Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является гражданско-правовой анализ публичной собственности, его субъектов, объектов, а также специфического основания прекращения указанного права собственности - приватизации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание права публичной собственности;
- рассмотреть субъектный состав права публичной собственности;
- исследовать объекты права публичной собственности;
Объект работы – законы и нориативные акты, касающиеся права публичной собственности
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права публичной собственности по российскому гражданскому законодательству
1.1. Понятие права публичной собственности……………………………...5
1.2. Взаимосвязь публичного имущества………………………………….8
Глава 2. Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ
2.1. Объекты публичной собственности…………………………………...12
2.2. Субъекты публичной собственности…………………………….…….16
2.3. Перераспределение публичного имущества…………………..………19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы и источников………
Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцамипринадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган15.
Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние ("неотъемлемое достояние народов") или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как "основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима16.
2.3. Перераспределение публичного имущества
Неразрывная связь публичного имущества
с учетом его целевого назначения
с предметами ведения соответствующего
публичного образования ярко демонстрируется
при законодательном регулировании перераспределения
государственной и муниципальной собственности
в ходе разграничения полномочий между
федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В настоящее время предусмотрен специальный
публично-правовой механизм безвозмездной
передачи имущества одних публичных образований
другим публичным образованиям сообразно
перераспределению между ними предметов
ведения и полномочий, который включает
в себя:
- материально-правовые основания для передачи имущества (невозможность принадлежности имущества с учетом его целевого назначения одному публичному образованию, являющемуся собственником, и возможность нахождения такого имущества в собственности другого публичного образования);
- порядок (процедуру) передачи имущества, состоящий из следующих основных стадий: направление предложений о передаче имущества;
- принятие на основе направленных предложений федеральным или региональным органом исполнительной власти решения о передаче имущества, которое является основанием для возникновения права собственности у принимающей стороны;
- фактическая передача имущества и подписание соответствующего акта17.
Тем самым имущество как бы «прикрепляется»
к публичным функциям и полномочиям, реализацию
которых оно обеспечивает. Подобный специфический
механизм изменения уровня и формы публичной
собственности находится за рамками частного
права и основывается на том, что федеральное,
региональное или муниципальное имущество
не существует изолированно, а является
составной частью общего фонда публичной
собственности, предназначенного для
осуществления функций государственной
и муниципальной власти в целом.
В научной литературе даются различные
оценки рассматриваемого механизма перераспределения
публичной собственности. Перераспределение
публичного имущества напоминает бюджетные
трансферты (гл. 16 БК РФ). Близость данных
отношений подтверждает, в частности,
п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ во взаимосвязи с ч. 11 ст. 154
Федерального закона от 22 августа 2004 г.
№ 122-ФЗ, которые одновременно с передачей
отдельных федеральных полномочий от
РФ к субъектам РФ предусматривают как
предоставление субвенций из федерального
бюджета, так и передачу в региональную
собственность необходимого имущества18.
Схожий публично-правовой механизм передачи публичной собственности, основанный на рассматриваемой концепции, применяется при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, а также при передаче имущества из собственности автономного округа в собственность края или области, в состав которых он входит19.
Логическое завершение процесса оптимизации
состава публичной
Вместе с тем процесс
Заключение
Анализ исследуемой темы позволяет сделать следующие выводы.
1. Государственная и
2. Субъектами права публичной
собственности выступают
3. Объектом права публичной собственности выступает определенное имущество. В первую очередь это казна (средства соответствующего бюджета). Объектом права государственной собственности могут быть оборотоспособные вещи, имущество, ограниченное в обороте, а также изъятое из оборота. Объектом права муниципальной собственности может быть оборотоспособное имущество, а также в случаях прямо предусмотренных законом имущество, ограниченное в гражданском обороте. К оборотоспособному имуществу относятся движимые и недвижимые вещи (здания, сооружения, предприятие как имущественный комплекс, земельные участки, объекты жилищного фонда, социальной инфраструктуры и пр.). К имуществу, ограниченному в обороте относятся некоторые виды вооружения, некоторые лекарственные препараты и т.п. К изъятому из оборота имуществу следует относить природные ресурсы, участки недр, особо охраняемые природные объекты (заповедники, заказники, национальные парки и пр.), ресурсы континентального шельфа и территориальных вод, определенные категории земель, объекты стратегического значения, большинство видов вооружения, наркотические средства и психотропные вещества, ядерное оружие и т.п.
Таким образом, для окончательной реализации новой концепции о составе публичного имущества, на наш взгляд, в действующее законодательство было бы логично внести следующие изменения:
1) состав всего публичного
имущества регламентировать
2) установить конкретный
и закрытый перечень имущества,
3) закрепить конкретный и закрытый перечень всего регионального имущества, не ограничиваясь тем, которое предназначено для реализации полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ за счет средств регионального бюджета;
4) изменить механизм
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
Научная, учебная, справочно-информационная литература
Материалы правоприменительной практики
Информация о работе Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