Понятие источника конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе для России характерно возрастающее влияние конституционного права в жизни общества и государства. Ныне конституционное право – одна из самых динамичных отраслей отечественного права. Начало этому процессу положила Конституция РФ 1993 г., провозгласившая основные ориентиры реформирования российского общества и государства. Именно конституционные цели построения в России правовой государственности обусловливают особую роль и актуальность конституционных предписаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие источника конституционного права 7
1.2 Нормативный акт как источник российского конституционного права 10
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 13
2.1 Конституция Российской Федерации и Конституционные законы и законы Российской Федерации 13
2.2 Декларация 26
2.3 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации 27
2.4 Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ 28
2.5 Договоры и соглашения 31
2.6 Уставы субъектов РФ 37
2.7 Постановления Конституционного суда РФ 38
2.8 Постановления Правительства РФ 39
2.9 Иные источники конституционного права России 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Договор может быть заключен в следующих случаях:

а) при прямом указании в федеральном законе о предмете совместного ведения на допустимость его заключения;

б) если отсутствует федеральный  закон о предмете совместного  ведения - при условии, что в случае принятия федерального закона договор будет приведен в соответствие с ним.

Кроме того, договор может  конкретизировать предметы совместного  ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических и иных особенностей субъекта РФ. Предметами договора могут быть:

а) конкретизация предметов  ведения и полномочий, установленных  Конституцией РФ и федеральными законами;

б) условия и порядок  осуществления разграниченных договором  полномочий; 

в) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора, а также иные вопросы, связанные с реализацией договора. Договором может устанавливаться ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений договора. В частности, могут предусматриваться одностороннее расторжение договора, обязанность возмещения ущерба.

Порядок подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов договоров определяется Президентом  РФ. Договор подписывается  Президентом РФ и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ, и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Соглашение - это разновидность  публичного договора, заключаемого по поводу передачи полномочий. Такие  соглашения заключаются между федеральными и региональными органами власти, а также между региональными структурами . Соглашение о передаче полномочий - правовая форма взаимного делегирования (передачи) органами исполнительной власти федерации и ее субъектов части их полномочий.

Международный договор - это ратифицированный Государственной Думой договор, содержащий нормы конституционного права. Международный договор РФ - это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Детальный порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ с целью надлежащего обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов внешней политики России, закрепленных в Конституции РФ, регламентируется Федеральным законом от 16 июня 1995 г. «О международных договорах РФ»10. В зависимости от субъектов заключения договоров Закон различает три их разновидности:

1) межгосударственные - заключенные  с международными организациями  от имени РФ;

2) межправительственные - заключенные от имени Правительства РФ;

3) договоры межведомственного  характера - заключенные от имени  органов исполнительной власти.

2.7. Конституции республик

В соответствии со  статьей 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т.е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Исходя из текста ст. 66 Конституции следует признать, что конституции республик являются частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального состава. Конституция принимается республикой самостоятельно (это одно из ее прав), и она не нуждается в утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации.

Ведущую роль в определении  статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная  Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Она непосредственно  входит в состав Российской Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом  государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной  Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и республиканскими органами конституционного контроля.

Конституция республики - это не столько форма правового  документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует  Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.

Республиканские конституции  учитывают особенности субъектов  федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и  полномочий федерации по предметам  совместного ведения федерации  и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

2.6 Уставы субъектов РФ

Статус других субъектов  Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов  регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться как административно-территориальные единицы. Федеративный договор от 31 марта 1992 г11. признал их субъектами Российской Федерации. В уставе края, области так же, как и в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности данной территории и проживающего на ней населения.

Устав субъекта Федерации регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, права и свободы проживающих на данной территории граждан.

Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации в основном одинаковы, то и содержание их основополагающих документов - конституций республик, уставов, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - имеют равную юридическую силу; все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.

Конституция России предусматривает  возможность принятия федерального закона об автономной области или  округе по представлению законодательных  и исполнительных органов этих субъектов  Федерации (ст. 66 п. 2 Конституции РФ).

2.7  Постановления Конституционного суда РФ

К числу источников конституционного права относятся  постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции,  дается толкование Конституции. С   формальной  точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов,  акты которого по юридической силе стоят   выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является.       

 Следует оговориться,  что Конституционный Суд толкует  Конституцию не только при  разрешении дел, рассмотренных  по  запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой. 

  Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции)12, тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера.

Конституционный Суд  не может принимать нормативных  актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в  силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу.

2.8 Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115). Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения и распоряжения.

2.9 Иные источники конституционного права России

Акты органов местного самоуправления

Конституция отмечает, что  местное самоуправление в пределах   своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например,  расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Как уже было выше отмечено - система местного самоуправления согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.

Статья 132 Конституции  РФ определяет13, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 19) устанавливает право органов и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты.

Акты чрезвычайных государственных  органов

В отдельных случаях  источником конституционного права  могут быть акты, издаваемые чрезвычайными  государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные обычаи

Конституционный обычай представляет сложившееся в практике деятельности органов государственной  власти, органов местного самоуправления правило, которое в силу многократного  повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. Конституционно-правовые обычаи складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Некоторые из таких обычаев, имеющие особую значимость, получают законодательное закрепление. Так, при проведении в 1993 г. выборов депутатов Государственной Думы первого созыва стало обычным наряду с предусмотренными «Положением о выборах депутатов Государственной Думы» избирательными комиссиями формирование территориальных (городских, районных) избирательных комиссий. В последующем такая практика получила закрепление в федеральных избирательных законах - «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (1994 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы» (1997 г.), «О выборах Президента РФ» (1995 г.).

Информация о работе Понятие источника конституционного права