Обязательства из причинения вреда (деликтные обязательства) Понятие, юридическая характеристика и функции обязательств из причинения вр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:53, лекция

Краткое описание

Нормы института возмещения вреда обычно делятся на 2 большие группы:
Общие. Образуют так называемый генеральный деликт (1064 ГК РФ). Этими нормами мы руководствуемся, когда в законе отсутствуют указания относительно специальных норм, которые устанавливают ответственность по конкретным видам обязательств
Специальные. Образуют систему специальных деликтов. Это нормы статей 1065 и по 1101 ГК РФ. Сюда относятся нормы которые устанавливают ответственность за вред причиненный актами власти, органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, малолетними и несовершеннолетними, недееспособными лицами, деятельностью которая создает повышенную опасность, а также это нормы, которые определяют возмещение вреда жизни и здоровью.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право (часть III) лекции.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)
    1. Работник, служащий или же член в момент причинения вреда исполнял свои трудовые или же членские обязанности, обусловленные трудовым, гражданско-правовым договором или же уставом юридического лица.

Работодатель несет ответственность  даже если действия работника и выходили за пределы его обязанностей, но были поручены ему администрацией или вызывались неотложной производственной необходимостью.

Действиями юридического лица признаются не любые действия его работников, а только те которые они осуществляют в связи с исполнением ими  своих трудовых или служебных обязанностей

Юридическое лицо или гражданин  предприниматель вправе предъявить к виновному работнику регрессный иск (1081 ГК РФ), однако материальная ответственность работника перед своим работодателя, а именно возмещение ущерба будет регулироваться не ГК РФ, а ТК РФ. Возможны случаи, когда непосредственного причинителя вреда установить нельзя, то есть обычно это случаи когда вред является результатом коллективных действий. В таких случаях юридическое лицо выступает как единый причинитель вреда и все необходимые элементы правонарушения устанавливаются исключительно к коллективной деятельности. Например, вред причиняемый экологии.

Кроме данной нормы действует ряд  актов, которые устанавливают коллективную ответственность юридических лиц: ФЗ о естественных монополиях от 19 июля 1995 года, ФЗ об использовании атомной энергии от 20 октября 1995, ФЗ об отходах производства и потребления т 24 июня 1998 года, Закон о СМИ от 27.12.1991, ФЗ о рекламе от 13.03.2006.

Ответственность за вред причиненный  государственными органами, органами местного самоуправления а также их должностным лицами

ГК РФ сохранил 2 режима регулирования  ответственности за вред причиненный  данными субъектами в зависимости  от того в какой сфере деятельности причинен данный вред.

    1. Сфера административного управления (статья 1069 ГК РФ)
    2. Сфера судебно-прокурорской деятельности (статья 1070 ГК РФ)

Регулирование ответственности за вред причиненный в сфере административного  управления.

В состав потерпевших могут входить  как граждане, так и юридические лица. Причинителями вреда могут выступать только государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица. Деликтные обязательства в этом случае возникают в связи с противоправными виновными действиями или бездействиями соответствующих органов или же их должностных лиц, в том числе в результате издания акта несоответствующего закону или иному правовому акту.

Противоправность деяния оценивается  с позиций не только гражданского права, но и административного, финансового, а также других отраслей права.

Незаконность действий или же бездействий  указанных органов или их должностных  лиц может выражаться в частности  в ограничении или же лишении  граждан или юридических лиц  каких либо прав, в отказе государственной  регистрации, несоблюдении сроков, в отказе выдать документ, в незаконном возложении на них каких либо обязанностей, либо во вмешательстве их в хозяйственную деятельность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 ГПК РФ, а также пункта 6 статьи 194, пункте 5 статьи 200 АПК обязанности по доказыванию обстоятельств, а также оснований для принятия нормативно-правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий или же бездействий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативно-правовой акт, органа и лиц, которые приняли оспариваемое решение, действие или бездействие. Из закона вытекает презумпция противоправности причинения вреда органами и лицами.

