Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:18, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.
В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство;
2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;
4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА…………………...5
1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства………5
1.2 Природа права на социальную заботу государства………………….7
1.3 Реализация права на социальную заботу……………………………..8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ ……………………………………………...10
2.1 Понятие опеки (попечительства) …………………………………....10
2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.…11
2.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства …………………………………………………………...16
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) …………………….19
3.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства ….19
3.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними …………………………………………….19
3.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным …………………………………………………...20
3.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними …22
3.2 Прекращение опеки и попечительства ……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………29
Осуществление прав и обязанностей
предполагает, что гражданин сознает
значение и предвидит последствия
своих действий, в том числе
и те негативные последствия, которые
связаны с совершением им неправомерных
действий, невыполнением взятых им
на себя обязательств. Это требует
определенных знаний и жизненного опыта,
поэтому закон связывает
Закон допускает также
частичную дееспособность. Действительно,
было бы неразумно применять одинаковые
ограничения и запреты к
Лица, не достигшие 14-ти лет,
признаются в гражданском праве
недееспособными. Однако 14 лет - это
довольно большой временной промежуток,
в течение которого сознание ребенка
значительно меняется. Поэтому закон
выделяет в данном периоде два
промежутка: 1) с рождения до 6 лет, и
2) с 6 до 14 лет. Дети, чей возраст соответствует
первому промежутку, признаются полностью
недееспособными. Малолетние в возрасте
от 6 до 14 лет вправе самостоятельно
совершать мелкие бытовые сделки,
сделки, направленные на безвозмездное
получение ими выгоды, сделки по
распоряжению средствами, предоставленными
им родителем, законным представителем
или с согласия последних третьим
лицом для свободного распоряжения.
Иные сделки за малолетних совершают
от их имени представители - родители,
усыновители или опекуны. Указанные
лица несут имущественную
Возможность осуществления своих прав и обязанностей неотчуждаема.
Гражданин может быть ограничен
в дееспособности только в случаях,
предусмотренных законом, и только
по решению суда. Такая возможность
предусмотрена в ст. 30 ГК РФ для
граждан, злоупотребляющих спиртными
напитками или наркотическими веществами,
если они ставят свою семью в тяжелое
материальное положение. По решению
суда над таким гражданином
Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для того чтобы максимально полно реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица гражданина, признанного недееспособным осуществляют его опекуны.
Возможна также ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее, не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
Что же такое опека и
попечительство? В научной литературе
высказываются различные
Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
Однако между опекой и
попечительством существуют и определенные
различия. Из-за того, что опеку назначают
над недееспособными
2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства
Непосредственно сами правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки или попечительства, и заканчиваются с ее прекращением. Однако в предмет института должны входить и некоторые отношения, предшествующие установлению опеки, поскольку в задачи правового регулирования в данном случае входит не только упорядочение возникших отношений, но и обеспечение их возникновения. Таким образом, в предмет института опеки и попечительства входят следующие отношения.
1. Отношения по установлению
опеки и попечительства, возникающие
с того момента, как в
2. Отношения по осуществлению
опеки и попечительства. Данные
отношения длятся с момента
установления опеки и
3. Отношения, связанные
с прекращением опеки и
К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи.
1. Защита прав и интересов
граждан, находящихся под
2. Обеспечение установления
опеки и попечительства в
3. Обеспечение достойного
уровня жизни граждан,
4. Обеспечение государственной
поддержки граждан,
5. Обеспечение исполнения
органами опеки и
К принципам института, которыми должны быть проникнуты все нормы института, предлагается отнести следующие: 1. Свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей 2. Подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства; 3. Обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных; 4. Государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности. Представляется, что перечисленные принципы должны отразиться и на содержании смежных с институтом норм, устанавливающих те или иные последствия назначения опеки или попечительства.
2.3 Исторические
особенности развития
В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов и задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России:
В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов и задач данного института.
1. Для отечественного
права характерно
2. Имущественная
При установлении отношений
опеки у опекуна зачастую имелся
имущественный интерес. Как уже
было отмечено, в древнем праве
опека в большей степени
Такое отношение к опеке
и попечительству в России во многом
было связано с исторически
3. Опека и попечительство
над взрослыми появляется
Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола)».
Информация о работе Опека как вид социальной заботы государства