Особенности проживания в служебных жилых помещениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в анализе основных составляющих правового режима служебных жилых помещений как объектов специализированного жилищного фонда. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и назначение служебного жилого помещения;
Рассмотреть правила пользования и специфику служебных помещений;
Проанализировать практику правового регулирования отношений, связанных с реализацией права военнослужащих на служебные жилые помещения.

Содержание

Введение 3
Глава I. СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 6
Понятие и назначение служебных жилых помещений 6
Правила пользования и специфика служебных жилых помещений 11
Глава II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ 18
Порядок предоставления, особенности договора найма служебного жилого помещения 18
Практика и особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями 28
Заключение 37
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности проживания в служебных жилых помещениях.docx

— 86.79 Кб (Скачать файл)

У нанимателей служебных  жилых помещений объем прав значительно  меньше, чем у нанимателей жилых  помещений в домах социального  жилищного фонда. Первые не могут  обменять занимаемое ими жилище, приватизировать  свое жилье. Кроме того, договор найма  служебного жилого помещения, в отличие  от «простого» договора жилищного найма, является срочным, его нельзя изменить и т.д.

По общему правилу граждане, прекратившие трудовые отношения с  организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения этой организации  со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения10.

Согласно специальному правилу  ч. 2 ст. 103 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, не являющиеся собственниками или членами семьи собственника, а также нанимателями жилых помещений либо членами семьи нанимателя, в частности:

  • члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
  • пенсионеры по старости;
  • члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
  • инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя; инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей; инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Гражданам, указанным в  части 2 настоящей статьи, предоставляются  другие жилые помещения, которые  должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Все эти граждане не должны быть нанимателями (членами их семей) жилых помещений по договорам  социального найма либо собственниками (членами их семей) жилых помещений, и должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях11.

Указанным гражданам предоставляется (по договору социального найма) жилое  помещение, отвечающее установленным  санитарным и техническим требованиям  и находящееся в черте данного  населенного пункта. При этом такое  жилое помещение может быть и  неблагоустроенным. У вышеназванных лиц право на служебную жилую площадь приобретает характер права на жилище. Выселение и предоставление другого жилого помещения производится владельцем данного жилого помещения (чаще всего это орган местного самоуправления) 12.

Переход права собственности  на служебное жилое помещение  или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения  в хозяйственное ведение или  оперативное управление другому  юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения.

За исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

 

2.2. Практика и особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями

 

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к объектам специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания отдельных (указанных в законах и иных нормативных актах) категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы, назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).

Военнослужащие относятся  к той категории российских граждан, которые обеспечиваются на время  службы служебными жилыми помещениями.

Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные  жилые помещения могут предоставляться  лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями  следующие категории военнослужащих:

  1. военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1 января 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
  2. офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
  3. прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
  4. военнослужащие – граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.

Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право  на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

На первые пять лет военной  службы предоставляются служебные  жилые помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). При этом указанное жилье предоставляется и совместно проживающим с военнослужащими членам их семей. Лишь по истечении первых пяти лет военной службы указанные военнослужащие имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в случаях получения служебного жилого помещения по установленным нормам военнослужащие, относящиеся к рассматриваемой категории, должны сниматься с учета нуждающихся в получении жилых помещений. В последние годы эти нормы устанавливались самостоятельно субъектами Российской Федерации и составляли в среднем от 9 до 12 кв. м жилой площади.

Не вправе претендовать на получение служебных квартир  от Министерства обороны Российской Федерации:

  1. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;
  2. курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);
  3. граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);
  4. военнослужащие – иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);
  5. военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;
  6. военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет).

В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к служебному осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с подп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны  Российской Федерации, утвержденного  Указом Президента Российской Федерации  от 16 августа 2004 г. № 1082, к полномочиям  Министерства обороны Российской Федерации  отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации.

В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывается на фактически внеочередной порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим – не позднее трехмесячного срока со дня их прибытия на новое место военной службы. Безусловно, что эта норма без создания достаточного фонда служебного жилья будет носить чисто декларативный характер, однако в силу ее наличия любое подзаконное регулирование очередности предоставления служебного жилья военнослужащим будет являться по своей сути незаконным.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что «служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, проживающим в закрытых военных городках» (абз. 8 п. 1 ст. 15). Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р. Под «военным городком» понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих.

Обязательными признаками военного городка являются:

  • по его расположению – обособленность территории, т.е. наличие у него определенных границ (причем военный городок может находиться как в черте населенного пункта, так и за его пределами);
  • по назначению – военный городок предназначен для размещения и проживания в нем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими государственными воинскими формированиями;
  • по органам власти – отсутствие органов местного самоуправления и наличие органов военной администрации (начальник гарнизона, командир воинской части)13.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 1 ст. 15) впервые законодательно закреплено, какие военные городки относятся к закрытым. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Как правило, предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий  его пользователей, а предназначено  создать надлежащие жилищно-бытовые  условия для выполнения служебных  обязанностей граждан. Указанное положение  применительно к военнослужащим справедливо только по отношению  к тем из них, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями не на весь срок военной службы. Предоставление указанных жилых помещений военнослужащим и членам их семей, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, может осуществляться также в порядке улучшения жилищных условий (абз. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, одним из случаев снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) является получение по установленным нормам служебного жилого помещения.

Жилое помещение включается в число служебных не распоряжением командира, а решением местной администрации (органа местного самоуправления). В то же время, по мнению автора, представляется целесообразным установление порядка включения в число служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, решением органов военного управления и воинских должностных лиц (начальниками гарнизонов и квартирно-эксплуатационных органов).

Таким образом, проблема обеспечения  жильем военнослужащих (которые по закону имеют право на получение  служебных жилых помещений), остается актуальной и после изменения  жилищного законодательства. Так, не все категории военнослужащих оказались  охваченными теми или иными возможными и доступными формами жилищного  обеспечения. Так, военнослужащие, вставшие на учет нуждающихся в улучшении  жилищных условий до 1 января 2005 г., продолжают оставаться таковыми до получения жилых  помещений по договору социального  найма. Военнослужащие, окончившие военно-учебные  заведения после 1 января 2005 г. или  поступившие на военную службу по контракту после указанной даты, обеспечиваются на весь срок военной  службы служебными жилыми помещениями  и принимают участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, которая предполагает по истечении установленного срока приобретение жилья в собственность. Однако действующие законодательные акты не устанавливают механизма жилищного обеспечения военнослужащих, которые не относятся к указанным категориям, но в процессе службы стали нуждаться в жилых помещениях в силу определенных жизненных обстоятельств. Например, это те, кто имеет жилье, но постепенно оно в силу увеличения состава семьи становится недостаточным (состав семьи был 3 человека, а через несколько лет - 5 человек). Ранее такой военнослужащий в очереди не стоял, так как был обеспечен жильем, а потом возникла необходимость в улучшении жилищных условий. Денег, естественно, на приобретение нового жилья не хватает, права на служебную жилплощадь этот военнослужащий не имеет. Указанный пробел в законодательстве должен быть ликвидирован, поскольку уровень доходов не позволяет военнослужащим в настоящее время самостоятельно решить свои жилищные проблемы, участвуя, например, в кооперативном или долевом строительстве.

Информация о работе Особенности проживания в служебных жилых помещениях