Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;
- дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;
- изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме  того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением  российского гражданства, получением политического убежища.

Такова система субъектов  конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права  и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Таким образом, можно сказать, что круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди  них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные  комиссии, собрания избирателей и  др.

Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при  проведении референдума, выборов депутатов  Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают  и такие субъекты Федерации, как  края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения  граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

В общей форме можно  сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают  определённые обязанности и предоставляют  права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Объекты конституционно-правовых  отношений

 

Под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности  субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают  правоотношения.

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1) Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).На основе этой нормы возникают  конституционно-правовые отношения, связанные  с частью государственной территории России.

2) Предметы материального  мира (материальные ценности).

Нормы конституционного права  устанавливают круг объектов различных  форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции  РФ) и право соответствующих субъектов  пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

3) Личные неимущественные  блага (жизнь, здоровье, честь,  достоинство).

Некоторые нормы Конституции  РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20);достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др. На основе ст. 98 Конституции РФ и, устанавливающей  депутатскую неприкосновенность, могут  возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной  чести депутата.

Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционные отношения  разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией и  могут быть классифицированы на различные  виды.

Исходя из критерия времени, конституционно-правовые отношения  подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации  в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование Совета Федерации  Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом  в строго определенной всеобщности  прав и обязанностей, в том, что  все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях  субъективное право представлено уже  в обычном виде - это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность  определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная  конституционными нормами необходимость  действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.

Юридическое содержание общих  конституционных правоотношений проявляется  через правовой статус их частников.

Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.9

Обязанности участников конституционных  правоотношений неоднородны.

Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений  связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных  юридических фактах. В зависимости  от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события  и действия. Событиям - это факты, происхождение которых не связано  с волей участников правоотношений.

Например, смерть депутата - событие, которое влечет прекращение  конституционно-правовых отношений  между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином  Российской Федерации, влечет возникновение  отношений, связанных с гражданством.

Наибольшее распространение  среди юридических фактов получили действия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и  отражающие процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые

Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные предписания.

Подавляющее большинство  конституционных правоотношений возникает  в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов  связано возникновение большинства  конституционных правоотношений, участниками  которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают  должным образом оформленные  результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают - инициатива, предложения  государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

Таким образом, под объектом конституционно-правовых отношений  понимают то, по поводу чего возникают  эти отношения. В более сложной  формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая  ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого-то конкретного лица либо органа.

Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три  группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и  третья группа - действия.

В иных случаях можно представить  объект конституционного права, в других это сделать достаточно сложно. Например, если два субъекта федерации определяют статус какого-то участка земли, кому он будет принадлежать, то объектом будет территория. Не сама земля, как  сельскохозяйственный объект или географическое понятие, а территория, как политико-юридическое  понятие. А вот, например, при выборах, когда граждане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую  предстоит осуществлять избранному ими депутату. Власть представить  как нечто осязаемое невозможно, но это категория реальная.

Вопрос об объектах конституционного права весьма сложен и в некоторых  случаях даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно-правовых отношений, называют их условно, или ссылаются на то, что их с достаточной степенью условности можно определять, так или иначе. То есть объекты конституционного права зачастую неосязаемы, не поддаются рамкам дефиниций, но, в то же время, весьма реальны, потому что из-за них бывают серьезные споры, конфликты и даже войны.

Таким образом, объектами  конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода  личности, по поводу которых возникают  рассматриваемые отношения. Под  объектами этих отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и  др.

Конституционно-правовые отношения  представляют собой специфическую  форму многих политических отношений.10

 

4. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

 

Возникновению конкретного  конституционно-правового отношения  на базе правовой нормы предшествует юридический факт.

Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся  на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает  отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных  правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права  гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

- принятие правовых актов  о назначении выборов и об  образовании избирательных округов,  комиссий, участков;

- составление списков  избирателей;

- включение в списки  данного гражданина;

- наступление срока, установленного  для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным  заканчивается.

Наибольшее значение для  возникновения, изменения и прекращения  конституционно-правовых отношений  имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права. Законодатель, определяя эти действия и связывая с ними юридические последствия, стремится побуждать к правомерному поведению (действию или бездействию) и предупреждать, сводить к минимуму неправомерные действия. Тем самым обеспечивается регулирующая и профилактическая роль права.

Действия в свою очередь  могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

В юридической литературе уже делалась попытка сформулировать определение конституционно-правового юридического акта. С. С. Алексеев считает таковыми "акты органов государственной власти, направленные на возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений", В. С. Осповин - поведение органов государства, общественных организаций, оформляемое в виде принимаемых ими актов. Однако в приведенных определениях конституционно-правовых юридических актов отсутствует упоминание об актах, в которых конституируется воля специфических для отрасли конституционного права субъектов: народа, депутата, избирательных комиссий и т. д. Российский народ формулирует свою волю в ходе выборов, во время всенародного обсуждения законопроектов, референдума. Указанные формы осуществления непосредственного народовластия предусмотрены частью 3 статьи 3 Конституции РФ.11

Думается, что понятие "юридический  акт" в конституционном праве - родовое, обобщенное, включающее в себя не только определенные Конституцией акты государственных органов (законы, указы, постановления, решения), но и действия субъектов конституционного права, не являющихся органами государства. Все юридические акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в российском конституционном праве присущ властный характер и особый способ их принятия.

Информация о работе Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений