Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:01, дипломная работа
Краткое описание
Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: • рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации; • дать ключевые легальные понятия; • исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет; • определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации; • проанализировать специфику назначения пенсии за выслугу лет, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….......2 Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии за выслугу лет………………………………..…………….…….4 1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : Основные понятия……………………..………..…..………...4
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет…………………………………………...…...…16 Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет…………………..24 2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе Пенсионного обеспечения в Российской Федерации понятие, значение специфик……………………..…………...24 2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет……….….28
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет…………..35 Заключение.......................................................................................................45
Список использованных источников и литературы…………….……….….51
· регистрация
гражданина в государственной
службе занятости в целях поиска
подходящей работы;
· при установлении
инвалидности.
В соответствии
со ст.5 Закона право
на пенсию за выслугу
лет имеют государственные служащие
и военнослужащие (ст.
19 ФЗ «Об основах государственной
службы Российской
Федерации» и ст. 13
Закона о пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу).
Пенсия за выслугу лет
военнослужащим и приравненным
к ним лицам, проходящим
военную службу по контракту,
назначается в порядке, предусмотренном
Законом о пенсионном
обеспечении лиц, проходивших
военную службу.
Круг субъектов, имеющих право
на пенсию за выслугу лет, довольно широк.
В него входят: работники, занятые на работах
с особыми условиями труда; работники
гражданской авиации; лица, занятые лечебной
и иной работой по охране здоровья населения;
артисты и другие категории творческих
работников; военнослужащие; государственные
служащие.
Пенсия по государственному
обеспечению может назначаться и выплачиваться
только в соответствии с Федеральным законом
“О государственном пенсионном обеспечением
в Российской Федерации”. Вместе с тем
данный Закон предусматривает существование
иных федеральных законов для лиц пенсионное
обеспечение которых не предусмотрено
в рамках настоящего закона о государственном
пенсионном обеспечении.
2.2 Условия назначения
и выплаты пенсий за выслугу
лет
Возникновение права на пенсию
по выслуге лет законодатель связывает
с наличием у работника (служащего) необходимого
стажа (выслуги лет).
Как правило, на практике,
основная сложность заключается в
подсчете стажа
для назначения пенсии за выслугу
лет. Так, если для государственных служащих
такой стаж установлен в срок не менее
15 лет, то для работников летно-испытательного
состава он составляет не менее 25 лет.
Сотрудники таможенных органов должны
иметь стаж в размере 20 лет и более; сотрудники
таможенных органов, уволенные со службы
по достижении предельного возраста, по
состоянию здоровья или по болезни, либо
в связи с проведением организационно
- штатных мероприятий и достигшие на день
увольнения 45-летнего возраста, имеющий
общий трудовой стаж 25 календарных лет
и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев
составляет служба в таможенных органах.
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей" право на пенсию
за выслугу лет имеют работники, имеющие
на день увольнения со службы выслугу
на военной службе и (или) на службе в органах
внутренних дел, и (или) на службе в Государственной
противопожарной службе, и (или) на службе
в органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, и (или)
на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы 20 лет и более; данные лица, уволенные
со службы по достижении предельного возраста
пребывания на службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и достигшие на день увольнения
45-летнего возраста, имеющие общий трудовой
стаж 25 календарных лет и более, из которых
не менее 12 лет шести месяцев составляет
военная служба и (или) служба в органах
внутренних дел, и (или) служба в Государственной
противопожарной службе, и (или) служба
в органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, и (или)
служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы.
Особенности исчисления стажа
отдельных категорий служащих и работников
определяется специальными
нормативными актами. В частности,
необходимо выделить:
· Постановление Правительства
Российской Федерации от 20 февраля 1995
г. №155 "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим службу в федеральных
органах налоговой полиции, и их семьям"[19,
С.752];
· Указ Президента
Российской Федерации от 15 марта 1999 г.
№350 "Вопросы Службы специальных объектов
при Президенте Российской Федерации"
(с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003
г.)[12, С.1453];
· Список должностей
и учреждений, работа в которых засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей, в соответствии
с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" (утв. постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002
г. №781)[21, С.4393];
· Приказ Минобороны
Российской Федерации от 17 августа 2002
г. №315 "О мерах по обеспечению социальной
защищенности военнослужащих, гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации, проходящих военную службу
или работающих на космодроме "Байконур"
и в г. Ленинске, и членов их семей" (с
изм. и доп. от 14 октября 2003 г.) и др..
