Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:02, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение правового регулирования поставок товаров для государственных нужд в Российской Федерации, практика рассмотрения споров в указанной сфере, а также анализ проблем правового регулирования поставки товаров для государственных нужд.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику правового регулирования поставок товаров для государственных нужд;
- проанализировать особенности заключения договора поставки для государственных нужд и проблемы ответственности сторон.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования поставок товаров
для государственных нужд………………….……………………………………..5
1.1 Понятие и значение поставок товаров для государственных нужд…………5
1.2 Особенности субъектного состава поставок товаров для государственных нужд…………………………………………………………………..……………...7
1.3 Источники правового регулирования поставок товаров для государственных нужд……………………………………………………………………..…………..10
Глава 2. Заключение договора поставки для государственных нужд
и проблемы ответственности сторон……………………………………………...12
2.1 Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………………………………....12
2.2 Ответственность по договору поставки товаров для государственных
нужд…………………………………………………………………………………19
2.3 Практика рассмотрения споров, связанных с договором поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………………35
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Согласно нормам ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.
1.3 Источники правового
В современных условиях правовое регулирование договора поставки для государственных нужд отличается двумя характерными особенностями.
Во-первых, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК РФ), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК РФ). Во-вторых, отношения по поставке товаров для государственных нужд в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК РФ).
В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в § 4 гл. 30 ГК РФ.
К их числу относятся следующие акты: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд; Федеральный закон Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, причем как для федеральных, так и региональных государственных нужд.5
Данная система федеральных законов подробным образом регулирует порядок определения собственно государственных нужд, т.е. потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций-исполнителей.
Глава 2. Заключение договора
поставки для государственных нужд
и проблемы ответственности сторон
2.1 Порядок заключения договора поставки для государственных нужд
Государственный контракт заключается на основе заказа, принятого поставщиком от государственного заказчика.
Заключение государственного
контракта для заказчика, разместившего
заказ, принятый поставщиком, обязательно.
Для поставщика заключение
В случае если заказ
размещается по конкурсу, заключение
контракта с победителем
Государственный заказчик разрабатывает и направляет поставщику проект государственного заказа. Не позднее 20-дневного срока потенциальный поставщик подписывает, либо составляет протокол разногласий и направляет его, либо уведомляет об отказе от его заключения.6
Заказчик также в 5-дневный срок после получения протокола разногласий рассматривает их и извещает о принятии государственного контракта в новой редакции, либо об отклонении протокола разногласий.
Для заключения контракта поставщику необходимо обеспечить данный контракт, на сегодняшний день, это возможно сделать с помощью перевода денежных средств на счет заказчика до выполнения контракта, либо через банк с помощью безотзывной банковской гарантией. С 23 июля 2012 годы отменена возможность обеспечения контракта через Договор поручительства.
При уклонении от заключения контракта стороной, для которой это заключение является обязательным, другая сторона может требовать в судебном порядке понуждения к заключению контракта.
Государственный контракт
является основанием для заключ
Необходимо отметить, что на данный момент государственные и муниципальные заказчики сталкиваются с трудностями при определении начальной цены контракта.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом указанного Закона.
Согласно ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. При этом цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Закон предусматривает, что для проведения конкурса необходимо определить начальную (максимальную) цену контракта. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) указывается в извещении о проведении торгов (ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
Кроме того, согласно ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», конкурсная документация должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота), в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
На основании ч. 1 ст. 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
В частности, действует Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. №237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить количество товаров, объем работ, услуг не более чем на 10% предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом.
При поставке дополнительного количества товаров, выполнении дополнительного объема работ, оказании дополнительного объема услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на 10% такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта.
Однако все же следует учитывать, что Минэкономразвития России в п. 23 своего письма указывает, что для недопущения ситуации, когда приходится корректировать цены контракта (ныне в пределах 10%), заказчиком изначально должна быть правильно определена начальная цена контракта, которая должна отражать объективную стоимость выполнения работ и может отличаться от утвержденного сводного сметного расчета как в большую, так и в меньшую стороны. Таким образом, обоснованное определение начальной цены контракта имеет существенное значение.
В случае если участником торгов, даже если он единственный, предложена цена, превышающая начальную цену, указанную в извещении о проведении торгов, такой участник не может быть признан победителем. В данном случае торги должны быть признаны несостоявшимися.
Покупатель вправе отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении и заключении договора на поставку. Поставщик должен незамедлительно сообщить об этом заказчику и вправе требовать прикрепления нового покупателя. Государственный заказчик в течение 30 дней должен:
известить о прикреплении нового покупателя;
направить отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;
сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.
Государственный заказчик
вправе полностью или частично
отказаться от товаров с
Обязанность оплатить товар по ценам, определенным государственным контрактом, лежит на покупателе, при этом заказчик признается его поручителем. Государственный заказчик должен полностью или частично оплатить заказанный и поставленный товар, если покупатель не исполнил данной обязанности.
Если товары поставляются государственному заказчику или указанному им получателю по отгрузочной разнарядке, применяются правила о договоре поставки, а если получателю, указанному в отгрузочной разнарядке, - то обязанность оплатить товар лежит на государственном заказчике.8
Если заключение
Определенной спецификой отличается заключение договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
Государственные заказчики предоставляют товаропроизводителям (поставщикам) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд материальные и финансовые (включая валютные) ресурсы для закупки средств защиты растений и животных от вредителей и болезней, закупки высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных, для строительства хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, приобретения технических средств и технологического оборудования, современных технологий и проведения научно-исследовательских работ, связанных с производством, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
В целях формирования федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ определяют объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года и доводят их до государственных заказчиков. Последние не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом в соответствующих бюджетах предусматриваются средства для формирования федерального и регионального фондов. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств вызванные этим штрафные санкции и убытки возмещаются товаропроизводителям и потребителям из средств соответствующих бюджетов.
Информация о работе Особенности поставок товаров для государственных нужд