Опека как вид социальной заботы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.
В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство;
2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;
4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА…………………...5
1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства………5
1.2 Природа права на социальную заботу государства………………….7
1.3 Реализация права на социальную заботу……………………………..8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ ……………………………………………...10
2.1 Понятие опеки (попечительства) …………………………………....10
2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.…11
2.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства …………………………………………………………...16
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) …………………….19
3.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства ….19
3.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними …………………………………………….19
3.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным …………………………………………………...20
3.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними …22
3.2 Прекращение опеки и попечительства ……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-содержание.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

Опекуны и попечители обязаны  предъявлять ежегодные отчеты о  своей деятельности.

Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием  у него необходимого опыта, так и  со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных  целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган  опеки и попечительства. Жалоба может  исходить от любого заинтересованного  лица, в т.ч. и от самого подопечного.

Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие  жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности  ненадлежащим образом, орган опеки  и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя). В отличие от смерти или признания умершим подопечного, смерть или признание умершим  опекуна (попечителя) не приводит к  прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права и  обязанности переходит на других лиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применение положений  законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой  рост числа случаев нарушения  прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

В частности, опека над  недееспособными гражданами устанавливается  редко, хотя число пациентов соответствующих  лечебных учреждений возрастает.

К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме  того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений  со стороны опекунов в отношении  имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием  механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.

Еще реже устанавливается  попечительство над гражданами, ограниченными  судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает  «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е  годы, как принудительное лечение  от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции  свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу  употребления и, более того, злоупотребления  спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства  в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан  потеряло безвозвратно. По-видимому, при  определении границ вмешательства  в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в  удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.

Другая причина недостаточного использования положений ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно  дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость  выдачи согласия попечителя на получение  дохода и распоряжение доходом, что  не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться  ими в его интересах.

 

БИБЛИОГРАФИЯ 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1,2,3,4): по состоянию на 1 февраля 2012 г. - Новосибирск.: Сиб. унив. изд – во, 2012. – 473 с.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 мая 2012 г.) - Новосибирск.: Сиб. унив. изд – во, 2012. – 48 с.
  4. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»//РГ, №94, 30.04.2008. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 178-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
  5. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 27-28.
  6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. 304 с.
  7. Воронина З.И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. СПб., 1993. 18 с.
  8. Ершова Н. М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984. 109 с.
  9. Кузнецова Л.Г., Шевченко Я.Н. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних. М., 1968. 136 с.
  10. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права//Государство и право. 2001. N 7. С. 5-14.
  11. Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966. 189 с.
  12. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. 238 с.
  13. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика (под ред. д.ю.н., профессора Р.П. Мананковой). - "Волтерс Клувер", 2004 г.
  14. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966. 160 с.
  15. Сафин А.Х. Правовые основы признания гражданина ограниченно дееспособным: Учебное пособие. М., 1990. 48 с.
  16. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 1999. 256 с.
  17. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. // Российская юстиция, 1996, №10.
  18. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство//Государство и право. 2002. N 2. С. 3-13.

Информация о работе Опека как вид социальной заботы государства