданско-правовой анализ публичной собственности, его субъектов, объектов, а также специфического основания прекращения указанного права собственности - приватизации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание права публичной собственности;
- рассмотреть субъектный состав права публичной собственности;
- исследовать объекты права публичной собственности;
Объект работы – законы и нориативные акты, касающиеся права публичной собственности
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права публичной собственности по российскому гражданскому законодательству
1.1. Понятие права публичной собственности……………………………...5
1.2. Взаимосвязь публичного имущества………………………………….8
Глава 2. Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ
2.1. Объекты публичной собственности…………………………………...12
2.2. Субъекты публичной собственности…………………………….…….16
2.3. Перераспределение публичного имущества…………………..………19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы и источников………
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика права публичной собственности по российскому гражданскому законодательству
1.1. Понятие права публичной собственности……………………………...5
1.2. Взаимосвязь публичного имущества………………………………….8
Глава 2. Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ
2.1. Объекты публичной
собственности…………………………………...
2.2. Субъекты публичной
2.3. Перераспределение публичного имущества…………………..………19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………………………...24
Введение
Право собственности – один из
важнейших институтов гражданского
права. В основе имущественных отношений,
являющихся основным предметом гражданско-
Институт права собственности оказывает непосредственное влияние на формирование новой российской государственности конца XX – начала XXI вв. Именно этот институт составляет материальную основу государственной власти РФ. Он служит фундаментом формирования рыночных отношений, придает политическую, правовую и социальную стабильность обществу, является приоритетным направлением реализации экономической и социальной функции государства.
Проблемы права собственности являются наиболее актуальными среди прочих категорий российского гражданского права.
Особую значимость они приобрели в связи с существенными преобразованиями отношений собственности в РФ в начале 90-х годов прошлого столетия. С этого времени в России наметились экономические преобразования, связанные с переходом к рыночному хозяйству. Конституционное признание частной собственности, свобода предпринимательской деятельности явились предпосылкой возникновения и развития крупного, среднего, малого бизнеса. При этом имущественной базой многих предприятий крупного, среднего и малого бизнеса послужило государственное и муниципальное имущество, перешедшее в процессе приватизации в частный сектор экономики.
Конституция РФ наряду с частной формой собсвенности признает и равным образом защищает и публичную собственность: государственную и муниципальную. При этом собственником выступает особого рода субъект гражданского права (публично-правовое образование), обладающий специфическими признаками (прежде, всего наличие властных полномочий).
Любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения тех публичных задач и функций, ради которых оно существует. Исторический опыт демонстрирует, что роль государства в общественно-политической системе может быть совершенно различной: начиная от тотального руководства всеми социально-экономическими процессами (так называемая командно-административная система) и заканчивая минимальным вмешательством в общественные дела (концепция «государства — ночного сторожа»). Однако публичная собственность является непременным спутником любой государственности, а ее масштаб в целом отражает объем и характер возложенных на государство функций и задач.
Наличие публичного имущества с необходимостью требует эффективного управления им. При этом повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью называется в качестве едва ли не основной задачей государственной политики в рассматриваемой сфере. Однако решение данной задачи в первую очередь должно базироваться на оптимизации состава публичного имущества, в том числе на его четком распределении, исходя из целей использования между РФ, субъектами РФ и муниципалитетами.
Именно в силу особой специфики вопрос о правовой природе отношений публичной собственности является особо актуальным и представляет собой научно-практическую значимость.
Целью данной работы является гражданско-правовой анализ публичной собственности, его субъектов, объектов, а также специфического основания прекращения указанного права собственности - приватизации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание права публичной собственности;
- рассмотреть субъектный состав права публичной собственности;
- исследовать объекты права публичной собственности;
Объект работы – законы и нориативные акты, касающиеся права публичной собственности
Предмет – гражданское право.
Глава 1. Общая характеристика права публичной собственности по российскому гражданскому законодательству
1.1. Понятие права публичной собственности
В отечественном
а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Право государственной собственности, прежде всего, характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:
- Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);
- субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления ( п..3.ст. 214 ГР РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).
Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции РФ не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п.2 ст. 129ГК РФ). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.)1.
От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125ГК РФ. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3)2.
По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.
В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы:
а) предприятия и другие имущественные комплексы;
б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
в) земельные участки;
г) жилые помещения;
д) акции открытых акционерных обществ.
При этом переход государственного
или муниципального имущества от
одного государственного (муниципального)
предприятия к другому
Специфическими для
1.2. Взаимосвязь публичного имущества
ГК РФ, выражающий принцип диспозитивности, потенциально допускает принадлежность государству любого имущества (ст. 212, 214). Более того, в силу ст. 124 ГК РФ публичные образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Современная концепция публичной собственности(прежде всего, с точки зрения требований к составу имущества) должна основываться на неразрывной связи объектов, которые могут находиться в государственной и муниципальной собственности (как оборотоспособные, так и ограниченные в обороте и изъятые из оборота), с предметами ведения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также полномочиями соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, значительные дополнения в 2003 г. были внесены в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Пункт 1 ст. 26.11 этого Закона в настоящее время закрепляет, что в собственности субъекта РФ может находиться:
- имущество, необходимое для осуществления
полномочий органов государственной власти
субъекта РФ по предметам регионального
ведения;
имущество, необходимое для осуществления
полномочий органов государственной власти
субъекта РФ по предметам совместного
ведения;
- имущество, необходимое для осуществления полномочий по предметам федерального ведения, делегированных исполнительным органам государственной власти субъекта РФ;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений и унитарных предприятий субъекта РФ4.
Детализирует вышеуказанные
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, известного как «Закон о монетизации льгот», аналогичные положения были закреплены и для федерального уровня собственности. В соответствии с ч. 11 ст. 154 этого Закона в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
Информация о работе Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