Понятие и классификация правовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:30, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является не только раскрыть сущность, дать характеристику и обозначит признаки религиозной правовой семьи, но и рассмотреть понятие правовая семья, отметить существующие классификации правовых семей прошлого и современности.

Содержание

Введение... 3
1. Понятие и классификация правовых систем... 5
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья 5
1.2. Классификация правовых систем.. 7
2. Основные характеристики семьи религиозного права.. 10
2.1. Признаки религиозной правовой семьи 10
2.2. Мусульманская правовая система.. 12
2.3. Индусское право.. 14
2.4. Право Дальнего Востока. Китай 17
Заключение.. 19
Список использованной литературы и источников... 20

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим управл нов.docx

— 79.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

      Введение……………………………………………………………………..….3

I     Понятие и типология политических режимов………………….….….….5

    1. Понятие политических режимов......................................................................5
    2. Типология политических режимов .............................................................7

II    Типы  политических режимов………………………………………………9

2.1  Авторитарный режим  (авторитаризм) ……………………..………….…….9

2.2  Тоталитарный режим  (тоталитаризм) ……………………….……….….….13

2.3  Демократический политический  режим…………………..…………….….18

III    Политико-государственный режим в Республике Казахстан………..23

3.1  Демократизм государства……………………………………………………23

3.2  Конституция Республики  Казахстан как основа демократизма………….27

Заключение…………………………………………………………..……..……..32

Список использованной литературы……………………………..…...….……34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы обусловлена  современным состоянием Республики Казахстан и озабоченности многих, будущим нашего государства, ведь именно от того какие тенденции будут  превалировать при дальнейшем развитии политического режима, и будет  зависеть то, будут ли наши дети и  внуки жить при тоталитаризме  либо демократии. Политический режим, состоящий из такой совокупности приемов и методов осуществления  власти, отражает характер взаимоотношений  государства и личности, олицетворяет собой порядок взаимодействия структуры  управляющих и управляемых. Наиболее тонкая связь между государством и личностью, какую только можно  проследить в данном масштабе, проявляется  в политическом режиме государства  и определяет круг отношений, вытекающих из заданной системы управления. Политический режим государства, по нашему мнению, является одной из первооснов, формирующих  конструкцию государства. На этой основе возникают особенности общественных отношений, в том числе отношений  власти и подчинения, а также отношений  неполитического характера. При  этом специфика детерминируется  прямой зависимостью от качественного  соотношения тех или иных методов, используемых при организации системы  управления в государстве.

Итак, актуальность изучения понятия «политический режим» исходит  из его базового для теории государства  характера. Кроме того, актуальность заданной темы исследования обусловлена  рядом других причин.

Помимо изначальной фундаментальной  ценности феномена политического режима в последнее время его изучение актуализировалось ввиду структурных  и системных изменений, происходящих в нашей стране. Страна в настоящий  момент развития пришла к необходимости  установления демократического режима, находится в поиске наиболее эффективных  путей своего движения от одних политических идеалов к противоположным, и  это заслуживает детального изучения.

Политический режим является наиболее гибким, подвижным и социально  значимым элементом формы государства, своеобразным «барометром», определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций развития, взаимодействия с гражданским обществом, сочетание  силовых и несиловых методов  властвования, уровень политического  и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.

Таким образом, в исследованиях  политических режимов существует серьезный  пробел. При этом его существование  продиктовано как объективными, закономерными, неустранимыми причинами, среди  которых быстро меняющиеся реалии политической жизни страны, так и простыми недоработками  и отсутствием принципиального  согласия по ряду вопросов в теории понятия.

Все эти проблемы теснейшим  образом связаны с функционированием  политического режима, с системой властных отношений, государственного управления, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики, упрочением законности и правопорядка, стабильности и упорядоченности в стране.

Основной целью исследования является анализ особенностей политического  режима в Республике Казахстан на современном этапе развития.

 Для достижения данной  цели автором ставится ряд  задач:

  • рассмотреть понятие и типология политических режимов;
  • изучить типы  политических режимов;
  • исследовать политико-государственный режим в Республике Казахстан.

Объектом данного исследования является политический режим современного Казахстанского государства как  совокупность реальных приемов и  методов управления государством, с  одной стороны, и политический режим  как системообразующий фактор развития государства в целом, с другой.

Предмет исследования - это  признаки и типы политического режима; переходные состояния общества и  государства, в которых формируется  политический режим; различного рода предпосылки  возникновения определенного типа политического режима; это правовые и иные факторы, свойственные современному политическому режиму Республики Казахстан, одновременно влияющие на специфику  его развития; а также условия  формирования различных переходных комплексных и гибридных форм политического режима на примере  Республики Казахстан.

К частным методам исследования, применяемым в нашей работе, относятся: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический, институциональный.

Применение всех этих методов  в их взаимодействии позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать  их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам, осуществить  некие прогнозы и выявить наметившиеся пока еще недостаточно устойчивые тенденции.

Теоретической основой данного  исследования послужили труды отечественных  и зарубежных ученых, теории государства  и права, вместе с тем использовались также труды ученых из областей политологии, социологии, истории государства  и права, экономики, и других-отраслей знания, в которых освещены различные  аспекты, связанные с вопросами  политического режима.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

I Понятие и типология политических режимов

   1.1 Понятие  политических режимов

Форма правления и форма  территориального устройства государства  не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких  способов осуществляется взаимодействие государственной власти с как  проявляется в политической сфере  действительное классовых сил, каков  политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет  фактически государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства – политический режим[1]. 

Термин «политический  режим» появляется в научном обороте  в 60-е гг. XX века, категория, «политический  режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим[2]. 

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как  в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком  понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления  власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия  на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д[3]. 

Какие виды политических режимов  существуют? Их очень много, поскольку  на ту или иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Один из критериев определения  вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме  или царит сплошной произвол, своекорыстное  усмотрение «власть предержащих», направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и  свобод граждан, взаимной органов государства  и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений  властей, которые за этим фасадом  фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей  или даже одного лидера.

Политический режим, как  правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение  политического режима всегда связано  с тем, в каких правовых или  антиправовых формах он предстает перед  исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в  организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и  других характеристиках позволяет  достаточно точно определять вид  политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи  политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями  в рамках современного социального  знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования[4]. 

Таким образом, изучение методов  и способов, с помощью которых  государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического  режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

 Теория государства  в зависимости от тех или  иных критериев выделяет виды  политических режимов, которые  применялись в многовековой истории  государственности. Эти виды представляют  собой широкий диапазон между  авторитарным и демократическим,  крайними полюсами на всей  шкале политических методов власти.

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный тип политической системы, существующей в стране. 
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. 
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти[5]. 

Информация о работе Понятие и классификация правовых систем