Опека как вид социальной заботы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.
В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство;
2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;
4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА…………………...5
1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства………5
1.2 Природа права на социальную заботу государства………………….7
1.3 Реализация права на социальную заботу……………………………..8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ ……………………………………………...10
2.1 Понятие опеки (попечительства) …………………………………....10
2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.…11
2.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства …………………………………………………………...16
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) …………………….19
3.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства ….19
3.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними …………………………………………….19
3.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным …………………………………………………...20
3.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними …22
3.2 Прекращение опеки и попечительства ……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-содержание.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин сознает  значение и предвидит последствия  своих действий, в том числе  и те негативные последствия, которые  связаны с совершением им неправомерных  действий, невыполнением взятых им на себя обязательств. Это требует  определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление  дееспособности в полном объеме с  достижением определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого  возраста, вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей, закрепленный в законе.

Закон допускает также  частичную дееспособность. Действительно, было бы неразумно применять одинаковые ограничения и запреты к пятилетнему  ребенку и подростку 16-ти лет. Частично дееспособными признаются лица в  возрасте от 14 до 18 лет. Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться  своим заработком или другими  доходами, совершать мелкие бытовые  сделки, вносить вклады в кредитные  учреждения и распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные законом (ст. 26 ГК РФ) [2]. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители.

Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве  недееспособными. Однако 14 лет - это  довольно большой временной промежуток, в течение которого сознание ребенка  значительно меняется. Поэтому закон  выделяет в данном периоде два  промежутка: 1) с рождения до 6 лет, и 2) с 6 до 14 лет. Дети, чей возраст соответствует  первому промежутку, признаются полностью  недееспособными. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное  получение ими выгоды, сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим  лицом для свободного распоряжения. Иные сделки за малолетних совершают  от их имени представители - родители, усыновители или опекуны. Указанные  лица несут имущественную ответственность  за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен не по вине законных представителей.

Возможность осуществления  своих прав и обязанностей неотчуждаема.

Гражданин может быть ограничен  в дееспособности только в случаях, предусмотренных законом, и только по решению суда. Такая возможность  предусмотрена в ст. 30 ГК РФ для  граждан, злоупотребляющих спиртными  напитками или наркотическими веществами, если они ставят свою семью в тяжелое  материальное положение. По решению  суда над таким гражданином устанавливается  попечительство, и он может совершать  сделки по распоряжению имуществом, получать доходы и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, за исключением  мелких бытовых сделок. Однако такой  гражданин самостоятельно несет  имущественную ответственность  по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. При прекращении  гражданином злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими веществами суд отменяет ограничение дееспособности и установленное над гражданином попечительство.

Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для  того чтобы максимально полно  реализовывать свои права и исполнять  обязанности гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого  фактора ведет к признанию  гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица гражданина, признанного  недееспособным осуществляют его опекуны.

Возможна также ситуация, когда гражданин, будучи полностью  дееспособным, тем не менее, не в  состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию  здоровья. В этом случае по просьбе  гражданина над ним может быть установлено попечительство в форме  патронажа.

Что же такое опека и  попечительство? В научной литературе высказываются различные соображения  в отношении понятия опеки  и попечительства. Это комплексный  раздел семейного и гражданского права, включающий все вид попечения  над гражданами, которые нуждаются  в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью  защиту их личных и имущественных  прав.

Опека и попечительство тесно  связаны друг с другом. В обоих  случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные  органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок  выбора и назначения опекунов, их обязанность  защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и  попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают  над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени  все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.

 

2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и  попечительства

Непосредственно сами правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено  установление опеки или попечительства, и заканчиваются с ее прекращением. Однако в предмет института должны входить и некоторые отношения, предшествующие установлению опеки, поскольку  в задачи правового регулирования  в данном случае входит не только упорядочение возникших отношений, но и обеспечение  их возникновения. Таким образом, в  предмет института опеки и  попечительства входят следующие отношения.

1. Отношения по установлению  опеки и попечительства, возникающие  с того момента, как в предусмотренном  законом порядке для нуждающегося  в социальной заботе лица избрана  необходимая форма устройства - опека  (попечительство).

2. Отношения по осуществлению  опеки и попечительства. Данные  отношения длятся с момента  установления опеки и попечительства  до момента ее прекращения.  Участниками данных отношений  являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные  управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и  сами подопечные. Отношения по  осуществлению опеки и попечительства - центральные в предмете института,  в их рамках непосредственно  осуществляется социальная забота.