Также необходимо отметить,
что отдельным законодательными актами
устанавливается льготное исчисления
выслуги лет. Так, например, в Законе «О
борьбе с терроризмом» устанавливается
льготное исчисление выслуги лет (ст.22
Закона): военнослужащим и сотрудникам
федеральных органов исполнительной власти,
проходящим (проходившим) службу в подразделениях,
непосредственно осуществляющих (осуществлявших)
борьбу с терроризмом, в выслугу лет для
назначения пенсий засчитывается один
день службы за полтора дня, а во время
участия в проведении контртеррористической
операции - один день службы за три дня
(если законодательством Российской Федерации
не предусматривается более льготное
исчисление выслуги лет).
Таким образом,
при расчете стажа
конкретного работника необходим
учитывать особенности исчисления стажа
для данной категории служащих.
Приведем пример из практики:
Гражданин Г. обратился в суд
с иском к Заволжскому комитету социальной
защиты населения г. Ульяновска о признании
незаконным решения о прекращении выплаты
ему пенсии за выслугу лет как летчику-испытателю,
взыскании недополученных сумм пенсии
и компенсации морального вреда, сославшись
на то, что с 20 февраля 1998 г. он получал
указанную пенсию, затем
выплата ее была прекращена
и назначена вопреки желанию
истца пенсия за выслугу
лет как работнику летного состава,
что, по его мнению, незаконно.
Решением Заволжского районного
суда г. Ульяновска от 26 июля 2000 г. в иске
отказано.
Судебная коллегия по гражданским
делам Ульяновского областного суда 19
сентября 2000 г. решение суда оставила без
изменения.
Президиум Ульяновского областного
суда 28 июня 2001 г. оставил без удовлетворения
протест заместителя Председателя Верховного
Суда Российской Федерации об отмене судебных
постановлений.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
аналогичный протест заместителя Председателя
Верховного Суда Российской Федерации
28 февраля 2002 г. удовлетворила по следующим
основаниям.
Согласно ст.79 Закона Российской
Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-I "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" ( в
настоящее время данный Закон утратил
юридическую силу. Применяется Закон “О
государственном пенсионном обеспечении”)
пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном
составе устанавливается: мужчинам при
выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее
20 лет.
В силу ст.83 того же Закона списки
соответствующих работ (профессий и должностей),
с учетом которых назначается пенсия за
выслугу лет, а в необходимых случаях
и правила исчисления
выслуги и назначения
пенсий, утверждаются Правительством
Российской Федерации
по согласованию с Пенсионным
фондом Российской Федерации.
Во исполнении требований
ст. 83 указанного Закона Советом
Министров РСФСР принято постановление
от 5 июля 1991 г. №384, которым утверждено
Положение о порядке назначения и выплаты
пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного
состава, действующее в настоящее время.
В силу п.1 названного Положения
пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного
состава назначаются независимо от возраста
при выслуге в должностях, дающих право
на пенсию, у мужчин не менее 25 лет и у женщин
не менее 20 лет.
В под. "а" п.3 того
же Положения предусмотрено, что
право на пенсию за выслугу лет
имеет летный состав, непосредственно
выполняющий испытательные полеты на
штатных рабочих местах летательных аппаратов
и парашютно-десантной техники, в том числе
летчики (пилоты)-испытатели.
Разрешая спор и отказывая в
иске, суд сослался на то, что Г. имеет стаж
работы летчиком-испытателем 20 лет 20 дней,
т.е. менее 25 лет, поэтому пенсия за выслугу
лет как работнику летно-испытательного
состава ему была назначена незаконно
и ее выплата ответчиком правильно прекращена.
Время же работы истца пилотом гражданской
авиации (17 лет 11 месяцев), как указано
судом, не может быть включено в стаж, дающий
право на назначение пенсии за выслугу
лет как работнику летно-испытательного
состава, а учитывается при назначении
пенсии за выслугу лет работникам летного
состава. Такую пенсию и назначили Г. после
прекращения выплаты ранее назначенной
пенсии. Поскольку заявитель работает
пилотом-инструктором, выплата пенсии
в настоящее время, как указал суд в решении,
правильно прекращена.
С таким выводом суда согласился
президиум областного суда.
Между тем в силу п.5 вышеназванного
Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного
состава засчитывается, в частности, время
работы в должностях летного состава гражданской
авиации в порядке, установленном для
назначения пенсии летному составу гражданской
авиации.
Ссылка суда и президиума
областного суда на то, что этот пункт
определяет лишь порядок исчисления размера
пенсии работнику летно-испытательного
состава, имеющему не менее 25 лет выслуги
только в должностях, указанных в п.3 Положения,
несостоятельна, поскольку не соответствует
содержанию п.5 Положения и с учетом длительного
стажа работы истца летчиком-испытателем
(20 лет 20 дней) нарушает его права.