Помимо 4х общих условий гражданско-правовой ответственности за вред в силу закона необходимы to 3 специальных условия:

    1. Акт власти должен быть признан виновным должностным лицом или же группой таких лиц образующих коллегиальный орган. При этом под государственными органами понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления, что прямо вытекает из статьи 10 и 12 Конституции РФ. Понятие должностного лица дано в примечании 1 к статье 285 УК РФ. Должностными лицами признаются должностные лица, которые постоянно, временно или же по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, в муниципальных и государственных учреждениях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. В частности, это могут быть должностные лица министерства, таможни, санитарного контроля, пожарного надзора, налоговой инспекции и т.д.

Не рассматриваются в качестве должностных лиц, лица которые выполняют  только профессиональные и технические  обязанности, в частности санитары, охранники, водители и т.п.

    1. Действия названных органов и их должностных лиц должны быть обличены в форму акта власти и эти акты власти могут быть нормативными (решение, распоряжение, постановление), ненормативными (указание, приказ), устными распоряжениями, реальными действиями, а также бездействиями, которые носят противоправный характер. Для возложения имущественной ответственности за причиненный вред необходимо, чтобы эти акты были либо отменены, либо были признаны недействительными. Эти требования содержаться в ФЗ о порядке рассмотрения личных обращений граждан РФ. В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт может быть признан недействительным по решению суда или же по решению суда. Такие акты могут признаваться недействительными по требованию прокуроров (пункт 2 статьи 22 закона РФ о прокуратуре РФ).

Кроме того признание актов не подлежащих применению в связи с их противоречием  конституции может осуществляться также и конституционным судом  РФ (статья 2 ФКЗ о КС РФ)

    1. Орган или же его должностные лица, издавая властные акты, исполняет свои служебные обязанности, которые предусмотрены ФЗ ил же подзаконными актами, положениями, уставами, инструкциями, указами и т.д.

Ответственность за данный вред возлагается  на соответствующие государственно-публичные  образования причинившие вред, то есть соответствующие требования, иски о возмещении вреда должны предъявляться непосредственно казне РФ, казне субъекта РФ или же казне муниципального образования (статья 1069 ГК РФ). Причем т имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или же гражданина, что вытекает из статьи 1071 ГК РФ. В соответствии с пунктом 7 статьи 242.2 бюджетного кодекса органами, исполняющими судебные акты являются: министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований.

Во многих действующих законах  в качестве ответчиков за вред причиненный  государственными органами, муниципальными органами называется сам этот орган  который вред причинил, например, таможенный, налоговый орган и т.д.

Поэтому в пункте 12 постановления  пленума ВС РФ и ВАС РФ «о некоторых  вопросах связанных с применением  части первой ГК РФ» от 1 июня 1996 разъясняется что предъявление гражданином или  же юридическом лицом иска непосредственно  к государственному органу или к органу местного самоуправления допустившему соответствующее нарушение не может служить основанием к отказу в принятии искового заявлению или возвращению его без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или же иной управомоченный орган.

Ответственность за вред, причиненный  названными органами и их должностными лицами вне сферы административного  управления наступает по общему правилу (120 ГК РФ).

Помимо статьи 1069 ГК РФ действует  также ряд ФЗ, которые также устанавливают данный вид ответственности: ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ФЗ о защите конкуренции.

РФ, субъект РФ, муниципальное образование  возместившее вред причиненный незаконным актом управления приобретают право регресса в полном объеме к тому должностному лицу, которое приняло этот незаконный акт но уже по нормам главы 39 ТК РФ.

Ответственность за вред причиненный  должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры  и суда.