3. Отношения, связанные  с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны  интересов подопечного в институте  опеки и попечительства должны  также присутствовать нормы об  основаниях, порядке и последствиях  прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства является временной, необходимо определить те причины, по которым она прекратится. Если они связаны с действиями или бездействием опекуна (попечителя) или органа опеки и попечительства, то необходимо устранить последствия такого поведения. Положения закона о прекращении опеки и попечительства, как и об ее установлении, имеют непосредственное значение для осуществления и защиты прав подопечного лица. В круг участников данной группы отношений входят, помимо опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, подопечных, также и другие органы, организации и лица, которым законом предоставлено право осуществлять контроль и надзор за опекой (попечительством) и инициировать ее прекращение в необходимых случаях.

К задачам института опеки  и попечительства относятся следующие  задачи.

1. Защита прав и интересов  граждан, находящихся под опекой  и попечительством. Эта задача  должна быть признана центральной,  основной. Все меры, предпринимаемые  как опекунами (попечителями), так  и органами опеки и попечительства  и другими органами и лицами, должны быть направлены на  обеспечение прав и интересов  находящегося под опекой (попечительством)  гражданина. Этой задачей обусловлено  содержание комплекса прав и  обязанностей опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы  об ответственности указанных  субъектов.

2. Обеспечение установления  опеки и попечительства в отношении  нуждающихся в этом граждан.  Эта задача носит организационный  характер и ее выполнение состоит  в выявлении нуждающихся в  опеке (попечительстве) лиц и поиске  граждан, желающих принять над  ними опеку (попечительство).

3. Обеспечение достойного  уровня жизни граждан, находящихся  под опекой или попечительством.  Речь идет о мерах, направленных  на удовлетворение бытовых потребностей  подопечного лица (в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и проч.) как основы его нормальной  жизнедеятельности. Осуществление этих мер, как отмечалось ранее в работе, должно производиться прежде всего за счет самого подопечного, его «внутреннего ресурса», и лишь затем - за счет третьих лиц или государства (муниципального образования).

4. Обеспечение государственной  поддержки граждан, исполняющих  обязанности опекунов и попечителей.  В особенности актуальна эта  задача в настоящий период, когда  число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число  граждан, имеющих возможность  осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки  должны быть разнообразны, а выбор  конкретной меры по отношению  к тому или иному лицу должен  носить индивидуальный характер  и зависеть от интересов, которые  руководят лицом при осуществлении  опеки. 

5. Обеспечение исполнения  органами опеки и попечительства  возложенных на них функций.  Данная задача сейчас стоит  перед институтом особенно остро,  однако, думается, что она будет  актуальной всегда. Ее исполнение  состоит в финансовом, кадровом  и техническом обеспечении деятельности  органов опеки и попечительства. Игнорирование государством этой  цели способно почти парализовать  исполнение второй и четвертой  задачи, что наблюдается в настоящий  период.

К принципам института, которыми должны быть проникнуты все нормы  института, предлагается отнести следующие:  1. Свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей  2. Подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;  3. Обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;  4. Государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.  Представляется, что перечисленные принципы должны отразиться и на содержании смежных с институтом норм, устанавливающих те или иные последствия назначения опеки или попечительства.

 

2.3 Исторические  особенности развития института  опеки и попечительства

В истории права нормы  об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели  разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов  и задач данного института. Можно  выделить следующие особенности  развития норм об опеке и попечительстве в России:

В истории права нормы  об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели  разное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов  и задач данного института.

1. Для отечественного  права характерно разграничение  опеки и попечительства. В России  разграничение опеки и попечительства  берет свое начало от екатерининского  Учреждения о губерниях (1775 г.). «Опека может быть окончена  в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении  себе попечителя; совершеннолетие  и вступление в управление  имением отнесены к 17 годам,  но с ограничением права продажи  и залога недвижимого имущества  без согласия попечителя до  достижения 21 года, когда власть  попечителя оканчивается: В период 14-17 лет несовершеннолетний сам  распоряжается имением, но лишь  с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно  во всех случаях, кроме отчуждения  недвижимого имущества».

2. Имущественная заинтересованность  в установлении опеки

При установлении отношений  опеки у опекуна зачастую имелся имущественный интерес. Как уже  было отмечено, в древнем праве  опека в большей степени предназначалась  для охраны имущества, нежели личности. Это обстоятельство побуждало опекунов использовать свои права в целях  обогащения.

Такое отношение к опеке  и попечительству в России во многом было связано с исторически сложившимся  сословным характером этого института. Учреждение о губерниях 1775 г. создало  отдельно дворянскую опеку и городской  сиротский суд (для попечения  о сословии купцов и мещан). Опека  и попечительство в отношении  лиц крестьянского происхождения  обеспечивались самой общиной, в  чем, как уже говорилось, значительную роль играли нормы обычного права. Позже  в разное время в Российской империи  издавались дополнительно правила  об опеке и попечительстве над  лицами иных сословий.

3. Опека и попечительство  над взрослыми появляется значительно  позже, чем опека и попечительство  над детьми.

Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как  правило, вне правового регулирования  или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц  традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в  частности, «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола)».

Информация о работе Опека как вид социальной заботы государства