Поэтому решение суда не может
быть признано законным и подлежит отмене.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска, определение судебной коллегии
по гражданским делам Ульяновского областного
суда и постановление президиума Ульяновского
областного суда отменила и дело направила
на новое судебное рассмотрение[42,С.35-38].
Для того, чтобы более детально
исследовать порядок и условия назначение
пенсии за выслугу лет, рассмотрим такой
порядок на примере государственных служащих
(регулируется Федеральным Законом «О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации» и рядом иных
нормативных актов).
В соответствии со ст.7 вышеназванного
Закона, к условиям, определяющим право
федеральных государственных служащих
на пенсию за выслугу лет, относятся:
1) наличие стажа
государственной службы не менее
15 лет;
2) увольнение с федеральной
государственной службы по одному
из следующих оснований:
· ликвидация федеральных органов
государственной власти, иных государственных
органов, образованных в соответствии
с Конституцией и федеральными законами,
а также по сокращению штата в федеральных
органах государственной власти, их аппаратах,
иных государственных органах, образованных
в соответствии с Конституцией и федеральными
законами;
· увольнение с должностей,
утверждаемых в установленном законодательством
РФ порядке для непосредственного исполнения
полномочий
· лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации,
, в связи с прекращением
этими лицами своих полномочий;
· достижение предельного
возраста для
замещения должности федеральной
государственной службы.
Согласно положениям п.
3 ст. 25 Федерального Закона
"Об основах государственной
службы Российской Федерации"
предельный возраст для нахождения на
государственной должности государственной
службы - 60 лет. По решению руководителя
соответствующего государственного органа
допускается однократное продление срока
нахождения на государственной службе,
но не более чем до достижения федеральным
государственным служащим 65 лет, для лиц,
занимающих высшие, главные и ведущие
государственные должности государственной
службы и достигших предельного возраста
нахождения на государственной службе;
· несоответствие замещаемой
должности федеральной государственной
службы вследствие состояния здоровья;
· увольнение по собственному
желанию в связи с выходом на трудовую
пенсию.
3) замещение должности
федеральной государственной службы
не менее
12 полных месяцев непосредственно
перед увольнением.
Законодатель не связывает
право государственного служащего на
указанный вид пенсионного обеспечения
с достижением лицом определенного возраста.
Вместе с тем пенсия за выслугу лет может
быть установлена только по достижении
возраста, требуемого для назначения трудовой
пенсии по старости, в том числе и назначаемой
досрочно.
Пенсия за выслугу лет может
быть также установлена к трудовой пенсии
по инвалидности, условия назначения которой
определены в ст. 8 Закона о трудовых пенсиях.
2.3 Порядок назначения
и выплаты пенсии за выслугу
лет
Прием документов
для назначения пенсии за
выслугу лет от федеральных
органов осуществляется Пенсионным
фондом Российской Федерации.
При рассмотрении документов,
представленных для назначения пенсии
за
выслугу лет федеральных государственных
служащих, Пенсионный фонд Российской
Федерации:
· осуществляет проверку
правильности оформления представленных
документов;
· принимает меры по фактам
представления документов, содержащих
недостоверные сведения;
· запрашивает в необходимых
случаях от федеральных органов и федеральных
служащих недостающие
документы , подтверждающие
стаж
государственной службы (работы);
· принимает решение
о назначении пенсии за выслугу
лет либо об отказе в ее назначении на
основании совокупности представленных
документов.
В соответствии с Правилами
обращения, которые регулируют процедуру
обращения за пенсией за выслугу лет федеральных
государственных служащих, процедуру
рассмотрения заявлений о назначении
(приостановлении, возобновлении) пенсии
за выслугу лет, определяют порядок назначения,
перерасчета и выплаты пенсии за выслугу
лет федеральным государственным служащим,
за пенсией за выслугу лет федеральных
государственных служащих, ее назначения
и выплаты утвержденными Постановлением
Минтруда Российской Федерации от 30 июня
2003 г. №44, федеральный служащий должен
подать письменное заявление, форма которого
предусмотрена приложением №1 к настоящим
Правилам (см. Приложение А) о назначении
пенсии за выслугу лет на имя председателя
Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации с необходимыми документами
в кадровую службу федерального органа
государственной власти или его аппарата,
иного государственного органа, образованного
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации или федеральным законом (далее
именуется - федеральный орган), в котором
он замещал должность федеральной службы
перед увольнением.