Данный вид ответственности регулируется 1070 ГК РФ, а также главой 18 УПК РФ. Устанавливается ответственность государства в области правосудия. Здесь две ситуации:

    1. Касается ответственности судебно-следственных органов за вред, причиняемый только гражданину, определенными судебно-следственными действиями, исчерпывающий перечень которых дается в законе (пункт 1 статьи 1070)

Потерпевшим здесь может быть только гражданин, причем если во время следствия, судебного разбирательства или  же во время отбытия наказания  он умер, право требовать возмещения вреда переходит к его наследникам. Причинителями вреда считаются должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, но ответственным лицом в силу закона за действия этих лиц является РФ.

Три общих условия необходимо установить для наступления такой ответственности:

      1. Противоправность
      2. Вред
      3. Причинная связь

Обязанность государства возместить вред причиненный гражданину правоохранительным органом наступает независимо от вины конкретных должностных лиц. Налицо повышенная ответственность государства. Помимо трех общих условий ответственности нужно устанавливать и специальные условия ответственности:

      1. Вред должен быть причинен гражданину одним из следующих действий
        1. Незаконным осуждением
        1. Незаконным привлечением его к уголовной ответственности
        2. Незаконным применением к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или же подписки о невыезде
        3. Незаконным наложением на гражданина административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Этот перечень исчерпывающий

      1. Незаконные меры воздействия должны быть применены дознавателем, следователем, прокурором или судьей при исполнении им своих служебных обязанностей
      2. Это должно подтверждаться соответствующим процессуальным актом (приговором, постановлением), реабилитирующим гражданина. Этим актом может быть:
        1. оправдательный приговор суда первой инстанции
        2. определение суда кассационной или же постановление суда надзорной инстанции об оправдании подсудимого или же прекращении уголовного дела
        3. постановление судебно-надзорного органа о прекращении административного производства
        4. постановление органа дознания предварительного следствия или прокуратуры о прекращении дела

НОВАЯ ЛЕКЦИЯ

Сам термин реабилитация означает, что  лицо имеет право на возмещение вреда  причиненного ему в связи с незаконным или же необоснованным административным или уголовным преследованием. Общим признаком основания реабилитации является недоказанность обвинения или же незаконность наказания. Поэтому право на возмещение вреда по реабилитирующим основаниям имеют (пункт 2 статьи 133 УПК РФ):

  1. гражданин, в отношении которого прекращено дело об административном правонарушении за отсутствием события или же состава административного правонарушения.
  2. Подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор
  3. Подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения
  4. Подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено, либо за отсутствием состава преступления, либо за отсутствием деяния, либо за отсутствием заявления потерпевшего если уголовное дело может быть возбуждено только по его заявлению, либо уголовное преследование прекращено за отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена совета федерации, депутата государственной думы, судьи конституционного суда и других судей, следователя, адвоката, либо отсутствие на это согласия соответственно Совета федерации, государственной думы, квалификационной коллегии судей.
  5. Осужденный, в случае полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращение уголовного дела из-за непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления или же прекращения уголовного дела по основаниям, которые предусмотрены пунктом с 1 по 6 части 1 статьи 29 УПК РФ
  6. Лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера в случае отмены незаконного  или же необоснованного постановления суда о применении данной меры.

Из Постановления КС РФ№4-П от 27.02.2009 года и Определения от 5 марта 2009 года следует: Задержание лица по причинам медицинского характера на срок более 48 часов без судебного решения не допускается. В постановлении указывается на недопустимость принятия решения о признании гражданина недееспособным на основе одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы без изложения судом своей позиции лично или же через представителей, а также в постановлении было указано на недопустимость помещения гражданина в психиатрический стационар по просьбе или же с согласия законного представителя или опекуна без судебного решения.

  1. Наследники данных лиц (статья 134 УПК РФ)

Ранее этот перечень был закрытым и расширительному толкованию не подлежал, однако в постановлении  КС РФ №9-П от 16 июня  2009 года было отмечено, что не исключается возможность возмещения вреда причиненного гражданам незаконным административным задержанием на срок не более 48 часов влекущим одно из мер наказания административный арест.

Информация о работе Обязательства из причинения вреда (деликтные обязательства) Понятие, юридическая характеристика и функции обязательств из причинения вр