Ответственность сторон социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы "Ответственность сторон социального партнерства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Рассказать о социальном партнёрстве и ёё элементах в целом.
2. Сказать об актуальности проблемы "Ответственность сторон социального партнерства"в современных условиях;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Сторонами социального  партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, они также являются сторонами социального партнерства.

Система социального  партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются:

- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.

К ним относятся:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Под органами социального  партнерства понимаются органы, которые:

- обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений;

- ведение коллективных переговоров;

- обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

- организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально  — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.

Комиссии по регулированию  социально-трудовых споров создаются  по решению работников и работодателей  из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.

- На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Членами Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально  — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

 В субъектах Российской  Федерации могут образовываться  трехсторонние комиссии по регулированию  социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.3

 На территориальном  уровне могут образовываться  трехсторонние комиссии по регулированию  социально — трудовых отношений,  деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

 На отраслевом уровне  могут образовываться комиссии  для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

 На уровне организации образовывается  комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

 

 

 

 

2.2. Ответственность сторон социального партнерства

 

Статья 54 Трудового кодекса  РФ регламентирует ответственность  за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного  договора, соглашения.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах  по заключению, изменению коллективного  договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Под федеральным законом  в данном контексте понимается Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», вступившего в силу с 1 июля 2002 года.

Так, согласно ст. 5.28 КоАП РФ, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 54 Трудового  кодекса РФ, лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Согласно ст. 5.29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 55 Трудового  кодекса РФ, лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Согласно ст. 5.31 КоАП РФ, нарушение или невыполнение работодателем  или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Выше была рассмотрена  правовая регламентация ответственности  сторон социального партнерства  на федеральном уровне. Ответственность  сторон социального партнерства регламентируется также на региональном уровне, путем принятия субъектами законов о социальном партнерстве. Таким образом, правовая регламентация социального партнерства, а также ответственности сторон социального партнерства более детально прописана на региональном уровне.

Так, согласно ст. 24 Закона Московской области «О социальном партнерстве  в Московской области» , стороны  коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие взятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По требованию профсоюзных органов работодатель обязан принять меры, предусмотренные действующим законодательством, к должностному лицу, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора, соглашения.

Стороны коллективного  договора, соглашения вправе по взаимному  согласию устанавливать договорную ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если предусмотренная ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения договорной ответственности к Сторонам предусматриваются в коллективном договоре, соглашении. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.

Согласно ст. 19 Закона Республики Татарстан «О социальном партнерстве», за уклонение от участия  в переговорах по заключению, изменению  и дополнению Генерального соглашения, республиканских отраслевых (тарифных) соглашений, специальных территориальных соглашений, коллективных договоров, за невыполнение или нарушение принятых обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

Если в соглашениях, коллективных договорах имеются  имущественные обязательства сторон социального партнерства, то в случае их невыполнения ответственность наступает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.4

Привлечение к ответственности  за невыполнение принятых обязательств не освобождает сторону (стороны) социального партнерства от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Согласно ст.25 Закона Челябинской области «О социальном партнерстве в Челябинской области», Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Должностные лица, в трудовые обязанности которых входит обеспечение  выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору в соответствии с законодательством о труде.

Сторона (стороны), а также  соответствующий орган системы  социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.

Требование подлежит рассмотрению в 15-дневный срок со дня  его получения, в течение которого стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или об основаниях отказа в его удовлетворении.

Стороны соглашения, коллективного  договора вправе по взаимному согласованию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по соглашению, коллективному договору, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.

Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные  обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Другие стороны (сторона) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.

По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные  законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

Штрафы за нарушения  в сфере социального партнерства  налагаются на виновных лиц в соответствии с административным законодательством.

 

2.3. Проблемы правового регулирования социального партнерства на современном этапе

 

Сегодня социальное партнерство  является трансформированной формой социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые  институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

Нельзя не затронуть вопрос об ответственности сторон социального партнерства. Следует иметь в виду, что ответственность сторон социального партнерства определена в статьях 54 и 55 Трудового кодекса РФ (глава 9). Однако при применении этих норм необходимо учитывать, что данные положения об ответственности носят отсылочный характер, т. е. для их реализации требуется применение другого федерального закона, а именно Кодекса РФ об административных правонарушениях, который введен в действие с 1 июля 2002 года.

Так, в соответствии со статьями 5.28 (уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения), 5.29 (непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения), 5.30 (необоснованный отказ в заключении коллективного договора, соглашения), 5.31 (нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению) административную ответственность в виде штрафа несут только работодатели или лица, его представляющие, а ответственность представителей работников не установлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под социальным партнерством понимается система взаимоотношений  между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Информация о работе Ответственность сторон социального партнерства